Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы внешней среды, воздействующие на организм в процессе его жизнедеятельности, роста и развития




Для рассмотрения того, как окружающая среда воздействует на организм человека в течение всей его жизни от рождения до смерти, удобно разделить факторы среды по природе их воздействия на физические, химические, биологические и социальные.

Физические факторы. Человек на протяжении всей своей постнатальной жизни постоянно взаимодействует с двумя основными физическими факторами, к которым организму приходится непрерывно приспосабливаться, — это температура окружающей среды и сила тяжести (гравитация). Реакция организма на оба эти фактора самым непосредственным образом связана с массой, геометрическими размерами и пропорциями тела, которые меняются по мере возрастного развития. Другие физические факторы, также определяющие особенности среды обитания человека, воздействуют на организм независимо от его формы и размеров (например, влажность, атмосферное давление, газовый состав окружающего воздуха, инсоляция и т.п.).

Температура — постоянно действующий фактор переменного значения. Клетки организма нуждаются для своего нормального функционирования в постоянной температуре около 37 °С, изменение температуры на 10 °С в ту или иную сторону способно в 2— 3 раза изменить скорость всех биохимических реакций, причем их согласованность в этом случае будет нарушена. Если температура тела опускается ниже +25 или поднимается выше +42 "С, клетки тела погибают и наступает смерть.

Изменения внешней температуры требуют приспособления организма к этому переменному фактору. В этом случае очень важны размеры и пропорции тела, так как, согласно физическим законам, интенсивность производства тепла в организме пропорциональна его массе, а скорость теплоотдачи пропорциональна площади поверхности тела. Изменение размеров и пропорций, происходящее в результате роста, непосредственно сказывается На балансе продукции и отдачи тепла. Ребенок обладает относительно большой поверхностью тела (т.е. на 1 см2поверхности у ребенка приходится меньшее количество его массы), поэтому для него задача вывести избыточное тепло решается легче, чем выработать дополнительное количество тепла. В то же время относительно большая поверхность тела ребенка приводит к тому, что при низкой температуре он быстрее охлаждается.

Повышенная температура среды требует — во избежание перегрева — активации функций, способствующих теплоотдаче: усиливаются поверхностный кожный кровоток, а также легочная вентиляция и потоотделение — все это способствует переносу тепла из «ядра» тела к его поверхности и выделению избыточного тепла в окружающее пространство. Пониженная температура, напротив, требует сохранения тепла в организме: сужаются кожные кровеносные сосуды, снижается активность внешнего дыхания, прекращается потоотделение и усиливается теплопродукция за счет повышения интенсивности метаболизма.

В организме взрослого человека дополнительное тепло при охлаждении образуется главным образом в печени и скелетных мышцах (всем известно, когда холодно, мы начинаем дрожать — это и есть проявление терморегуляторной активности мышц: не производя никакой внешней работы, они непрерывно сокращаются, согревая протекающую через них кровь).

У детей есть орган, специально предназначенный для производства дополнительного тепла, — бурая жировая ткань. Это жировые клетки, которые обильно снабжаются кровью и содержат огромное количество митохондрий. Особенностью митохондрий бурого жира является их способность «сжигать» большое количество жира, не производя АТФ. При этом практически вся высвобождающаяся энергия превращается в тепло. Таким образом, бурая жировая ткань выполняет в детском организме роль своеобразной «печки», которая включается каждый раз, когда ребенку становится холодно. Сигналом для такого включения служит воздействие симпатического отдела ЦНС и ее медиатора норадреналина, который может также поступать из надпочечников. Бурый жир расположен у детей под кожей между лопатками, вдоль крупных шейных сосудов, а также около крупных сосудов внутри грудной клетки и брюшной полости. У взрослых бурая жировая ткань встречается редко, это специальный «детский» орган, исчезающий по мере взросления. Так же ведут себя многие лимфатические железы, обеспечивающие иммунитет (зобная железа, гланды и другие). Перенесенные ребенком острые заболевания (воспаление легких, грипп и другие) могут приводить к уменьшению размеров и активности бурого жира. Поэтому так важно соблюдать комфортный температурный режим для больных и выздоравливающих детей.

Детский организм более чувствителен к изменениям внешней температуры, чем взрослый. Температурный диапазон, в котором человек чувствует себя комфортно, составляет для взрослого от +25 до +30 °С, а для ребенка первого года жизни — от +27 до +33 °С. Защиту от колебаний температуры окружающей среды человеку обеспечивает одежда. Она должна быть такой, чтобы внутри (на поверхности кожи под одеждой) температура приближалась к зоне комфорта. При этом важно, чтобы одежда не препятствовала воздухообмену: ведь кожа должна дышать, а испарения потовых желез должны иметь выход, иначе кожные покровы начинают преть. что часто бывает при неправильном уходе за маленькими детьми.

