Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика деятельности преподавателя хореографии.

ЗАМЕЖНЫЯ СIСТЭМЫ ХАРЭАГРАФIЧНАЙ АДУКАЦЫI У 20СТ.

СИСТЕМА МУЗЫАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Э.ЖАКА-ДАЛЬКРОЗА (швейцарский педагог, композитор, общественный деятель, преподаватель гармонии и сольфеджио в Женевской консерватории). Он предложил систему методов, которая обеспечивала гармонию в физическом и духовном развитии человека. Система упражнений для детей, построенная на взаимосвязи музыки, музыкальных впечатлений и движений тела, была предложена в 1905г. Движение-это основное средство передачи музыкальной динамики, эмоционального и образного содержания произведений. Занятия проводились в форме ритмических игр, что влияли на меньшую утомляемость детей, стимулировали их интерес к занятиям. Школы и институты музыкально-ритмического воспитания системы Жака-Далькроза открывались в разных странах Европы, Америки, в России в 1920 работал институт ритма по его методу в Москве и Петербурге. Музыкальные знания усваивались через погружение в образную сферу произведения в синтезе с движениями, через обеспечение триединства музыки, слова и движения. Эуритмика стала главным звеном педагогической системы. Система была сконцентрирована на всеобщее музыкально-ритмическое воспитание детей, а также использовалось в практике подготовки профессиональных музыкантов и хореографов.
СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАРЛА ОРФА (немецкий композитор и педагог, который сделал систему муз-ритмического воспитания детей в книге «Шульверк»). Система начала формироваться в 1920, которая начала работать в Гюнтершуле в 1924г. В основу системы была положена идея об взаимосвязи музыки, слова и жеста в постижении худ.образа. Музыкальное развитие детей не ограничивал только развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением песням и игры на музыкальных инструментах. Главное в этом деле он считал стимулирование и развитие творческой фантазии детей, развитие умений импровизировать и творить. Система характеризуется направленностью на развитие творческого потенциала детей, что обеспечивается синтезом музыки, языка, движений, пантомимы, театрализованной игры.
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ. Среди профильных высших образовательных учреждений выделяются Пекинская академия танца(готовит исполнителя танца-делятся на исполнителя классического танца, китайского народно-национального танца, европейского классического танца, мюзикла, бального танца, шоу моды), режиссера танца, балетоведа), Академия искусств (готовит артистов высшего образования и практично ориентированных артистов. Бакалаврская подготовка)и колледж искусств(г.Чанчунь)-музыка, изо, дизайн, сценическое, театрально-оперное искусство, хореография.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ- Школа классического танца, Хореографическое училище Лавровского, Академия танца и хор.училище в составе университета Натальи Нестеровой, Московское училище современного танца, Московская государственная академия хореографии (учебный комплекс, который охватывает 3 ступени проф.хор. образования: начальную, среднюю специальную и высшую.содержание обучения в младших классах включаетобщеобразовательные и спец.предметы, через 5 лет сдача экзаменов, кто сдает продолжает учиться в академии, присваивается артист балета), Институт танца при государственной академии славянской культуры-сквозное образование-школа-хор.училище-вну-театр.

 

Принципы гос политики в сфере худ образования.

Принципы в сфере обра-я описаны в нормативных актах: Конституция РБ, Кодекс и др. Основные принципы в обл образования: приоритет образования, приоритет общечеловеческих ценностей, прав чела, гуманистического характера образования, гарантии конституционного права каждого на образование, обязательность, доступность, преемственность и непрерывность, национально-культурная основа, демократический характер, светский характер. Характерные черты современного худ обр-я: развитость сетки учреждений общего и проф образования, вседоступность, массовость и демократизм дополнительного обр детей и молодежи, возможность выбора учреждений, финансирование со средств респ и местных бюджетов, наличие мест для получения обра-я за счет респ или местного бюджетов, создание мест для проф пед правктики, связь хор обр-я с системой общего, единство системы худ образ-я, равноправие всех граждан на получение ХО, гос и общественный характер, единство нац-х и общечеловеческих ценностей. Реализайия принципов гос полобеспечивает доступность общ худ обр-я с учетом потребований, худ способностей и интересов учащихся.

 

Специфика деятельности преподавателя хореографии.

