Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инновационная деятельность организации.




 

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также, связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Действительная новизна продукта или процесса должна приводить к росту экономического эффекта от его использования.

По степени новизны выделяют инновации: базисные (реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники), улучшающие ( связаны с внедрением мелких и средних изобретений, они преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического прогресса), псевдоинновации(направлены на частичное улучшение устаревшей техники и технологии).

По характеру применения различают следующие виды инноваций: продуктовые, технические, процессные, организационно-управленческие, рыночные, социальные.

Продуктовые инновации представляют собой новые продукты, повышение потребительских качеств традиционной продукции, с учетом запросов потребителей.

Технические инновации находят проявление в производстве изделий и продуктов с новыми или улучшенными свойствами и введения в эксплуатацию нового оборудования.

Процессные инновации дают возможность использовать новые технологические процессы для производства как традиционных, так и новых продуктов. Различают следующие виды технологий: информационные, отраслевые, технология создания новых материалов, технология сохранения окружающей среды.

Информационные инновации решают задачи оптимизации информационных потоков в различных сферах научной и производственной деятельности

Организационно-управленческие инновации призваны сопровождать освоение новых видов продукции. Они характеризуются совершенствованием структуры управления предприятием, форм найма и контрактов, новых систем организации и оплаты труда и т.п.

Рыночные инновации представляют собой новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах и услугах на новых рынках.

Социальные инновации направлены на решение проблем здравоохранения, образования, улучшения условий труда и жизни населения.

Как правило, инновации на предприятии носят комплексный характер, так как разные типы инноваций связаны между собой по целям и результатам внедрения.

По причинам возникновения инновации делят на реактивные и стратегические.

Реактивные инновации направлены на выживание фирмы (предприятии), они появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.

Стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

Различают восходящие инновации (исследования, генерирующие новые знания) инисходящие инновации (разработка продукции для рынка на основе имеющихся знаний).

На эффективность инновационной деятельности предприятия оказывает влияние инновационный потенциал.

Инновационный потенциал предприятия (отрасли, региона, страны) – это совокупность различных видов ресурсов (материальные, трудовые, финансовые, интеллектуальные, научно-технические, информационные и другие ресурсы), необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Для осуществления инновационной деятельности на предприятии разрабатываетсяинновационная программа, которая представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции и технологий.

Интеллектуальный продукт – результат инновационной деятельности в области духовного производства, предназначенный для удовлетворения потребностей (в товарной или нетоварной формах) его потребителей. К интеллектуальному продукту относятся: научно-техническая продукция, продукция информатики и культуры.

Для развития инновационной деятельности создается инновационная инфраструктура: инновационно-технологические центры, технопарки, инкубаторы, технополисы, регионы науки и технологий, учебно-деловые центры и другие специализированные организации.

Инновационная деятельность является главным средством сохранения предприятием своих позиций на рынке, дальнейшего развития и повышения эффективности функционирования.

Период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества или появления инновационного продукта на рынке называют жизненным циклом инноваций. Инновационный процесс охватывает 4 этапа:

1. Фундаментальные научные исследования. На данном этапе формируются новые научные познания;

2. Прикладные и экспериментальные разработки, имеющие практическую направленность;

3. Опытное производство. На данном этапе подготавливается конструкторско-технологическая документация, промежуточные результаты инноваций представляются опытными образцами новых изделий, опытным использованием новых технологий.

4. Коммерциализация новшества продолжается от момента запуска новшества в производство до его появления на рынке в качестве нового товара (технологии).

Различают две формы инновационного процесса: внутриорганизационная (инновации не принимают товарной формы) и межорганизационная (инновации выступают как объект купли - продажи).

Для реализации инновационной деятельности на предприятии в рамках менеджмента и маркетинга продуктовых инноваций предприятие должно решать следующие проблемы:

- исследование рынка новых продуктов, выбор целевых сегментов рынка для нового продукта, стратегии продвижения нового продукта;

- прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта (определение размера мощностей, оптимального объема инвестиций, выбор способа начисления амортизации, выбор типа и сроков трудовых контрактов и т.п. для реализации инновационного проекта);

- определение способов продажи нового продукта;

- исследование конъюнктуры рынков всех видов ресурсов;

- комплексный анализ затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта;

- анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования;

- выбор организационной формы создания, освоения и размещения нового продукта на рынке.

Инновационную активность предприятия характеризует доля инновационной продукции в общем объеме выпущенной продукции. В РФ доля инновационной продукции в общем объеме наиболее высока в машиностроении и металлообработке (10,3%). В среднем в промышленности доля инновационной продукции составляет 4,4%.

Основными направлениями реализации инновационной политики в Российской федерации являются:

1. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения инновационной деятельности, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере;

2. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности;

3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, экспертизы, сертификации;

4. Развитие малого инновационного предпринимательства;

5. Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ для последующего участия государства в финансировании инноваций и др.

Эффект инновационной деятельности проявляется в продуктовом смысле в улучшении качества и росте товарного ассортимента, в технологическом смысле в росте производительности и улучшении условий труда, в функциональном смысле в росте эффективности управления, в социальном смысле в улучшении качества жизни. Для оценки эффективности инноваций используются экономические, ресурсно-социальные, технические и экологические показатели.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...