Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Достоинства и недостатки различных видов транспорта




 

Вид транспорта Достоинства Недостатки
Автомобильный Большая маневренность и под­вижность; регулярность дос­тавки; высокая скорость дос­тавки грузов; доставка продук­ции без промежуточных пере­грузок "от двери до двери"; небольшие капитальные вло­жения в освоение грузооборота на малые и средние расстояния Низкая (по сравнению с други­ми видами транспорта) грузо­подъемность; сравнительно вы­сокая себестоимость перевозок; срочность разгрузки; недоста­точно развитая дорожная сеть в отдельных регионах
  Воздушный Очень высокая скорость доставки груза; большая дальность беспосадочного полета; возможность достижения отдаленных районов Высокая себестоимость пере­возки грузов; зависимость от метеоусловий.  
  Железнодорожный Возможность сооружения пу­тей сообщения практически на любой сухопутной территории; возможность доставки груза на большие расстояния; высокая провозная и пропускная спо­собность; регулярность перево­зок независимо от климатиче­ских условий, времени года и суток; сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов Большие капитальные вложения на сооружение постоянных уст­ройств и пути  
    Морской Низкая себестоимость перево­зок на дальние расстояния; вы­сокая провозная способность; небольшие капитальные вло­жения в устройства пути; са­мый крупный перевозчик в ме­ждународном сообщении Зависимость от географических и навигационных условий; низ­кая скорость; малая частота от­правок; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; необходимость создания на морских побережьях большого портового хозяйства
    Речной Высокая провозная способ­ность на глубоководных реках; невысокая себестоимость пере­возок; небольшие капитальные вложения в организацию судоходства Сезонность работы; небольшая скорость перевозки; низкая дос­тупность в географическом пла­не из-за неравномерности глу­бин рек  
    Трубопроводный Низкая себестоимость; полная герметизация транспортировки; автоматизация операций нали­ва, перекачки и слива; прокладка трубопроводов возможна практически повсеместно Узкая специализация (нефть, газ и др.)  

 

Материально-техническая база различных видов транспорта

После выбора вида транспорта следует определить, каковы возможные варианты подвижного состава для перевозки конкретного груза с учетом его особенностей. Рассмотрим характеристики подвижного состава различных видов транспорта.

 

Железнодорожный транспорт

Грузовые вагоны подразделяют на универсальные, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры грузов (крытые, полувагоны, платформы, цистерны), и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.).

Крытые вагоны - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки ценных грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны — для перевозки массовых навалочных и лесных грузов; платформы — для перевозки длинномерных и громоздких грузов, лесных грузов; цистерны — для перевозки наливных грузов (бензин, керосин, молоко, масло и др.). Транспортеры - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов грузоподъемностью свыше 400 т.

Основными характеристиками грузовых вагонов являются грузоподъемность и вместимость.

Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместимость - произведение длины вагона на его ширину и высоту, т.е. полный объем вагона.

Для улучшения использования грузоподъемности проводят различного рода мероприятия: уплотнение груза, выбор типа вагона в соответствии с характером груза, погрузку с "шапкой", стандартизацию тары и др.

 

Водный транспорт

Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка в груженом и порожнем состояниях.

Водоизмещение определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном.

Грузоподъемность судна – это его перевозочная способность, выраженная в тоннах.

Дедвейт (или полная грузоподъемность) — количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку. Дедвейт определяется по формуле:

 

Дв = Вп – Во,

 

где Вп - водоизмещение судна с полным грузом, т;

Во - водоизмещение судна без груза, т.

Различают полную и чистую грузоподъемность судна. Полная грузоподъемность Д - это сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза.

Чистая грузоподъемность Дгравна массе перевозимого груза:

 

Дг = Д – С,

 

где С - масса всех судовых запасов, т.

Грузовместимость — это способность судна вместить груз определенного объема.

 

Автомобильный транспорт

Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов. Важным техническим элементом материально-технической базы являются контейнеры и поддоны.

Перевозка грузов в контейнерах позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы, снизить себестоимость перевозок, повысить производительность труда, обеспечить сохранность перевозимой продукции, экономить тару и упаковку, исключить перегрузку грузов от склада отправителя до склада получателя, ускорить оборачиваемость материальных ресурсов. Для различных видов груза в нашей стране создана контейнерная транспортная система (КТС). Она требует совместных и согласованных действий всех видов транспорта.

Международная организация по стандартизации (МОС) определила, что контейнер – это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3.

Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называют универсальными, а для одного вида продукции (стекла, цемента и т.д.) или группы однородной продукции (наливной) — специальными. Универсальные контейнеры принадлежат транспортным организациям (железным дорогам, пароходствам и т.д.), специальные — отправителям и получателям.

Технический комитет МОС принял рекомендацию по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров. Для крупнотоннажных контейнеров установлено, что их ширина и высота должны быть одинаковыми – 2438 мм, а длина – 12192, 9125, 6058, 2991 мм, т.е. предусмотрена кратность 1, 3/4, 1/2, 1/4 длины наибольшего контейнера (12,2 м).

К разновидности крупнотоннажных контейнеров могут быть отнесены также контрейлеры - прицепной кузов автомобиля, приспособленный для перевозки вместе с грузом на железнодорожных платформах.

Контейнеры характеризуются такими показателями, как грузоподъемность, полезный объем, внешние и внутренние размеры, масса, коэффициент тары.

На железнодорожном транспорте универсальные контейнеры массой 3 т и более перевозят на платформах и в полувагонах, а малотоннажные (массой менее 1т) — в крытых вагонах. На автомобильном транспорте перевозки универсальных контейнеров массой брутто 3 и 5 т осуществляются современными автомобилями–тягачами отечественного и зарубежного производства с прицепами и без них. На речном и морском транспорте контейнеры обычно перевозят вместе с массовыми и штучными грузами на различных самоходных и несамоходных судах. В последние годы парк судов пополнили специальные контейнеровозы.

Тарные и штучные грузы перевозят также пакетами на поддонах.

Поддоны - приспособления для механизированной погрузки-выгрузки грузов, сформированных в пакет, применяемые для перевозки тарно-штучных (в ящиках, мешках, бочках, коробках), а также лесных грузов и стройматериалов. По своей конструкции поддоны подразделяются на плоские, стоечные и ящичные; наиболее распространены плоские поддон.

Контейнеры и поддоны имеют различную сферу применения. Однако в сочетании они обеспечивают комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ с тарными и штучными грузами.

Эффективной сферой применения контейнеров является перевозка грузов, имеющих большую тароемкость, в первую очередь мелких партий грузов, если при этом они освобождаются от транспортной тары. Поддоны же более выгодно применять для штучных грузов, которые при любом способе транспортировки перевозятся без тары или, напротив, в надежной упаковке (ящиках, коробках и др.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...