Механизмы терморегуляции у детей начинают интенсивно развиваться в возрасте 4—5 лет, именно в этом возрасте наиболее эффективны различные закаливающие процедуры, благодаря которым сосудистые реакции ребенка приобретают подвижность, необходимую для эффективного поддержания постоянной температуры тела. Закаливание позволяет ребенку защититься от простуд и повышает общий иммунитет организма.

ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Физические факторы

Человек живет вусловиях постоянно меняющейся среды. Все проявления жизни обусловлены взаимодействием меж­ду внутренними силами организма и внешним влиянием окружающей среды.

Вредно воздействующие на организм челове­ка факторы условно можно разделить на внешние и внутренние. К внешним следует в первую оче­редь отнести физические. Это воздействие уль­трафиолетовых лучей, озона, электромагнитных полей, температуры и ряда других факторов. К внешним также следует отнести химические фак­торы. Это выбросы промышленных предприятий, загрязняющих атмосферу: пестициды, гербици­ды, применяемые в сельском хозяйстве, пищевые добавки, бытовая химия, косметические средства, лекарства, запахи красителей, растворителей, ин­сектицидов, тя­желых металлов и других факторов.

Однако кра­сители, пищевые добавки, тяже­лые металлы по­падают в орга­низм не только внешним, но и внутренним пу­тем. Поэтому условно мы мо­жем классифи­цировать хими­ческие факторы как внешние, так и внутренние.

К внешним следует отнести группу факторов риска, зависящих от образа жизни. Это алкоголь, курение, наркотики. Последних можно избежать. К внутренним факторам следует отнести энергообмен, активность окислительных ферментов, иммунную защиту, недостаток кислорода, старение, стресс, на которые можно воздействовать с помощью образа жизни. Таким образом, приведенная классификация укладывается в простую схему:


Факторы окружающей среды человека
Внутренние
Внешние
Биологические
Физические
Химические

Природные факторы составляют 16 %. 31 приходится на другие изотопы, являющиеся вечными спутниками почвы, растений, животных, в том числе и человека. Влияние природных факторов зависит от многих условий: высоты над уровнем моря, географической широты и целого ряда других.

Вряд ли нам удастся изменить место жительства, однако мы можем уменьшить время пребывания под лучами палящего солнца в часы и дни так называемого активного солнца. Никто не может помешать нам принимать большое количество минеральной воды, облегчить свою диету, заменить в рационе питания жиры животного происхождения на растительные принимать антиоксидантный комплекс вита­минов.

 

Физические факторы внешней среды являются

нашими постоян­ными спутниками, идущими с нами

постоянно по жизни. Неко­торых мы с вами избежать не мо­жем, таких как влияние Космоса, солнечных лу­чей, электромагнитных излучений, радона Земли, строительных материалов, влияния электромаг­нитных бурь.

Мы можем только уменьшить их влияние. Это то, что подарено нам Природой.

 

 

Многое известно нам о влиянии радона на организм человека. Вечный наш спутник и в ка­кой-то мере враг радона — 2.2.2, как известно, влияет на нас по-разному в различные периоды года. В зимний период его влияние проявляется в меньшей степени, так как наблюдается экра­низация его снежных покровов. Так, слой снега в 50 см, пролежавший до весны, на 80 % сдержи­вает его влияние на организм человека. Весной же, наоборот, его влияние усиливается в резуль­тате оттаивания почвы и усиленного его выделе­ния, именно в этот период мы чувствуем недомо­гание, усталость, слабость. Радон очень коварен. В малых дозах он стимулирует нашу активность, в больших — наоборот угнетает. Летом наблю­дается усиленная миссия газа радона в резуль­тате разницы температур почвы и воздуха. Од­нако хороший ливневый дождь на короткое время закупоривает поры земли и мы его не ощущаем. Легко дышится. Газ радон мы не­однократно наблюдали на городских улицах, покрытых асфальтом. В жаркий летний день ощущается его выделение в виде бесцветного потока. Врачи-гигиенисты рекомендуют летом больше времени проводить вне городских ус­ловий — в лесу, на лугу, у водоема, на даче.

В жилых помещениях газ радон также рас­пределен неравномерно. Все зависит от эколо­гии жилища. В деревянных домах его меньше, чуть больше в кирпичных, намного больше в домах из шлаков. Внутренняя отделка зданий снижает уровень воздействия радона на организм человека. Два слоя масляной краски, слой обоев снижают уровень радиоактивности строительных материалов на 30 — 40 %.

Чаще всего радон скапливается в под­валах жилых домов. Высоко его содержа­ние в непроветриваемых, жилых помеще­ниях. Особую опасность представляют кухни, оборудованные газовыми колонка­ми и плитами. Именно в таких помещени­ях следует установить дополнительную вытяжную вентиляцию. Много радона по­ступает с водой в ванной комнате. Часто мы забываем проветривать ванную комна­ту. Хорошо бы и там установить дополни­тельную вытяжную вентиляцию.

