Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология встречается с финансами




Общепринятое допущение в экономике состоит в том, что люди ведут себя, как разумные индивидуумы. Проникновение в психо­логию толпы помогает лучше понять поведение финансовых рынков, чем поведение в экономике.

Гордон Пеппер

Тот, кто читал о финансовых рынках в газетах, встречал выраже­ния "массовая психология" или "психология толпы". Психоло­гия толпы это не то же самое, что психология, умноженная на количество людей, составляющих эту толпу. Необходимо уметь объяснить, как отдельный человек взаимодействует с другими и как создаются контуры обратной связи и массовые движения. Как отдельное психологическое явление взаимодействует с эко­номическим феноменом?

Первую попытку применить психологию к экономической науке, по-видимому, предпринял французский психолог Габри­эль Тарде. Он использовал эту концепцию в 1881 году и в 1902 го­ду написал на эту тему книгу la Psychologic Economique1. Густав ле Бон2 (французский философ и политик, живший с 1841 по 1931 го­ды) в 1885 году описал элементы этой концепции в классической книге " Толпа ", опубликованной в 1897 году. За Тарде и Ле Боном последовал Морис Кларк, опубликовавший в 1918 году книгу "Экономика и современная психология" (Economics and Modern Psychology), где писал:

Экономист может пытаться не придавать значения психологии, но абсолютно невозможно не обращать внимания на человече­скую природу.

1 Экономическая психология. / Пер. с фр. — Прим. перев.

2 Gustave Le Bon.

Позднее психология становится важным элементом в теориях австрийских экономистов Хайека, фон Мисесы и Джорджа Ка-тоны3. Последний представил ее американскому экономическо­му сообществу в 40-х годах XX в. и завоевал у него значительное доверие, используя в качестве основы для своих теорий хорошо документированные, эмпирическим путем собранные данные из реальной жизни. Он был первым психологом, сосредоточивший свое внимание на психологических проблемах на макроэконо­мическом уровне. Он ввел в общую экономическую теорию та­кие понятия, как "отношение к чему-либо", "настроение" и "ожидания". Катона годами колебался между терминами "эко­номическая психология" и "психологическая экономика", пока не остановился на последнем, опубликовав "Психологическую экономику"(PsychologicalEconomics) в 1975 году, но позже принял новый термин "поведенческая экономика". Однако термин "экономическая психология" с тех пор более распространен (и он определенно лучше, так как легче произносится).

общая модель для экономической Психологии

Ученые предпочитают работать с общепринятыми эталонными моделями, и экономические психологи не исключение. Один из них — ван Райджн — в 1981 году предложил одну из самых широ­ко применяемых стандартных моделей экономической психоло­гии, показанную на Рисунке 9. Модель рассматривает несколько объектов, имеющих отношение к экономическому психологу 3 Hayek, von Mises, George Katona.

 

Рисунок 9 Общая модель экономической психологии. На схеме пред­ставлена эталонная модель экономической психологии, предложенная ван Райдженом в 1981 году.

(прямоугольники). Стрелки между прямоугольниками — это оп­ределенные взаимоотношения, требующие изучения. Взаимо­действиями между различными субъектами, вписанными в пря­моугольники, являются:

A. Как люди воспринимают экономические реалии

B. Восприятия, предпочтения и мнения, соотносящиеся с пове­
дением

C. Удовлетворение и претензии потребителя

D. Спрос и предложение товаров и услуг

E. Дизайн и разработка продуктов, услуг и программ, основан­
ных на удовлетворении требований и опыта участников

F. Как оправданные и неоправданные ожидания изменяют ожи­
дания потребителей рынков и продукции

G. Влияние личности, когнитивного стиля и стиля жизни на

восприятие и классификацию экономической реальности Н. Ситуативные влияния на экономическое поведение I. Соотношение сферы потребления, экономического удовле­творения и общего благосостояния

Некоторые из этих взаимодействий, особенно взаимоотношения А, В, D, Е, F, G и Н, касаются изучаемой нами проблемы (психо­логии финансов).

