Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь логистики, маркетинга и менеджмента




Происхождение и трактовка термина логистика.

Большинство исследователей сходятся на том, что происхождение слова восходит в Древней Греции, где логистика обозначала счетное искусство или искусство рассуждения, вычисления.

В Древней Греции логистами называли специальных контролеров, которые являлись государственными служащими.

В Римской Империи существовали служители-логисты, функцией которых было распределение продуктов питания.

Во времена Византийского императора Льва VI Логистика определилась, как искусство снабжения армии и управление её перемещениями.

Исторически можно проследить 2 основные трактовки термина:

1. Связана с исполнением логистики в военной области.

2. В значении математической логистики.

Сам термин «логистика» в бизнесе укрепился и стал применяться в мире лишь с конца 70-х годах XX века.

Понятие логистика (историческое и современное)

Термин «логистика» происходит от греческого слова logistike - «искусство вычислять, рассуждать».

Исторически можно проследить 2 основные трактовки термина:

Первая связана с военной областью. Толчком к развитию военной логистики послужили фундаментальные работы известного военного теоретика XIX в. А. Жомини (1779-1869 гг.), в которых он определял логистику как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т. п.

Вторая трактовка исключительно научная - математическая. Живший в XVII-XVIII вв. немецкий философ, математик и языковед Г.В. Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 г. на философской конференции в Женёве. В отечественных энциклопедических изданиях XX в. и в словарях иностранных слов термин «логистика» также практикуется как математическая логика.

Эволюция понятия «логистика» тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в промышленно развитых странах, причем сам термин укоренился и стал повсеместно применяться в бизнесе лишь с конца 1970-х годов. С эволюцией рыночных отношений менялось и содержание понятия.

Современный словарь по экономике и финансам определяет логистику - как теорию и практику управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения.

Эволюция логистики.

· Период фрагменторизации. (1920-1950)

- Отдельно рассматривались элементы логистики.

· Период становления. (1960-е года)

- Элементы объединяются в направления. (материальный менеджмент, физическое распределение, производственный менеджмент)

· Развитие. (1970-е года)

- Добавляется маркетинг и качество. (выделяются: бизнес логистика, промышленная логистика)

· Интеграция (1980-2000-е года)

- Интегрирование логистических процессов. (с помощью информационно-компьютерных технологий, гибких производственных систем)

· После 2000-х годов.

-Управление цепями поставок.

Парадигмы логистики.

· Аналитическая.

· Технологическая.

· Маркетинговая.

· Интеграционная.

Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике, как к теоретической науке, занимающаяся проблемами управления, материальными потоками в производстве и обращении.

Характерной особенностью применения аналитической парадигмы является построение достаточно сложной экономико-математической проблемой, отражает специфику решающую логистической проблемой.

Технологическая парадигма тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерныхтехнологий, заключается в том, что с одной стороны можно заключить общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой стороны синтезировать информацию компьютером.

Маркетинговая парадигма модели использовать маркетинговую парадигму имеют целью оплатить и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе.

Данная парадигма требует решения таких маркетинговых задач, как изучение рынка, определение позицией фирмы на рынке, прогнозирование спроса на продукцию, изучение потребителей и т.д.

Интегральная парадигма. Основными предпосылками интегральной парадигмы логистики является:

1. Есть новое понимание механизмов рынка и понимание логистики, как стратегического элемента конкурентных возможностей фирмы.

2. Имеется достаточно много перспектив интеграции между логистическими партнёрами.

3. Технологические возможности радикально изменили и открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращение продукции.

Функциональная парадигма связана с тем, что в течение определенного времени за логистикой постоянно закреплялись операционные виды деятельности (транспортировка, складирование, грузо-переработка, таможенное оформление)

Ресурсная парадигма, связана с концепцией общих затрат, согласно этой концепции затраты на логистику и связанные с ней виды деятельности необходимо суммировать в логистической системе и именно эта общая сумма будет выступать измерителям эффективного использования ресурсов.

Инновационная парадигма заключается в рассмотрение логистического процесса, как единого целого в цепи поставок для более эффективного достижения целей бизнеса.

Этапы развития логистики в России

Этап становления.

К объективным экономическим факторам, ускорившим развитие логистики на этапе становления (60-е годы XX века), относятся: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров, методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей.

На этом этапе приходит понимание и формулирование ключевой концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл ее заключается в следующем: можно таким образом перегруппировать затраты в распределении ГП, что их общий уровень при продвижении товаров от производителя к потребителю уменьшится. Например, если переключить перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, то можно исключить необходимость создания промежуточных складов и соответствующие затраты на складирование, хранение и УЗ. При этом затраты на транспортировку возрастут, но общий уровень затрат в распределительной сети уменьшится.

Развитие компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 50-х годов, позволило автоматизировать решение таких многоальтернативных и оптимизационных задач, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление много ассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах и т.п.

Этап развития.

Отличительной чертой 1970 –х годов стало усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов (энергетический кризис). Предшествующий рост инвестиций в средства производства сменился относительной стабилизацией. При этом значительно выросли логистические затраты, стоимость физического распределения. Основной задачей большинства фирм стало рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал основным в конкурентной борьбе.