Специфика заключается в использовании возможностей хор искусства для решения задач восп, обуч и развития. Хореография выступает в качестве основного средства общего, и хор-проф-го развития личности. Образ-е чела происходит в процессе усвоения содержания худ образов. Условия усвоения худ образов: развитие худ-эстет ощущений учащихся, разв худ способностей, овладение языком искусства. Худ-пед деят-ть имеет пед направленность и характеризуется непрерывным единством и взаимосвязью пед-го, организаторского и худ-творческого процессов. Уровни деят препода: практическая, методологическая, теоретическая. Основные объекты: управление пед процессом, орг деятельность, худ-творч деятельность, исследовательская деятельность. Профессионализм педагога-хореографа проявляется в способности выявить место и роль хор произведений в различных видах хор-пед практики.

 

32. Понятие и структура художественно-педагогического мастерства
Мастерство в любой профессии – это своеобразный идеал, пример, к которому модно стремиться. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области. Мастер - специалист, достигнувший высокого искусства в своем деле.
(В педагогике - высший уровень педагогической деятельности, совокупность определенных качеств личности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи.)
Педагогическое мастерство – это качественный уровень профессиональной деятельности, который имеет творческий характер, ориентированный социально значимый результат и оптимальный процесс его достижения. Мастерство педагога проявляется в способностях управлять всеми компонентами пед. деятельности, и качество такого управления зависит от его индивидуально-личностных особенностей.
Структура. Сущность и структура педагогического мастерства определяется на основе анализа профессионально-педагогической деятельности – ее направленности, структуры, специфики, потребностей, которые предъявляются специалисту. Структура пед. деятельности вкл в себя: цель, операции, способы деятельности, средства деятельности, объект, субъект и результат деятельности.
Структура пед. мастерства вкл в себя: хор-педагогическая обученность, хор-пед воспитанность, хор-пед развитость
Критерии педагогического мастерства: 1) целесообразность
2) высокая продуктивность
3) оптимальность
4) творческий характер
пед. деятельности

33. Содержание. Худ-пед мастерства.

мастерство - наивысший уровень развития художественной педагогической культуры специалиста качественная характеристика его художественно-педагогический образованности. художественно педагогическое образование выступает в единстве художественно педагогическое обученности и воспитанности иразвитости личности специалиста

Обученность: Ссматрив-ся как совокупность пед. ЗУНов- профессионализм(основа проф-пед мастерства)

· художественные знания,художественные умения и навыки, опыт в отрасли видов художественной деятельности, опыт художественной творческой деятельности

· педагогические знания, педагогические умения и навыки, опыт в отрасли видов педагогической деятельности, опыт педагогического творчества.

профессионализм педагога складывается с одной стороны со знаний своего предмета(предметная компетентность), методика его преподования(методическая компетентность(, а с другой сознание педагогики и психологии которая изучает закономерности образования человека профессионала, его развития(психолого-педагогическая компетентность)

1) предметная компетентность - это знание истории и теории хореографии, основных категорий и закономерности развития худож культуры, развитие умений и навыков, анализ хореографических произведений, в том числе умение навыки импровизации.

Требуются определённые ЗУНы:

· Организаторские(отбор учебного материалапланирование и организация обучающего процесса...)

· Позновательные(направление мыслительной деятельностиучащемуся повышение, интеллектуального уровня...)

· Эмоционально-волевые(обеспечение эмоционально-заинтересованных отношений к искусству и худож деят-ти,...)

· Исследовательские(исследование художественно-педагогический процесса, художественный педагогический опыт, личность ученика)

2) психолого-педагогич компетентность - знания и навыки понимания законов и смысл развития общества, культуры, искусства; знание истории и теории педагогики и психологии.

3) методичная компетентность - это общеметодическое и художествено- методическая подготовка специалиста, знание теоретических основ методики обучение, воспитание развитие, диагностика способностей.

наивысший уровень обученности проявляется в широком педагогической и художественной эрудиции педагога, которая включает знания личности ученика и искусство

Развитость: художественно педагогическое рпзитость мы рассмотрим в единстве ее общего и профессионального развития. развитость педагога мастера в первую очередь мы связываем с развитием общих функциональных механизмов психики

· Эмоциональная чувственная сфера

· интеллектуальная сфера

· Мотивационно- волевая сфера

· Психомоторика

· Сфера подсознательного

на этой основе формируются и развиваются типологические свойства личности:

· художественные и педагогические задатки

· художественно эстетические способности

· психомоторные художественные способности

· характер

· темперамент

· педагогические способности

наивысший уровень развитости характеризуется высоким развитием общепедагогические и художественных способностей личности педагога.