релевантные основные Школы Психологии

Четыре ведущие психологические школы особенно важны для понимания поведения людей на финансовых рынках:

• Бихевиористская школа (исследование окружающих условий,
являющихся причиной того или иного поведения человека)

• Гештальдская школа (исследование, как мы экстраполируем
получаемую входящую информацию для создания более за­
вершенных мысленных образов)

• Когнитивная психологическая школа (исследование, как че­
ловеческое мышление контролирует поведение)

• Психоаналитическая школа (исследование психических забо­
леваний и подсознания)

Психоанализ — это анализ психического заболевания, в то вре­мя как другие школы уделяют больше внимания, как думают, чувствуют и действуют нормальные люди. Следовательно, ра­зумно ожидать от других трех школ лучшего объяснения, как со­здаются ценовые фигуры в совокупных движениях рынка. Пси­хоаналитическая школа, с другой стороны, может объяснить, по­чему личный счет (не ваш, разумеется, кого-то другого!) не в та­ком уж хорошем состоянии.

Таблица 2 дает общее представление этого явления с точки зрения каждой из школ, объясняющих странное поведение фи­нансовых рынков.

Каждый феномен приписывается определенной школе, хотя можно и утверждать, что он описывается под разными углами несколькими или даже всеми школами. Некоторые из приведен­ных феноменов, по понятной причине, довольно похожи, но представлены под разными заголовками, потому что у различ­ных школ отличаются подходы и их названия. Мы просто не бу­дем придавать значения этому раздражающему фактору, а дви­немся дальше.

Итак, давайте положим этот список в свой карман и вернем­ся к нашей задаче. Мы можем начать с рассмотрения, как люди обрабатывают информацию на финансовых рынках. Это позво­лит понять, как воспринимается информация об экономической ситуации, как она влияет на наше субъективное состояние, ка­кую придает форму нашему поведению и каким образом это по­ведение создает события в рынках. Как это было уже однажды, в 1815-м году...

 

