Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление запасами с применением анализа АВС и XYZ.




В целях укрепления позиций на рынке руководство оптовой фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет.

Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, замороженных в запасах.

Таблица 1

Исходные данные для проведения анализа АВС и анализа XYZ, руб.

№ позиции Средний запас за квартал по позиции. Реализация за квартал
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Решение:

Анализ АВС

Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначения цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить внимание и силы.

Порядок проведения анализа АВС:

1. Рассчитать долю отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса.

2. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе.

3. Предложить разделение анализируемого ассортимента на группы А, В и С. Предлагается воспользоваться следующим алгоритмом:

- в группу А включают 20 % позиций упорядоченного списка, начиная с наиболее значимой;

- в группу В включают следующие 30 %;

- в группу С включают оставшиеся 50 % позиций.

 

Таблица 2

Анализ АВС

Первичный список Упорядоченный список Групппа
№ позиции средний запас по позиции, руб. доля позиции в общем запасе, % № позиции средний запас по позиции, руб. доля позиции в общем запасе, % доля нарастающим итогом, %
               
    8,25     56,23 56,23 А
    2,51     13,19 69,42
    9,89     9,89 79,31 В
    1,85     8,25 87,56
    0,36     6,2 93,76
    6,2     2,51 96,27 С
    0,63     1,85 98,12
    56,23     0,89 99,01
    0,89     0,63 99,64
    13,19     0,36  
Итого:              

 

Анализ XYZ

Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле – ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной – здесь весь ассортимент (делят) на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y, или Z, является коэффициент вариации спроса () по этой позиции.

Порядок проведения анализа XYZ:

1. Рассчитать коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента () по этой позиции.

,

где xi – i-е значение спроса по оцениваемой позиции;

– среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;

n – число кварталов, за которое произведена оценка.

2. Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации.

3. Разделить анализируемый ассортимент на группы Х, Y и Z. Предлагается следующий алгоритм разделения на группы:

Таблица 3

Предлагаемый алгоритм разделения ассортимента

На группы Х, Y и Z

Группа Интервал
X
Y
Z

 

Таблица 4

Анализ XYZ

№ позиции Реализация за 4 квартала (год), руб. Средняя реализация за квартал, руб. Числитель подкоренного выражения Подкоренное выражение Значение корня Значение всей дроби Значение коэффициента вариации, % Упорядо-ченный список (по коэффици-енту в-и) Группа
№ поз.
                     
          41,2 0,0634 6,3 2,5   Х
          31,6 0,1581 15,8 3,7  
          390,5 0,5207 52,1 6,3  
          12,2 0,0816 8,2 8,2  
          25,5 0,8498 85,0 11,9   Y
          56,1 0,1194 11,9 15,8  
          12,2 0,2449 24,5 24,5  
          111,8 0,0251 2,5 40,8   Z
          24,5 0,4082 40,8 52,1  
          37,4 0,0370 3,7 85,0  

Построим матрицу АВС-XYZ и выделить товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля при управлении запасами.

Таблица 5

Матрица АВС-XYZ.

АX 8, 10 АY - АZ -
ВX ВY ВZ
СX СY 2, 7 СZ 5, 9

 

На основании матрицы АВС-XYZ для товарных позиций, входящих в группы АX, АY, АZ, следует выбирать индивидуальные технологии управления запасами. Например, для позиций 8,10 можно рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применения технологии доставки «точно в срок».

Управление запасами по позициям, входящим в группы ВX, ВY, ВZ, может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки).

Планирование запасов по товарным позициям, входящим в группы СX, СY, СZ, может осуществляться на более длительный период, например на квартал, с еженедельной (или ежемесячной) проверкой наличия запаса на складе.


Приложение 2

Произвести оценку поставщиков №1, №2 по результатам работы для принятия решений о продлении договорных отношений с одним из них.

Фирма в течение 2-х месяцев получала от поставщиков №1 и №2 товары А и В. Поставлена задача о выборе одного из них. Принять правильное решение поможет использование оценки негорейтинга каждого поставщика. Пример расчета выполняется по следующим показателям: цена, надежность, качество поставляемого товара. Принять во внимание, что товары А, В не требуют бесперебойного пополнения.

Информация о взаимной деятельности партнеров содержится в табл. 1-4.

Таблица 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...