Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризисные дни лагерной смены




 

Сперва кратко. Кризисы:

 

Кризис 3 дня – неоправданные ожидания;

Кризис 7 дня – усталость от однообразия;

Кризис 9 дня – кризис одиночества, формирование групп, нелюбви;

Кризис 13 дня – передел власти, бунт стариков;

Кризис 17 дня – старики-всезнайки, старичка;

Кризис 19 дня – страх расставания.

 

Кризис - несоответствие между возможностями и желаниями. Может или затянуться и превратиться в конфликт, или человек выйдет на новый уровень развития т.е. качественный скачок после количественных накоплений. Бояться не нужно, нужно управлять. О кризисах есть много теорий. Одна из них говорит о том, что кризисы совпадают с рядом чисел Фибаначчи (ряд чисел где каждое последующее число есть сумма двух предыдущих): 1,2,3,5,8,13,21,34,55 - и сначала. Кстати, если присмотреться, то и жизнь человека идет по этим же числам. Точно такие же кризисы происходят в лагерной смене (в днях).

 

1-2 день (Личностный уровень) В этот период ребенок видит только себя, его волнуют безопасность, место, еда, расставание с домом, неопределенность.

 

3 день - очень сильный кризис. Ребенок, поняв, что кровать у него есть, начинает замечать окружающих, начинается выстраивание отношений и иерархии. И не всегда в его пользу. Возможен конфликт, если детям не предоставляется возможность проявить себя (хоть в чем-то), т.е. если вожатый продолжает жестко лидировать. Ребенок должен найти свою "нишу", где он будет лучше остальных, и мы должны ему в этом помочь.

 

Кстати в этот период дети пишут много "слезных" писем домой, о которых потом и не помнят. Лучше их от этого удержать. И еще нужно много интересных дел на общение в этот день. Отряд начинает позиционироваться единым коллективом, в котором каждый должен занять определенную «нишу». Особенность заключается в том, что на этом этапе не группа принимает ребенка, а он сам должен заявить о себе, продемонстрировать некую уникальность своей личности. Соответственно требуются любые игры, мероприятия, КТД, где ребенок может почувствовать именно себя звездой, и обязательно разноплановые, ведь один эрудит, другой рукодельник, третий спортсмен, поэтому деятельность как можно разнообразнее.

 

7 день. (Микрогрупповой уровень). У детей возникает вопрос: Как, почему, зачем все это делается? Если вожатый не вводит в программу, то он провоцирует конфликт. Также ребенка могут не устраивать отношения в группе.

 

Это также период созидательной деятельности, у ребят активное желание сделать что-то самим, если не дать возможности произойдет конфликт. Ну тут уж конечно активизация ЧТП (чередование творческих поручений), ну а на лагерь запускаем игру ролевую, веревочный курс и т.д.

 

9 день Возможен конфликт между мальчиками и девочками. (т.е. уже новый под-уровень). Можно устроить праздник, бал, подарки друг другу, костерчик какой-то где костровое мальчики делают, а девочки сюрприз.

 

13 день. Кризис! Точка передачи власти от вожатого детям. Лучшее мероприятие для эффективного выхода из кризиса – День самоуправления.

 

17 день. Возможны проблемы с дисциплиной, ребятам хочется неформального общения. Можно попробовать заменить режимный момент (тихий час) на новое неформальное мероприятие. Например, можно всем отрядом сходить на пикник туда, где вы ещё не были.

 

Также многие ребята устают жить в большом и шумном коллективе. Совет — больше игр, спортивных соревнований, там, где возможно, — плавания.

 

19 день. Начинаются разговоры «Я не хочу уезжать», «Я буду скучать», «А какой у вас номер телефона» и т.д. Нужно вводить как можно больше лиричных мероприятий, сделать акцент на вкладе каждого ребенка в смену и т.д.

 

К концу смены устают не только дети, но и вожатые, особенно если это последний летний месяц. Поэтому советуем вам в конфликтных ситуациях обратиться за помощью к коллегам: кратко обсудите ситуацию, распределите роли. Коллеги дополнят ваши действия, играя поддерживающую роль. В ситуациях, угрожающих безопасности воспитанников, безопасность получает приоритет. Очень важно вовремя обратиться за помощью в подобной ситуации либо к коллегам, либо даже к ребятам. Если, например, во время драки в отряде присутствуют и другие воспитанники, попросите того, кто обладает авторитетом, помочь вам утихомирить драчунов.

 

Снижают напряжение звуки голоса, тон, визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо — как сигнал к спокойствию, существенную роль при разговоре играет ещё и разница в тоне и скорости речи. Когда голос понижается, коммуникация становится менее категоричной. Педагоги, заканчивая свою просьбу, распоряжение «весомой точкой», дают понять, что они считают их исполнение само собой разумеющимся.

 

Движения воспитателей должны быть предсказуемыми, точно рассчитанными. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов. В конфликтных ситуациях возникает естественная потребность быстрее передвигаться, резче и быстрее говорить. Но спокойствие легче установить нарочито замедленным темпом речи и движений.