Основная школа   Бихевиорист­ская школа     Гештальдская теория   Школа Когни­тивной психологии   Психоанализ Релевантный феномен     1. Теория перспективы   2. Магическое мышле- ние     3. Эффект убедитель-но­сти   4. Эффект самоубеж-де­ния   5. Эффект репрезента­-тивности     6. Адаптивная пози-ция 7. Самореализующаяся позиция     8. Позиция знаний     10.Эффект ложного единодушия   11.Позиция самоза-щи­ты   12.Теория соматиче­- ского маркера   13.Социальное срав-не­ние   14.Синдром повы-шен­ной чувствите-льности.   15.Теория сожаления     16.Когнитивный дис­сонанс   17. Фиксация     18. Мыслительные от­делы   19. Размыкание (цепи)   20.Ошибка ассимиля­- ции   21.Избирательная об-­ работка (информа-ции)   22. Избирательное вос­приятие 23.Слишком самона­- деянное поведение 24.Необъективность оценки прошедших со­бытий 25.Необъективность подтверждения   26.Параноидное раз­- двоение личности 27.Мимическое раз­- двоение личности/ По­граничное раздво-ение личности 28.Самовлюбленное раздвоение личности 29.Замкнутое раздвое­- ние личности   30.Навязчивый невроз 31.Депрессивное раз-­ двоение личности     Краткое описание   У нас есть беспри-чинная тенденция с меньшей готовнос-тью делать ставки на прибыли, чем на убытки. Мы думаем, что определенное пове­дение приводит к желаемому резуль­тату, даже когда мы не знаем этому ни-какого объяснения и когда на са­мом деле его нет   Нас больше убеж-дает надежный ис­точник, чем надеж-ный аргумент. Когда реальность в конфликте с нашим мнением, мы, ско-рее, изменяем свое мнение, нежели при-нимаем реальность. Мы склонны ду-мать, что наблюдае­мые нами тренды, вероятней всего, продолжатся Мы придержива-емся тех же самых мнений, что и свя-занные с нами люди. Мы делаем что-либо, поскольку это заставляет нас ду-мать, что мы являем­ся кем-либо. Мы делим данные на легкоуправляе­мые кластеры, каж-дый из которых об­рабатывается как простая позиция В основном мы переоцениваем ко-личество других лю-дей, согласных с на­шей позицией Мы переосмысли-ваем свои позиции, чтобы они как бы подтверждали уже принятые нами ре-шения. Сильные угрозы возбуждают телес­ные реакции, уси-ливающие длитель­ную панику. Мы используем поведение других как источник ин-формации о про-блеме, которую затрудняемся объ-яснить. Мы переоцени-ваем лично нами вы­бранные вещи.     Мы стараемся из-бегать действий, подтверждающих совершенные нами ошибки.   Когнитивный ди-ссонанс возникает, когда доказатель-ства говорят, что на­ши предположения неверные. Мы ста-раемся избегать или искажать такую ин-формацию, мы ста-раемся из­бегать дей-ствий, выявляющих это не­соответствие.   На наши решения влияет входящая информация, кото-рая, как нам кажет­ся, предлагает пра-вильный ответ. Мы разделяем явление на различ-ные составляющие и пытаемся скорее оптимизировать ка-ждую из них, не­жели целое Мы избегаем при-нимать решения, пока не получим дополнительную ин­формацию, даже если эта информа­ция не относится к разрешению близ­кой проблемы. Мы неверно исто-лковываем получае­мую информацию, чтобы она под­тве-рждала то, что мы совершили. Мы стараемся прислушиваться то-ль­ко к той инфор-мации, которая, как нам кажется, под-тверждает наше по­ведение и позицию. Мы ошибочно интерпретируем ин­формацию, чтобы она подтверждала наше поведение и позицию. Мы переоцениваем нашу способность принимать верные решения. Мы переоценива-ем наши способно­сти предсказать исход некоторых прошедших собы-тий. Наши выводы чрезмерно склоняют нас к тому, во что мы хотим верить Мы чрезмерно озабочены, что нас мо­гут обмануть или что мы можем со-вершить ошибки. Мы постоянно взвешиваем свои ре­шения и не можем расслабиться   Мы чрезмерно озабочены выгля-деть успешными во всем, что мы делаем Мы продолжаем возвращаться к де­лам, которые не уда-лись, чтобы отом-стить или переде-лать наоборот.   Мы чрезмерно поглощены мель-чай­шими подроб-ностями Мы всегда разоча-рованы и озабоче­ны, независимо от того, хорошо или плохо все у нас  

 

Когнитивный диссонанс

Различные переживаемые нами эмоции могут не влиять друг на друга, или они могут находиться в обоюдной гармонии, или в обоюдной дисгармонии. Мы говорим о "когнитивном резонансе", когда они в гармонии, и о "когнитивном диссо­нансе", когда они в дисгармонии. Когнитивный диссонанс, таким образом, это конфликт разума, с которым мы сталки­ваемся, когда получаем доказательства, что мы не правы или не были правы, подобно курильщику, читающему статью о вреде курения.

Это не очень приятно, и теория когнитивного диссонанса предлагает нам оберегать себя от полного осознания, на­сколько мы глупо поступаем или поступили. Мы можем, на­пример, избегать информации о проблеме или можем придумать потусторонние аргументы для поддержания своих веро­ваний и предположений.

К примеру, Эрлих4 и другие (1957) продемонстрировали, что покупатели новых автомобилей выборочно избегают чи­тать рекламу о моделях, которые они не выбрали, и в то же время их привлекает реклама выбранных ими автомобилей.

Этот процесс, вероятней всего, влияет на то, как инвесто­ры отбирают информацию. Финансовые тренды могут про­должаться дольше, чем они должны, если люди пытаются из­бегать информации, противоречащей тренду.

 

 

создание Позиций

1 Erlich.

Позиции часто создаются через взаимодействия между аф­фектом, поведением и познанием.

 

Часть IV

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...