Этап развития характеризуется:

· поиском путей рационального использования сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

· поиском новых путем снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции логистики;

· разработкой и применением принципов промышленной логистики;

· распространением философии всеобщего управления качеством.

На этапе развития производство, складское и транспортное хозяйства предприятий начали работать как единый слаженный механизм, т.е. происходило управление потоком производимых товаров от производственной линии до конечного потребителя.

Логистическое управление стало охватывать производство, чему способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие автоматизированных систем управления (АСУ) технологическими процессами и производственными подразделениями. Широкое распространение получило использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами.

Этап интеграции.

В 1980-е годы произошли изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики; повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством; структурные изменения в организациях бизнеса. Произошел бурный рост партнерства и стратегических союзов в бизнесе, в области оказания специализированных услуг на транспорте, в оптовой торговле и распределении, которые сменили предшествующую практику недоверия, подозрительности и ожесточенной конкуренции.

Этап интеграции характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную ЛЦ, включающую закупку – производство – распределение и продажу.

Логистическое управление стало осуществляться не по принципу непосредственного реагирования, а на основе долгосрочного планирования.

Произошла революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров. На базе персональных компьютеров были созданы автоматизированные рабочие места. Программное обеспечение позволило использовать персональные компьютеры в интерактивных процедурах интегрированного логистического менеджмента от закупок материалов до распределения и продаж ГП. К 1990-м годам появилась технология электронного обмена данными (electronicdatainterchange, EDI), первыми пользователями которой были супермаркеты, связавшие свои системы контроля состояния запасов непосредственно с системами поставщиков.

Этап глобализации.

В 1990-е годы концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, была признана большинством участников цепей снабжения, производства и распределения. Появились фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике. Компании стали осуществлять свою деятельность не только на региональном или национальном уровнях, но и на глобальном. Началась глобализация мировой экономики.

В связи с глобализацией мировой экономики усилилась потребность в привлечении «третьих участников» – таможенных и экспедиционных агентств, банков и т.п. Это предъявило новые требования к менеджерам логистики:

· знание законодательных основ, налоговых систем, особенностей правительственного регулирования экономики различных стран;

· выполнение требований к упаковке, маркировке с учетом языковых различий;

· умение оперативно обработать и подготовить сложную документацию;

· умение устранять таможенные барьеры.

Появилась технология электронной почты, получил развитие электронный бизнес. Широкое распространение получили электронные закупки. Электронная торговля стала происходить как между различными фирмами (B2B – business-to-business), например, поставщиком и производителем, так и между электронными фирмами и конечными потребителями (B2С – business-to-сustomer). Для поддержки электронного обмена данными были разработаны технологии кодирования товара в виде штрихового кода или магнитной полоски, а также электронный перевод денежных средств.

Связь логистики, маркетинга и менеджмента

Логистика — наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения.

Маркетинг— это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.

Менеджмент— разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Логистика и маркетинг

Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров исторически в более ранний период, чем логистика. В середине XX в. ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед. В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики.

Исторически выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами.

Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения, при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.Наиболее существенные отличия между маркетингом и логистикой представлены в таблице.

Сравниваемые характеристики маркетинга и логистики Маркетинг Логистика
Объект исследования Рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг. Материальные потоки, циркулирующие на этих рынках
Предмет исследования Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров или услуг Оптимизация процессов управления материальными потоками.
Методы исследования Методы исследования конъюнктуры, спроса и предложения по конкретным товарам и услугам Системный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы, которые применяются при планировании и управлении производственными и экономическими системами.
Итоговые результаты Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании: что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды. Проекты систем, отвечающие целям логистики: нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами.

Маркетинг и менеджмент.

Главный принцип маркетинга – ориентация на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение.

Основная цель менеджмента – обеспечить устойчивое развитие организации в достижении ее миссии и целей путем использования присущих менеджменту средств воздействия на людей для их взаимодействия в совместной производственно-хозяйственной деятельности.

Вырабатывая антикризисную политику, маркетинговый менеджер опирается на внутренние факторы организации: производственно-технологические особенности; ресурсный потенциал; характер внутренней атмосферы; уровень развития компонентов менеджмента; прогнозирование; планирование; информационное обеспечение; мотивацию персонала; процессы централизации и децентрализации и т. д. Маркетинг и менеджмент имеют интернациональный характер, при этом роль маркетинга возрастает с широким внедрением информационных технологий.

Логистика и менеджмент.

Логистический менеджмент компании представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими активностями для достижения целей формируемой микро логистической системы.

Логистический менеджмент по отношению к фактору "цена" обычно оказывает прямое влияние на достижение фирмой корпоративных или финансовых стратегических целей, задаваемых маркетингом. Ценовые решения требуют тщательного анализа факторов, относящихся к конкурентным товарам, социально-экономическим и демографическим характеристикам потребителей на конкретном сегменте рынка и макроэкономическим индикаторам.Усилия логистического менеджмента могут быть направлены на увеличение объемов продаж в определенном секторе рынка, если там не достигнута маркетинговая схема цены.

Инструменты логистического менеджмента:

• Планирование

• Контроль

• Организация

• Информационное обеспечение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...