Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административное судопроизводство в Российской Федерации. Структура Кодекса административного судопроизводства РФ.




15 сентября 2015 года на территории Российской Федерации вступит в силу Кодекс об административном судопроизводстве в Российской Федерации (далее – Кодекс), принятый Федеральным законом от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

Кодекс представляет собой единый систематизированный законодательный акт, регламентирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);

6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Согласно ч. 3 ст. 1 в порядке, предусмотренном Кодексом, будут рассматриваться также административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;

4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока их пребывания в таком учреждении;

5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;

6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следует отметить, что до вступления Кодекса об административном судопроизводстве в Российской Федерации в силу административные дела указанных категорий рассматриваются в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Новая отрасль процессуального права вводится в систему действующего законодательства Российской Федерации для обеспечения доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений, защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административных дел и укрепления законности в данной сфере.

В соответствии с Кодексом право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов гарантируется каждому заинтересованному лицу.

Административное судопроизводство построено на принципах независимости судей, равенства всех перед законом и судом, законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел, осуществлении судопроизводства и исполнении судебных актов по административным делам в разумный срок, гласности и открытости судебного разбирательства, непосредственности судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон при активной роли суда.

Статьей 39 Кодекса предусмотрены полномочия прокурора в административном судопроизводстве. Согласно закону прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление (об отказе от иска) без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных законом. Прокурор не дает заключение по делу, если дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

Кроме того, разделами кодекса подробно регламентированы меры процессуального принуждения, общие правила производства в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций, особенности производства по отдельным категориям административных дел, порядок проведения упрощенного (письменного) производства по административным делам, а также процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом.

 

82.Государственное управление и административно- правовое регулирование в сфере экономики (полномочия МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ, Минпромторга, Минфина РФ)

Государственное воздействие на развитие экономических отношений и их административно-правовое регулирование осуществляются разными методами и во многом зависят от содержания самих общественных отношений. Так, в определенных случаях государство, будучи заинтересовано в эффективном и своевременном выполнении предпринимателем (предприятием, акционерным обществом и т.п.) государственного заказа, стремится создать благоприятные условия для его работы. Вместе с тем в целях защиты прав потребителя государство устанавливает обязанность предпринимателя соблюдать установленные стандарты, нормы и правила производства продукции, торговли и т.п.

В ряде случаев, учитывая в целом интересы безопасности личности и общества, государство определяет полномочия органов по контролю и надзору за безопасностью, например, пищевых продуктов, питьевой воды, соблюдению предельно допустимых нормативов выбросов отходов производства промышленных предприятий в окружающую среду. В необходимых случаях государство вводит административную, уголовную, материальную ответствен-ность за нарушение установленных им правил в сфере экономики, в том числе за нарушение природоохранного, налогового законодательства, законодательства об охране здоровья и труда граждан.

Согласно Конституции РФ 1993 г. вместо термина «государственное управление» введено в оборот понятие «исполнительная власть». Теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из которых можно получить представление и о самой исполнительной власти, и о реализующих ее органах. Так, в ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ говорится о том, что в пределах ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Республики, входящие в состав Федерации, самостоятельно устанавливают систему республиканских органов власти, включающую и органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти - структурное подразделение государственного аппарата, создаваемое специально для повседневной деятельности в системе разделения властей в целях прове-дения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Сфера государственного управления охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической работы, в которой принимают участие сотни тысяч разного рода производственных и непроизводственных, государственных и негосударственных коллективов, миллионы граждан. И уже в силу этого обстоятельства она создает широчайший простор для административно-правовых отношений, хорошей базой для которых является управляемая сфера государственной и общественной жизни.

Общий порядок государственного управления в сфере экономики

Исполнительная власть в системе разделения властей призвана обеспечивать проведение в жизнь общих требований, правил, сформулированных в нормах законодательства, их неуклонное исполнение всеми государственными и негосударственными образованиями, всеми гражданами. Тем самым исполнительная власть дает возможность проведения в жизнь государственной политики.

С учетом задач экономической политики России и необходимости государственного регулирования, координации и управления в конкретных отраслях и сферах экономики организована система федеральных органов исполнительной власти, в которую входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Со времени внедрения современных рыночных механизмов в народное хозяйство система органов исполнительной власти, т.е. органов государственного управления, в сфере экономики претерпела значительные изменения. Появились новые функции у федеральных министерств и иных органов исполнительной власти, непосредственно связанных с руководством экономикой страны 14.