Есть вещи, которые создает сам человек, но это уже спутники нашей жизни, от ко­торых мы вряд ли сможем отказаться.

Это и телевизор, и компьютер, и сотовый, и радиотелефон, и дистанционное управле­ние. Однако влияние этих факторов на наш - организм можно уменьшить.

Искусственно созданных руками челове­ка источников, вредно влияющих на организм человека, избежать вряд ли удастся, но воз­можно

уменьшить их влияние. Какой телеви­зор с точки зрения здо­ровья лучше: цветной или черно-белый? Ко­нечно, цветной смотреть приятнее. Яркие цвета экрана привлекают наш взор, однако, черно-бе­лый безопаснее. Если сравнить их, то в процен­тном выражении но дозе облучения они соотно­сятся ЕЖ десять к одному.

При правильном использовании телевизора можно избежать излишней дозы облучения. Со­блюдая правила продолжительности просмотра телепередач и правила расстояния человека во время просмотра, человек не подвергает себя излишнему риску. Чем меньше время просмот­ра телепередач — тем лучше, но ведь бывают дни, когда мы практически не выключаем телевизор в течение всего дня. Чем больше расстояние те­лезрителя от экрана, тем лучше для человека. Минимальное расстояние от экрана 3 метра.

При работе с компьютером так­же следует соблю­дать санитарные правила, сидеть пе­ред экраном дисп­лея следует так, чтобы линия взгля­да совпадала с центром экрана. Стул должен соот­ветствовать росту. Лучше иметь стул с подло­котниками, чтобы спина и ступни ног имели опору, а мышцы спины и предплечий напрягались как можно меньше. Расстояние глаз от экрана дис­плея должно быть 50 — 70 см. Для тех, кто но­сит очки, их следует надевать и при работе с компьютером. Желательно, чтобы перед экраном дисплея сидел только один человек, так как си­дящему сбоку грозит боковое свечение и на­рушение условий для просмотра объектов на экране. Объекты на экране должны быть доста­точно яркими и контрастными, не иметь бликов и свечений от предметов, находящихся рядом.

Следует также избегать засвечивания экрана, для чего целесообразно использовать шторы и жа­люзи. Освещенность поверхности стола или кла­виатуры должна быть не менее 300 лк., а экра­на 200 лк. При работе с черно-белым дисплеем работу с текстами следует выполнять с исполь­зованием темных знаков на белом фоне. При цветном дисплее не рекомендуется использовать более семи цветов. Помните также и о том, что компьютерная игра не может продолжаться бо­лее 30 минут.

После игры или работы на компьютере следует сделать несколь­ко физических упражнений. И следует помнить, из двух экранных удовольствий в один день следует пользоваться только одним из них. Считаем уместным привести реальные цифры для подбора высоты клавиатуры от пола — она должна располагаться на высоте 71 — 86 см, а центр дис­плея на высоте — 91 — 116 см. Желательно, что­бы сидение стула имело наклон от 5 до 15 гра­дусов с обязательным горизонтальным упором для поясницы. Размер экрана дисплея должен быть 38 см но диагонали.

Для профилактики утомления следует исполь­зовать желтый цвет. Во время работы с видеотер­миналами при вводе информации обязательны­ми являются десятиминутные перерывы в работе. Первый перерыв — после двух часов работы, пос­ледующий — через каждый час работы.

Трудно сегодня выделить влияние одного отдельно взятого фактора на организм человека. Чаще всего мы имеем дело с целой группой, ком­плексом факторов. Физические, химические и биологические факторы воздействуют одновре­менно, однако каждое из химических веществ обладает специфическими, характерными только для него свойствами.

Химические факторы

 

Все попадающие в организм человека соединения – это химические факторы, влияющие на здоровье. Они могут проникать с пищей, водой, вдыхаемым воздухом или через кожу. Негативное влияние могут оказывать:

 

· синтетические пищевые добавки, улучшители вкуса, заменители, консерванты, красители;

· бытовая и автохимия, стиральные порошки, средства для мытья посуды, освежители воздуха в любой форме;

· дезодоранты, косметика, шампуни и средства для гигиены тела;

· лекарственные препараты и БАД;

· содержащиеся в продуктах питания пестициды, тяжелые металлы, формальдегид, следы добавок для ускорения роста скота и домашней птицы;

· клей, лаки, краски и другие материалы для ремонта помещений;

· выделяющиеся из напольных и настенных покрытий летучие химические соединения;

· используемые в сельском хозяйстве препараты для борьбы с вредителями и сорняками, средства для избавления от комаров, мух и других летающих насекомых;

· табачный дым, который может попасть в легкие даже некурящего человека;

· загрязненные промышленными отходами вода и воздух, городской смог;

· дым от горящих свалок и сжигаемых листьев с городских деревьев (которые накапливают тяжелые металлы и другие продукты из выхлопных газов).

