Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы страхования рисков в логистической системе

Виды рисков

Риск – основное понятие страхования. Под этим термином понимают вероятность возникновения страхового случая, а также примерный размер ущерба от него.

Риск логистической системы как составляющей части предпринимательства имеет различные виды.

1. Коммерческий риск. Выражается в срыве поставок, недополучении продукции, нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, утрате доли дохода (прибыли) путем нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т. п.

2. Риск потери имущества из‑за плохих природных условий, включая стихийные бедствия.

3. Риск, возникающий в связи с хищениями и кражей товарно‑материальных ценностей, учитывая угон автотранспортных средств.

4. Экологический риск. Выражается в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции.

5. Риск наступления гражданской ответственности, возникшей в связи с ущербом, нанесенным юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности.

6. Технический риск. Риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.

Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть уменьшены работой персонала, занятого в логистическом процессе.

Управление рисками в логистической системе

В системе страхования, цель которого заключается в обеспечении высокой надежности работы логистической системы, главное место занимает управление.

В данном сегменте выделяются группы факторов, определяющих эффективность управления:

1) разнообразие и целенаправленность управляющих воздействий на потоки материальных и финансовых средств, влияющих на процесс товародвижения;

2) комплекс логистической инфраструктуры, т. е. система обслуживания и обеспечения хода товародвижения.

Для воплощения перечисленных групп факторов не следует забывать о цели функционирования логистической системы, которая представлена многообразно и включает в себя:

1) достижение широкой и узкой сбалансированности спроса и предложения, обеспечение конкурентоспособности и использование произведенной продукции;

2) осуществление надежного материально-технического снабжения как прямого вливания материальных ресурсов в производство;

3) обеспечение нужных параметров перемещения материальных ресурсов по пути товаропотока с наименьшими затратами;

4) компенсация товаропроизводителям и другим участникам логистического процесса.

Для достижения перечисленных целей в той или иной конкретной ситуации возможно введение в действие следующих управляющих воздействий:

1) ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям;

2) замена одних материальных составляющих другими;

3) применение резервов оптово-торговых фирм, страхование поставок за счет товарных запасов на основе оперативного маневрирования материальными ресурсами;

4) управление общим запасом;

5) изменение состава материального потока и частоты поставок, упорядочение использования материальных ресурсов, в том числе нормирование их расхода и потребления;

6) срочные закупки материальных ресурсов.

Приведенный перечень не исчерпывает полноту аспекта управляющих воздействий. Расширение этого списка фактически повышает надежность работы логистических операций и логистического процесса в целом.

Формы страхования рисков в логистической системе

Логистическая система в любой практической реализации – от процесса перемещения грузов до процесса товародвижения в рыночном пространстве – включает множество разнородных элементов, функционирование которых зависит от различных факторов и сопряжено с определенным риском. Одним из принципов логистики является надежность, причем на микро- и макрологистическом уровне. Это означает, что риск функционирования логистической системы должен быть сведен к минимуму или вообще нейтрализован, особенно риск возврата финансовых средств, инвестированных в логистическую систему.

Под риском понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него. Риск логистической системы как составной части предпринимательства включает следующие элементы:
коммерческий риск, выражающийся в срыве поставок или недопоставке продукции, нарушениях сроков поставок, невыполнении финансовых обязательств, потере части дохода (прибыли) вследствие нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т. п.;

риск утраты имущества из-за неблагоприятных природных условий,
включая стихийные бедствия; риск, обусловленный хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, включая угон транспортных средств; экологический риск, выражающийся в ущербе окружающей среде,
например при транспортировке или хранении продукции;
риск возникновения гражданской ответственности за ущерб, наносимый юридическим и физическим лицам в процессе логистической деятельности;
технический риск, связанный с эксплуатацией технических средств
логистической системы.

Многозвенность логистической системы изначально предполагает высокий уровень потенциального риска. Поэтому логистическая система должна предусматривать определенный комплекс мероприятий, направленных на поддержание надежности на требуемом уровне, что должно свести вероятность отказов или наступление страхового случая к минимуму.
Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть сведены к минимуму путем дополнительного страхования этих рисков. Таким образом, риск – это основное понятие страхования, которое представляет собой систему обеспечения интересов физических и юридических лиц, подверженным тем или иным рискам.
Страхование логистических рисков осуществляется с помощью:
системы управления непосредственно процессом товародвижения
(логистической системой);

системы страхования специализированными страховыми компаниями.
В первом случае в системе страхования центральное место занимает управление, целью которого является обеспечение высокой надежности функционирования логистической системы. Управляющие воздействия включают в себя: ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям, замену одних материальных ресурсов другими, изменение траектории движения материальных потоков, использование резервов оптово-торговых фирм – страхование поставок за счет товарных запасов, управление совокупным запасом на основе оперативного маневрирования матер5.4. Доходы, издержки и прибыль в теории и практике логистической системными ресурсами, дробление материального потока, регламентацию использования материальных ресурсов, оперативные закупки материальных ресурсов, эшелонирование материальных ресурсов, консигнацию товаров и грузов, профилактику и резервирование технических средств логистического процесса, сервисное сопровождение логистического процесса, предварительную комплектацию товаров, поставки «точно в срок» и т. п.