Особое место в системе органов государственной власти России занимает Правительство РФ. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» определил полномочия Правительства РФ в экономической сфере согласно положениям ст. 71, 72, 75, 114 Конституции РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий организует проведение внутренней и внешней политики РФ, ведет регулирование в социально-экономической сфере, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их выполнение. Осуществляя свои полномочия, Правительство РФ регулирует экономические процессы, в том числе разрабатывает программы развития приоритетных отраслей экономики, обеспечивает единство эконо-мического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, управляет федеральной собственностью, проводит государственную структурную и инвестиционную политику.

Правительство РФ обязано обеспечивать единство финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывать и представлять в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение, разрабатывать налоговую политику, обеспечивать совершенствование бюджетной системы.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, указами Президента РФ проводит валютное регулирование и валютный контроль, принимает меры к установлению единой политики цен.

В области международных экономических отношений России Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях России с иностранными государствами.

В связи с комплексностью экономической сферы, государственное управление в ней осуществляется по отдельным отраслям.

Управление экономическим развитием

Управление экономическим развитием заключается в разработке и обосновании приоритетных, наиболее перспективных и эффективных направлений развития экономики России, ее регионов, отраслей, комплексов и секторов экономики.

Для экономического развития России большое значение имеет совершенствование внешнеэкономической деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Цели государственного регулирования в этой сфере состоят в обеспечении благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также в защите экономических и политических интересов России.

Основными задачами управления развитием внутренней торговли являются выработка политики и нормативное правовое регулирование потребительского рынка, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также совершенствование правил торговли и организации торгового обслуживания населения страны.

Важные задачи в области внешней и внутренней торговли должна выполнять таможенная служба. Цели таможенной политики - обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории России, участие в решении торгово-

аналитических задач, связанных с защитой российского рынка, стимулированием развития национальной экономики, содействием структурной перестройке, выполнением других задач экономической политики страны.

Вопрос о соотношении федеральной, региональной и муниципальной собственности чрезвычайно важен. Решая его, целесообразно сосредоточить усилия не на том, как поделить государственную собственность, а на том, как оптимизировать управление ею для повышения эффективности производства.

Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России)15 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственногоназначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития РФ, создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Минэкономразвития России — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, занимающийся регулированием оценочной деятельности.

Минэкономразвития России координирует и контролирует Деятельность находящихся в его ведении Федеральной службы государственной статистики, Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, а также Федерального агентства геодезии и картографии.

Структурными подразделениями центрального аппарата Минэкономразвития России являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы. Торговые представительства РФ в иностранных государствах и специалисты Министерства в постоянных представительствах РФ при международных организациях составляют загранаппарат Министерства.

Управление в сфере финансовой деятельности

Неотъемлемая часть управления экономикой - осуществление государственными органами функций в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской, аудиторской и другой деятельности, связанной с финансами. Финансовая политика направлена на устранение главных причин инфляции, нейтрализацию ее разрушительного влияния на экономику и благосостояние людей. Предусматривается прямое государственное регулирование, пред-полагающее сокращение и ликвидацию дефицита бюджета, ужесточение контроля за его исполнением и величиной государственного долга, сокращение объемов субсидий и дотаций, перерегистрацию и пересмотр налоговых льгот, программу мер по совершенствованию системы платежных и расчетных отношений между организациями и др.

Министерство финансов РФ (Минфин России)20 является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Минфин России координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.

Минфин России самостоятельно принимает нормативные правовые акты, касающиеся исполнения бюджета, уплаты налогов, информации о ценных бумагах, ведения учета налогоплательщиков, информации о государственных долговых обязательствах, ведения лицевых счетов, сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учета и расходования средств обязательного социального страхования, а также по другим вопросам.

На Минфин России возложена ответственность за правильное использование средств Стабилизационного фонда РФ.

Управление в сфере промышленности, торговли и энергетики

Промышленность представляет собой важнейшую часть экономики страны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Назначение промышленности — обеспечить народное хозяйство современными машинами, оборудованием и другой высокотехнологичной продукцией, выпуск пользующихся спросом качественных товаров для населения.

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей. Некоторые их группы именуются комплексами: промышленный, оборонно-промышленный, топливно-энергетический, ядерно-энергетический, ядерный, оружейный и др. Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия, организации.

Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России)28 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли;функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревооб-рабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений;функции по поддержке экспорта промышленной про-дукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением РФ к Всемирной торговой организации; функции федерального органа по техническому регулированию.

Минпромторг России — уполномоченный (национальный) орган РФ по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Минпромторг России координирует и контролирует деятельность подведомственного Министерству Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование)29 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. Свою деятельность Ростехрегулирование ведет непосредственно и через подведомственные организации. Оно руководит деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...