Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прежде чем приступить к изучению полимеров, учитель предлагает ролевую игру «Знакомство цивилизованного мира с каучуком».

Учащиеся делятся на группы:

«мореплаватели», «индейцы», «европейцы» («дети», «родители», «торговцы», «ученые»).

«Индейцы» и «мореплаватели» выходят из класса, помощник учителя ставит с ними сценку. В это время учитель объясняет «европейцам» их задания по группам и дает 1-2 мин на подготовку.

Учитель.

1493 год.

Через Атлантику идет

Вторая-экспедиция. Колумб опять ее ведет

Безбрежными границами.

 

Входят «мореплаватели» во главе с Колумбом.

Америка! Америка!

Приплыли на Гаити.

 

В кабинет под музыку заходят «индейцы», играя с маленьким резиновым мячиком.

 

Бегут индейцы к берегу

И европейцы видят:

Они играют с шариком,

И шарик этот скачет.

Любого — млад иль старенький -

Такое озадачит.

«Мореплаватели» расспрашивают «индейцев» об этом скачущем предмете, а те, в свою очередь, показывают жестами, как получают такой шарик. Один из «индейцев» изображает дерево гевею, второй показывает, как его надрезают и собирают млечный сок (латекс), а третий объясняет, что это «као-о-чу» — «слезы» дерева. «Европейцы» произносят слово по-своему: «Каучук». Получив в подарок от «индейцев» шарик, они «возвращаются в Европу» — садятся на свои места.

Учитель с мячиком в руках подходит к каждой группе учащихся, и ребята выражают свою реакцию на этот чудесный новый предмет. «Дети» восхищаются, удивляются, спрашивают, из чего он сделан, просят «родителей» купить его. «Родители» интересуются его свойствами и ценой. «Торговцы» соображают, как организовать поставки, и, собираясь приступить к торговле такими шариками, интересуются, можно ли их найти где-то поближе, чем в Америке. «Ученые» заинтересованы удивительными свойствами материала, из которого состоит шарик, ставят перед собой задачу изучить свойства, состав и строение его молекул. У них возникает мысль о получении подобного вещества искусственным путем.

По окончании игры учитель подводит итог, делает акцент на заключении «ученых», по существу ставящих проблему, которую можно выразить схемой 1.

 

Схема 1

 

Затем в стихотворной форме звучит история каучука вплоть до синтеза искусственного каучука и других полимеров в XX в.

Учитель.

Колумбом привезенный каучук

Как ценный экспонат попал в музеи,

Где очень долго пролежал без цели...

Спустя примерно три столетья вдруг

Французы отправляют экспедицию,

Чтоб изучить бразильскую провинцию.

Один из членов группы — Кондамин —

Индейцев бытом занялся серьезно.

Затем в своем отчете скрупулезно

Он примененье каучука осветил.

Пропитывают им корзины, ткани,

Чтоб защитить от влаги проникания;

 Борта и днища лодок покрывают,

Чем службу их надолго продлевают.

А вот, пожалуйста, еще два чуда:

Из каучука делают сосуды

И, смазав латексом макет ноги,

 Индейцы делают галоши, сапоги.

В Европе бум: охвачена сенсацией,

В восторг приходит вся цивилизация!

И из Америки пластинки «слез» гевеи

Везут торговцы, чтоб продать скорее.

Лепите, что хотите, покупатели!

И появляются уже предприниматели.

Мячи, подтяжки и подвязочки,

 Плащи, бутылочки и баночки,

Среди изделий сапоги, галоши...

Увы и ах... My Got! Mon Dieus! О, Боже!

В жару все липнет или растекается,

А в холод трескается и ломается.

Честь каучука спас совсем случайно

Торговец из Америки — Гудьир.

Обычно серой посыпал он специально

Свои пластиночки и как-то уронил

Одну из них в огонь. Он испугался,

Схватил кусочек, гнул его и мял –

Гораздо лучше тот по свойствам оказался

 И — чудо! — даже липнуть перестал.

Так изобрел Гудьир вулканизацию,

 Чем вызвал в мире новую сенсацию.

Ученые ж корпели над составом

И над строением молекул каучука.

Достойны многие из них великой славы

За то, что двинули вперед науку.

В двадцатом веке синтез полимеров

Достиг невероятнейших размеров.

 

Далее учитель предлагает рассмотреть полимеры непредельных углеводородов и их галогенопроизводных. Учащиеся записывают в тетрадь тему урока и схему 2.


Схема 2

 

Учитель сообщает, что на уроке будут рассмотрены пластические массы, получаемые из этилена, пропилена, хлорвинила и тетрафторэтилена, и предлагает учащимися, используя инструкционную карточку 1, построить в группах модели молекул этих четырех полимеров.

 

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...