 

№4. Планирование

План-сетка. Алгоритм заполнения

Каждый вожатый, отправляясь в лагерь, заблаговременно думает о том, чем он займет своих подопечных в течение всей смены. Но помимо отрядных мероприятий в лагере также есть и общелагерные. Поэтому для эффективной работы вожатому необходимо иметь два вида планов:

 

Ø план на каждый день (утро-день-вечер)/план в строчку);

 

Ø перспективный (план-сетку)/план-календарь.

 

Ø А также план на сухую и на мокрую погоду.

 

Ø Алгоритм заполнения план-сетки

 

Подготовительный этап.

 

1. Ознакомьтесь с программой данного лагеря.

 

2. Определите цели и задачи предстоящей работы на смену (с будущим напарником).

 

3. Изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на ожидания детей данного возраста.

 

4. Используйте данные из детских анкет (увлечения, конкретные ожида­ния, умения и т.д.).

 

5. Изучите возможности лагеря (наличие бассейна, кинозала, караоке, кружков, техническое оснащение и пр.).

 

6. Отберите средства, формы и методы, которыми владеете.

 

7. Вспомните своё детство и ожидания от лагеря.

 

Основной этап.

 

- Включите в план-сетку по порядку: дни заезда, отъезда; родительский день, банный день; традиционные праздники лагеря, кризисные дни, дни дежурства и только потом планируйте отрядные мероприятия с учетом их перио­дичности.

 

- Отрядные дела должны соответствовать как тематике смены, так и те­матике дня.

 

- Не планируйте крупные мероприятия в выходные дни, так как к неко­торым детям приедут родители.

 

Заключительный этап.

 

- Реализация запланированных дел и корректировка плана-сетки в про­цессе работы.

 

- План-сетку можно вывесить на отрядном месте, чтобы ребята знали, что их ожидает. Эту сетку можно использовать как отрядную карточку настроения, заштриховывая клеточку прошедшего дня цветом, соответ­ствующим тому, насколько удачно, по мнению отряда, прошел день. Это можно решать на вечернем «огоньке».

 

Определяя последовательность дел, необходимо:

 

На первый этап выбирать такие дела, которые максимально помогут обна­ружить и сделать очевидными для всех знания, умения, навыки, интересы и возможности каждого:

 

- огоньки знакомств «Расскажи нам о себе»;

 

~ турнир эрудитов;

 

- открытые спортивные старты;

 

- эстафета творчества;

 

- музыкально-литературная гостиная;

 

- вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

 

- «Вперед, мальчишки!», «А ну-ка, девочки!»;

 

- «Поле чудес»;

 

- викторины типа «Что? Где? Когда?».

 

На второй этап - дела, помогающие объединиться ребятам в первичных коллективах (комнатах, отрядах) на основе того, что они узнали друг о друге в начале смены:

 

- эстафета «Кто в доме хозяин?»;

 

- «Веселые старты»;

 

- состязания по снайперству и пионерболу;

 

- конкурс «Строим город из песка и глины»;

 

- викторины;

 

- вечер «Присуждаем музыкально-литературную премию»;

 

- туристская учеба и эстафета (полоса препятствий);

 

- программа «Спасаем пропавшую экспедицию»;

 

- дежурство отряда по лагерю и столовой и др.

 

Завершать второй этап в лагере походом независимо от погодных условий, так как в экстремальных условиях у ребят есть возможность утвердить себя в лучших своих проявлениях, а у вожатых - уточнить свои знания о ребятах, про­анализировать взаимоотношения в отряде с целью использовать ситуацию и свои наблюдения в дальнейшей работе по сплочению коллектива.

 

На третий период - дела, которые помогают объединить весь лагерь в еди­ное целое, всем почувствовать общие возможности и способность сделать со­обща много полезного для окружающих людей, найти новые обогащающие друг друга и каждого в отдельности связи, независимо от того, кто в каком от­ряде:

 

- «Все вместе играем в детектив»;

 

- исторические дни - «День Чингачгука», «День русских княжеств»;

 

- «День Древней Греции» (Олимпийские игры),

 

- праздник встречи с родителями (родительский день);

 

- трудовой десант по очистке окрестного леса;

 

- празднование дней рождений детей;

 

- «Для тех, кто не спит» (песни у костра);

 

- КВН с командой соседнего лагеря или с местными жителями;

 

- спортивные встречи с другими командами и др.

 

И на завершающем этапе смены, на последние дни, планировать дела, вы­полнение которых порадует окружающих и доставит им удовлетворение. А с другой стороны, такие дела, которые помогут осмыслить все, что было, и сформируют у детей потребность обязательно встретиться еще раз, чтобы не разрывать возникших добрых связей:

 

- вечер «От всей души»;

 

- «Лесная сказка» для малышей;

 

- «Бродячий цирк» по соседним отрядам, лагерям;

 

- праздник проводов лета;

 

- «Русская ярмарка»;

 

- прощальный вечер;

 

- последняя вечерняя прогулка по полюбившимся местам;

 

- сбор «Играем в идеального человека»:

 

- прощальный огонек «Расскажи мне обо мне» и т.п.

 

Понятно, что такое деление дел условно, и по ходу смены в разные перио­ды могут возникнуть любые дела, предложенные ребятами. Главное - не забы­вать задач каждого периода. Ведь любое дело можно организовать так, что оно будет работать на задумку.

Режим дня. План на день

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...