 

Химические факторы, влияющие на здоровье, особенно опасны при склонности к накоплению в организме. В результате у человека возникает хроническая интоксикация с поражением периферических нервов, почек, печени и других органов. Меняется работа иммунной системы, что приводит к повышению риска развития бронхиальной астмы, аутоиммунных и аллергических заболеваний.

11?..............

Социальные факторы

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество. Так что же делает человека человеком?

В общем виде ответ на этот вопрос нам уже известен. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро- (от греч. «большой»), мезо- ("средний") и микро- («малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.
К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое, многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт с которым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.
Если представить эти факторы в виде концентрических окружностей, то картина будет выглядеть так, как она показана на схеме.

В центре сфер находится ребенок, и все сферы оказывают на него влияние. Как отмечалось выше, это влияние на процесс социализации ребенка может быть целенаправленным, преднамеренным (как, например, влияние институтов социализации: семьи, образования, религии и др.); однако очень многие факторы оказывают на развитие ребенка спонтанное, стихийное воздействие. Кроме того, и целенаправленное влияние, и стихийное воздействие может быть как положительным, так и отрицательным, негативным.

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды — дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. Если это наглядно изобразить в виде еще одной схемы, представленной ниже, то видно, что осваивая все больше сред, ребенок стремится занять всю «площадь круга» — освоить весь потенциально доступный для него социум.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде — положительный или негативный.

Среда является объектом исследования представителей разных наук — социологов, психологов, педагогов, которые пытаются выяснить созидательный потенциал среды и ее влияние на становление и развитие личности ребенка.

История изучения роли и значения среды как существующей реальности, оказывающей воздействие на ребенка, уходит корнями в дореволюционную педагогику. Еще К. Д. Ушинский считал, что для воспитания и развития важно знать человека «каков он есть в действительности со всеми его слабостями и во всем величии», надо знать «человека в семействе, среди народа, среди человечества... во всех возрастах, во всех классах...». Другие выдающиеся психологи и педагоги (П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский и др.) также показывали значимость среды для развития ребенка. А. Ф. Лазурский, например, считал, что бедно одаренные индивидуумы обычно подчиняются влияниям среды, натуры же богато одаренные сами стремятся активно воздействовать на нее.
В начале XX века (20-30-е годы) в России складывается целое научное направление — так называемая «педагогика среды», представителями которого были такие выдающиеся педагоги и психологи, как А. Б. Залкинд, Л. С. Выготский, М. С. Иорданский, А. П. Пинкевич, В. Н. Шульгин и многие другие. Главным вопросом, который обсуждался учеными, было воздействие окружающей среды на ребенка, управление этим влиянием. Существовали разные точки зрения на роль среды в развитии ребенка: одни ученые отстаивали необходимость приспособления ребенка к той или иной среде, другие считали, что ребенок в меру своих сил и способностей может сам организовывать среду и влиять на нее, третьи предлагали рассматривать личность и среду ребенка в единстве их характеристик, четвертые делали попытку рассмотреть среду как единую систему влияние на ребенка. Были и другие точки зрения. Но важно то, что проводились глубокие и основательные исследования среды и ее влияния на становление и развитие личности ребенка.

Интересно, что в профессиональной лексике педагогов того времени широко использовались такие понятия, как «среда для ребенка», «социально-организованная среда», «пролетарская среда», «возрастная среда», «товарищеская среда», «фабрично-заводская среда», «общественная среда» и др.

Однако в 30-е годы научные исследования в этой области практически были запрещены, а само понятие «среда» на долгие годы было дискредитировано и ушло из профессиональной лексики педагогов. Главным институтом воспитания и развития детей была признана школа, и основные педагогические и психологические исследования были посвящены именно школе и ее влиянию на развитие ребенка.

Научный интерес к проблемам среды возобновляется в 60-70-е годы нашего столетия (В. А. Сухомлинский, А. Т. Куракина, Л.И. Новикова, В. А. Караковский и др.) в связи с изучением
школьного коллектива, обладающего признаками сложно организующихся систем, функционирующих в разных средах. Среда (природная, социальная, материальная) становится объектом целостного системного анализа. Изучаются и исследуются различные виды сред: «учебная среда», «внешкольная среда ученического коллектива», «домашняя среда», «среда микрорайона», "среда социально-педагогического комплекса" и др. В конце 80-х — начале 90-х годов исследованиям среды, в которой живет и развивается ребенок, был дан новый импульс, Этому во многом способствовало и выделение в самостоятельную научную область социальной педагогики, для которой эта проблема также стала объектом внимания и в изучении которой она находит свои грани, свой аспект рассмотрения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...