Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Понятие, предмет и метод семейного права.




Юридический факультет

Кафедра гражданского права

Семейное право

Методические указания, планы семинарских занятий и практикум

Для студентов 4-го курса заочной и сокращённой формы обучения специальности «Юриспруденция» по направлению бакалавриат

Хабаровск 2013

ББК Х 3

Х 12

 

Семейное право: Методические указания, планы семинарских занятий и практикум для студентов 4-го курса заочной и сокращённой формы обучения специальности «Юриспруденция» по направлению бакалавриат / сост. Т. И. Максимец. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. – 16 с.

 

 

Рецензент зав.кафедрой гражданско-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД канд.юрид.наук, доцент В. Н. Шмаков

 

 

Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов

 

Максимец Татьяна Ивановна

 

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

 

Методические указания, планы семинарских занятий и практикум

Для студентов 4-го курса заочной и сокращённой формы обучения специальности «Юриспруденция» по направлению бакалавриат

 

Редактор Г.С. Одинцова

 

Подписано в печать ____________ Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл.п.л. 0,93. Уч.-изд.л. 0,8. Тираж 300 экз. Заказ № _____

 

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

 

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2013

Введение

Семейное право относится к той отрасли права, которая периодически меняет свой статус, ориентиры и содержание, и эта изменчивость затрагивает интересы каждого человека.

Перемены, произошедшие в обществе (изменение общественного строя, реформирование отношений собственности) сказались и на регулировании семейных отношений.

Семейное право – совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание”, - это определение сформулировано В.А. Рясенцевым[1].

Семейный кодекс не дает определения семьи. Дореволюционный цивилист Г.Ф. Шершеневич так определяет семью в социологическом понимании: “Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, то есть представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих”[2].

Семья в социологическом значении может являться семьей в семейно-правовом понимании лишь тогда, когда связь лиц в соответствии в действующим законодательством приводит к возникновению взаимных прав и обязанностей между ее членами.

Вопрос о методе правового регулирования семейных отношений вызывал споры. Как известно, метод правового регулирования определяется соотношением таких средств регулирования, как предписания, запреты и дозволения.

Несмотря на отдельные расхождения в определении предмета и метода семейного права, практически все авторы признавали, что семейное право регулирует личные и имущественные отношения между членами семьи и до принятия в 1995 г. Семейного кодекса ему был присущ императивно-дозволительный метод регулирования отношений. Но неверно думать, что семейное право может обходиться без предписаний и запретов: они устанавливаются для обеспечения защиты семейных прав.

При создании действующего в настоящее время Семейного кодекса был сделан выбор в пользу диспозитивного регулирования, вследствие чего участники семейных отношений наделяются правом определять их содержание с помощью брачных, алиментных и иных соглашений. Государство воздерживается от непосредственного властного регулирования семейных отношений.

Специфической особенностью метода семейного права является ситуационность. Семейные отношения и обстоятельства, характеризующие их в каждом отдельном случае, специфичны и нуждаются в гибком индивидуальном подходе. Пытаться заранее предусмотреть все эти случаи в общей норме невозможно, поэтому семейному праву свойственна такая разновидность относительно-определенных норм, как ситуационные нормы. Например, правила, предусмотренные п.3 ст.65, п. 2 ст. 81 и п.5 ст.87 Семейного кодекса РФ.

Семейное право, будучи одной из самостоятельных отраслей права, обладает всеми признаками права как такового, а с другой стороны, имеет свою специфику. В.А. Рясенцев четче всех выделил эти специфические особенности семейных отношений:

- они носят длящийся характер;

- тесно связаны с определенными субъектами;

-являются строго личными и в связи с этим являются неотчуждаемыми и непередаваемыми ни в порядке правопреемства, ни по соглашению сторон;

- безвозмездны.

Семейному праву присущи свои собственные санкции.

Как известно, предпосылками возникновения правоотношений являются следующие:

- издание правовых норм, регулирующих данное отношение;

- наделение субъектов правоспособностью и дееспособностью;

- появление юридических фактов, предусмотренных в законе.

Следует отметить, что отношения, составляющие предмет регулирования семейного права, характеризуются особым субъектным составом: родители и дети, супруги, усыновленные и усыновители, дедушки и бабушки, опекуны, попечители. Следует уяснить, что это только граждане.

Понятие правоспособности и дееспособности в Семейном кодексе не дается. ГК РФ определяет нормой статьи 17 правоспособность как способность иметь права и нести обязанности, которая возникает в момент рождения и прекращается со смертью гражданина. Однако, по мнению В.А. Рясенцева, правоспособность в семейном праве с достижением определенного возраста расширяется. Что это означает? В семейном праве многочисленные правовые возможности, входящие в состав правоспособности, такие как способность к вступлению в брак, усыновлению, не могут до определенного возраста осуществляться ни действиями самого субъекта, ни действиями его законных представителей.

