Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы античной философии классического периода (Сократ, Платон, Аристотель).




Сократ -ваятель. Выступал против афинской рабовладельческой демократии. Способствовал возникновению учений идеализма. Сам ничего не писал. Вёл споры и беседы. Его философия — учение о том, как следует жить. С его точки зрения, должна существовать единая, общая, высшая цель жизни. Основными добродетелями он считал умеренность, храбрость, мужество и справедливость. Это высшие блага. Сократ главной проблемой философии считает человека, его судьбу и предназначение. Предметы философии: этика, риторика, политика; искусства: язык, воспитание, религия. Философия Сократа: 1) негативная методология, негативно состоящая в обнаружении противоречивых убеждений, разрушение ложных предубеждений и доведение этих противоречий до абсурда путём иронии и сомнения. 2) позитивная методология (каждый человек по природе имеет истинное знание, поэтому нужна помощь учителя, который помогает обнаружить истинные знания). Всякое зло от незнания. Знание-условие счастья. Линия материализма и идеализма чётко просматривается, начиная с философии Демокрита и Платона. Платон родился на острове Эгина. Объективный идеалист. Впервые идеализм как мировоззрение противопоставил материализму. Противник афинской демократии. Ученик Сократа, в Афинах основал Академию. Мир идей настоящий. Мир вещей ложный и зависимый (мир теней). Мир идей постоянен, вечен и совершенен. Его теория познания основывается на положении: всё знание о мире даёт душа. Она бессмертна. Она содержит в себе в скрытом виде всё знание. Задача познания — всё вспомнить. Платону принадлежат слова "из споров рождается истина". Заслуга Платона — учение о диалектике понятий, диалектике мыслей. Правителей следует выбирать, по его мнению, только из философов. ("Идеальное государство будет тогда, когда или философ будет править, или правители философствовать".) Основные труды Платона: "Апология Сократа", "Государство", "Диалоги". Платон размышлял, что чему предшествует: предмет идее или идея предмету. Любому предмету предшествует замысел. Эти идеи существуют в особом, не земном мире, а реальные предметы — отражение идей. Идея, по Платону, образует систему подобно пирамиде, на вершине которой существует идея блага. Идея блага олицетворяет собой добро, красоту и совершенство. От идеи блага получают свою сущность реальные предметы. Существуют 2 вида познания: 1)чувственное (вещей), 2) рациональное (идей). Задача философии, по Платону, направлять духовную деятельность человека на абсолютные ценности. Аристотель родился в г. Стагире, во Фракии. Ученик Платона. Создал философскую школу — Ликей. Его основные философские труды: "О душе", "Физика", "Категории", "Метафизика" (всего 375 книг). Учение Аристотеля — объективный идеализм, правда, непоследовательный. Оно сложилось в результате критики учения Платона. Ему принадлежит изречение: "Платон мне друг, но истина дороже". По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство "материи и формы". Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Предельная форма – Бог, пребывающий вне мира. Учёный разработал систему категорий: 1) сущность, 2) количество, 3) качество, 4) отношение, 5) место, 6) время, 7) положение, 8) обладание, 9) действие, 10) страдание. В теории познания Аристотель исходит из представления о существовании независимой от субъекта объективной действительности. Аристотель считал, что существует 6 видов движения: возникновение, уничтожение, рост, уменьшение, качественное изменение и смена в пространстве. Философия, по Аристотелю, итог работы целого поколения мыслителей. Он пытался построить единую систему наук и дать им классификацию: а) теоретические (механика), б) практические (медицина), в) продуктивные (этика, эстетика). Философия – наука об умопостигаемом. Она отвечает на запросы духа, которые возникают после удовлетворения физических потребностей. Главная проблема: проблема соотношения материи и формы. Субстанция – есть единство материи и формы. Он – создатель формальной логики.


7. Исторические этапы и характерные черты средневековой фил…

Эпоха Средневековья – период европейской истории, занимающий промежуток времени с V по XVI века. Однако процесс становления средневековой культуры, нового типа фил. типа мышления датируют I–V столетиями. Фактически средневековая культура, фил. сформировались на основе двух традиций – христианства и античной фил.. Причем последняя являлась основанием христианского мировоззрения (имеются в виду учение Платона об идеях и учения Аристотеля о логических доказательствах). Средневековая фил. являлась теоцентричной, т.е. именно Бог являлся главным предметом философских измышлений. Основу учения о бытии составлял догмат творения. Считалось, что мир сотворен Богом из ничего (креационизм). Проблема познания трактовалась как откровение: познать истину, сущность божественного можно только через веру. Отрицалось рациональное постижение мира. Чел. рассматривался как образ и творение Бога. Согласно христианскому вероучению, чел. занимает центральное место в природе, возвышается над ней. Именно в недрах христианства зародилось представление о том, что чел. – венец творенья и царь природы. История понималась как реализация заранее предусмотренного Богом плана спасения человечества (идея провиденциализма). В целом фил. Средневековья, в отличие от античной, утрачивает самостоятельный статус и превращается в «служанку богословия». Другими словами, ее задачей становится стремление рационально обосновать христианские догматы. Средневековая фил. в своем развитии прошла два этапа: этап патристики и этап схоластики. Патристика (лат. рatres – отцы) охватывает период с II по VIII века – это время становления христианской догматики под влиянием идей Платона. Основные представители данного направления – Василий Великий, Григорий Нисский, Ориген, Августин Блаженный и др. Отцы церкви занимались проблемами сущности, происхождения добра и зла, души и тела и т. д.

Этап схоластики (греч. schola – школа, беседа) – VIII–XV века – представляет собой развитие христианской фил. под влиянием идей Аристотеля. Мыслители: Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Росцелин, Оккам и др. – предпринимали попытку рационально обосновать веру в Бога. Доказательства бытия Абсолюта велись с позиций номинализма и реализма. Номинализм (лат. nomina – имена) рассматривал общие понятия (универсалии) как имена – названия предметов. Реализм (лат. Realis – действительный) утверждал, что имена реально существуют объективно. Крайности номинализма и реализма были преодолены Фомой Аквинским, кот. выдвинул тезис о гармонии веры и разума.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...