В последнем случае взаимоотношения между участниками логистического процесса и страховыми компаниями регулируются договором страхования.
Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии полностью возместить ущерб, обусловленный тем или иным риском, ибо, кроме прямого, неизбежен и косвенный ущерб. А поэтому задача состоит в недопущении наступления страхового случая – решение этой задачи возлагается на персонал, занятый в данной логистической системе.

 

5.4. - Классификация продукции в концепции логистики.

 

5.5. - Роль продукции в функциональном цикле логистики.

Основные проблемы, которые возникают при формировании функционального цикла (распределительных сетей и организации продаж), связаны с видами и характеристиками продукции Поэтому продукция играет важную роль для принятия логистических решений при формировании функционального цикла Помимо различных видов материальных ресурсов, готовой продукции, образующих материальные потоки, большое значение имеют и их продуктовые характеристики, относящиеся к определенной товарной единице.

Среди основных продуктовых характеристик, влияющих на логистические издержки и процесс принятия логистических решений при формировании функционального цикла, необходимо указать на цену, ассортимент и номенклатуру продукции, габаритные размеры упаковки, вес, транспортный сервис и продуктовые риски.

5.6. - Влияние продуктовых характеристик на логистические издержки.

товары, имеющие высокую плотность, требуют меньших затрат на транспортировку и хранение, так при перевозке и хранении более полно используется грузоподъемность транспортных средств и складские помещения.

Следующая продуктовая характеристика влияющая на логистические издержки, — это цена/вес (цена/масса). Продукция с низким уровнем отношения цены к весу (массе) будет иметь небольшие затраты на хранение, но высокие на транспортировку продукции в процентах от цены продаж. Это вызвано с тем, что затраты на хранение связаны с ценой товара, а транспортные издержки зависят от веса перевозимого груза и будут тем больше, чем меньше отношение цены к весу

Логистические издержки зависят также от транспортного сервиса и уровня запасов. улучшение транспортного сервиса позволяет сократить потери от уменьшения объема продаж, но возрастают затраты на транспортировку продукции Здесь необходимо сопоставлять достигнутую выгоду от уменьшения потерь в продажах с ростом транспортных издержек Продуктовая характеристика влияет на логистические издержки в условиях риска в процессе физического распределения. Эти риски могут быть связаны с порчей продукции, повреждениями в процессе транспортировки. Риски требуют дополнительных затрат.

 

5.7. - Концепция жизненного цикла продукции.

Все виды продукции, технологии и услуги имеют определенный жизненный цикл. Различают жизненный цикл отдельной компании, целой отрасли, который является суммарной величиной жизненных циклов соответствующей группы товаров-аналогов по физическим характеристикам или потребительскому назначению.

Успех логистической деятельности зависит от индивидуального жизненного цикла изделий (услуги) и общего (отраслевого) жизненного цикла данного вида продукции.

Подобно тому как стратегия и тактика логистики в функциональном цикле должна изменяться при вступлении в каждую новую стадию жизненного цикла, должна менять стратегию и тактику и логистическая служба, с тем чтобы лучше и полнее приспосабливать свою деятельность к изменениям рыночной ситуации. Необходимо также учитывать, что по мере развития жизненного цикла меняется и характер поведения клиентов, что в свою очередь требует соответствующей модификации в распределительном цикле с учетом особенностей покупательного поведения, которые зависят от типа клиентов.

Рассмотренное выше влияние жизненного цикла на организацию распределения продукции должно быть хорошо усвоено логистами-менеджерами, и они должны научиться приспосабливать стратегию и тактику своих действий к конкретным видам товаров и услуг, особенно в компаниях, реализующих различные товары, каждый из которых находится на стадии жизненного цикла.

Например, знать кривую жизненного цикла конкретного товара и график изменения уровня запасов в распределительной сети. Если управление запасами не скоординировано с жизненным циклом товара, то на этапе упадка может сложиться ситуация, когда денежные средства в запасах товара могут быть потеряны.

Для эффективного функционирования распределительной системы может быть использован метод ABC. Суть его состоит в том, что большая часть объемов продаж обеспечивается весьма офаниченным кругом товаров. Такой вывод сделал в 1897 г. известный итальянский экономист и социолог В. Парето. Исследуя распределение доходов в различных регионах Италии, он пришел к выводу, что значительная часть доходов сосредоточена в руках небольшой части населения приблизи-продаж и доли видов товаров в номенклатуре продукции

В группу Л входит небольшая доля видов товаров в номенклатуре продукции - 20%, но по стоимости она составляет 80%, в группу В счюгпетственно - 30% и 10%, а в С - 50% и 10%. Следует отметить, что хотя эта зависимость не является для всех компаний обязательной, нo она нашла применение в логистической деятельности многих фирм Это связано с тем, что распределение товаров по группам А В, С позволяет определить для каждой из них наиболее действенную стратегию логистики в функциональном цикле (р).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...