К семейной дееспособности тоже может быть применено определение, содержащееся в Гражданском кодексе РФ. Наличие дееспособности не всегда необходимо для участия в семейных правоотношениях. Например, в правоотношениях родителей и детей один субъект ─ ребенок ─ всегда недееспособен, но его дееспособность не нуждается в восполнении.

Классификация юридических фактов, выработанная общей теорией права, разделяющая их на действия и события, применима и к семейно-правовым юридическим фактам. Однако разделить их можно не только по волевому признаку, а в зависимости от срока существования юридических фактов на краткосрочные факты и состояния. В одних случаях состояния могут быть отнесены к событиям, в других - к действиям. Состояния в большинстве случаев сами являются правоотношениями, к примеру, состояние в браке. Другие состояния существуют вне правоотношений, например, нуждаемость. Основополагающим юридическим фактом-состоянием в семейном праве является родство. Юридическое значение имеет степень родства: чем дальше родство, тем меньше возникает правовых связей. В то же время есть и исключения, когда близкое состояние родства препятствует возникновению правоотношения. Например, ст.14 Семейного кодекса предусмотрен ряд обстоятельств, препятствующих заключению брака, в том числе родство.

Именно на эти особенности следует обратить внимание при изучении семейного права. По вопросам, возникающим в процессе изучения курса семейного права, следует обращаться за консультацией (устной или письменной) к преподавателям кафедры гражданского права.

Методические указания

 

В процессе освоения дисциплины «Семейное право» студентам наряду с изучением учебной, дополнительной литературы, нормативных актов нужно систематически знакомиться с материалами судебной практики, обращая особое внимание на толкование норм семейного права в постановлениях Пленума Верховного суда Российской Федерации.

В целях успешного освоения дисциплины студентам надо следить за изменениями законодательства. Поэтому рекомендуется изучать такие издания, как “Собрание законодательства РФ” либо “Российскую газету”.

В связи с тем, что семейное право тесно связано с гражданским правом и гражданским процессуальным правом, рекомендуется знать соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ.

Основой для правильного и глубокого понимания содержания дисциплины “Семейное право” является знание таких положений общей теории права, как понятие права и отрасли права, сущность и принципы права, нормы, их структура и источники; система права, реализация норм права; правоотношения, их структура и основания возникновения.

Семейное право изучается в течение одного семестра. Студенты сдают в конце семестра зачет. Зачету предшествует семинарское занятие (4 часа), где по отдельным темам обсуждаются вопросы дисциплины и решаются задачи. Проекты решений должны быть выполнены письменно, на основе анализа закона и применения теоретических положений. В ходе семинарского занятия выполняется контрольная работа (аудиторная). На семинарские занятия выносятся наиболее сложные вопросы дисциплины, таким образом у студентов проверяется степень усвоения теории семейного права, норм семейного права, вырабатываются практические навыки в решении конкретных жизненных ситуаций.

К зачету допускаются лишь те студенты, которые получили положительную оценку на семинарском занятии.

При сдаче зачета студенты должны показать знание теоретического материала и умение применить нормы семейного права в процессе работы по юридической специальности.

 

Планы семинарских занятий (4 часа)

Тема 1. Понятие, предмет и метод семейного права.

Семейные правоотношения1 час

План

1. Понятие и принципы семейного права.

2. Соотношение семейного и гражданского законодательства.

3. Семейное правоотношение.

4. Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

5.Осуществление и защита семейных прав.

6. Сроки в семейном праве.

 

Задачи

Задача 1

Людмила Ивлева за определенную плату заключила фиктивный брак с иногородним Рустамом Шамиевым, прописала его в своей двухкомнатной приватизированной квартире и поселила в изолированной комнате. Через месяц после регистрации брака Людмила была сбита автомобилем при переходе улицы. После лечения она была признана инвалидом первой группы, Ивлевой была назначена пенсия. Через полгода после этого Шамиев подал в суд иск о расторжении брака с Ивлевой и иск о разделе общего с Людмилой имущества. В свою очередь Людмила подала встречный иск о признании брака недействительным, мотивируя тем, что в течение совместной жизни они вели раздельное домашнее хозяйство, так и не создали семью, совместно нажитого имущества не имеют. Одновременно Ивлева просила суд назначить ей алименты от Рустама Шамиева.

Какой запрет в семейно-правовых отношениях нарушила Людмила Ивлева? Как может Ивлева доказать, что у них с Рустамом Шамиевым фактически не было семьи? Правомерно ли требование Шамиева о разделе общего имущества? Правомерно ли требование Ивлевой о присуждении ей алиментов?

Задача 2

Супруги Власенко расторгли брак 7 февраля 2009 года. До этого они два года проживали раздельно и не поддерживали супружеских отношений. В июле 2012 г. Власенко обратился к бывшей жене с требованием о разделе имущества. Жена отказала ему, ссылаясь на пропуск срока исковой давности. Власенко предъявил иск в суд.

С какого момента начинается течение срока исковой давности по спорам о разделе имущества супругов?

Решите спор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...