Воспитанность: художественно-педагогический воспитанности педагога мастера мы рассматриваем как единство его профессионально-педагогического сознания

· художественный и педагогические интересы мотивы потребности

· эстетические эмоции переживания чувства

· художественно эстетические и педагогические идеалы оценки взгляды теория,убеждения,вкусы.

и внутренней активности:

· стремление к познанию света(отношение к обществу природе другим людям)

· стремление к самопознанию (отношение к себе)

· самовоспитание

Наивысший уровень воспитанности - духовность, гуманность, любовь к ученику, к своему предмету.

34. педагогическая техника педагога хореография как средство реализации художественно-педагогический мастерства.

педагогическая техника- это инструмент решения педагогических задач которые обеспечивают единство внутреннего содержания деятельности педагога и внешнего его выражения.

это совокупность вербальных и невербальных средств общение между педагогом и учеником которая гармонируют педагогическую деятельность,повышает ее эффективность.

это форма организация поведения педагога.

педагогическая техника включает две группы умений: умения связанные со способностями управлять собой и своим поведением; умение воздействовать личность и коллектив при решении задач обучения воспитания и развития учеников.

35. арганізацыя педагагічных зносін на ўроках харэаграфіі. Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать,что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждыйего микроэлемент. На уроке педагогу необходимо овладетькоммуникативной структурой всего педагогическогопроцесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянносоотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностямиобщения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы: 1) конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. "стиль общение; 2) конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися. Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:

1) общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения); 2) система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности; 3) ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи. Под стилем общения мы понимаем индивидуально типологические особенности социально психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

а) особенности коммуникативных возможностей учителя;

6) сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

в) творческая индивидуальность педагога;

г)особенности ученического коллектива.

Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми — категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально этические установки общества и воспитателя как его представителя. Нередко один и тот же метод воздействия, применяемый различными педагогами, дает неодинаковый эффект, и не потому, что не соответствует ситуации, а потому, что чужд самой личности педагога. Этого соответствия стиля общения и личности часто недостает многим начинающим учителям. Овладение основами профессионально педагогического общения должно происходить на индивидуально творческом уровне. Все выделяемые нами компоненты профессионально педагогического общения своеобразно и неповторимо проявляются в деятельности каждого педагога. Вот почему важнейшей задачей начинающего учителя является поиск индивидуального стиля общения, поиск, который должен вестись систематически.

36. Управление познавательной деятельностью учеников на уроках хореографии и во внеурочное время
В результате обучения предмету «Хореография ученик» должен знать/уметь:

· смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «автор», «постановщик»;

· названия изученных жанров и форм музыки;

· народные танцы, музыкальные и танцевальные традиции родного края;

· стиль и манеру танцевальных этюдов, исполненных ранее.

уметь:

· узнавать исполнение ранее танцевальные композиции и определять их стиль;

· определять на слух жанры народно-характерного и историко-бытового танцев;

· определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика) в танцевальных композициях;

· передавать настроение музыки и его изменение: в музыкально-пластическом движении, в сольном и ансамблевом исполнении;

· исполнять несколько разнохарактерных танцевальных этюдов (по выбору учащихся);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· восприятия художественных образцов народного, классического и современного танца;

· исполнение знакомых движений-этюдов;

· участие в коллективном исполнении;

· передачи музыкальных впечатлений пластическими средствами.

Целью программыхореографического образования являются:

· становлениетанцевальной культуры;

· развитиеинтереса к танцам и занятиям хореографией; музыкального слуха, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах танцевальной деятельности;

· освоениехореографической терминологии;

· овладениепрактическими умениями и навыками в танцевально-творческой деятельности: исполнении танцевальных этюдов, слушании музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации;

· воспитаниеисполнительного вкуса; нравственных и эстетических чувств любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, танцевальной культуре разных стран мира и своей республики; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Основными задачами хореографического образования являются:

· привитие любви и уважения к хореографии и музыке как предметам искусства;

· воспитание интереса и любви к хореографическому и музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы исполнительской грамотности;

· научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

· развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой танцевальной и музыкальной культуры прошлого и настоящего, накопление на его основе багажа музыкальных и танцевальных впечатлений, первоначальных знаний о хореографическом искусстве;

· научить ориентироваться в жанрах танцевального искусства.

 

Личностные действия –обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащегося (знание моральных норм, умение соотносить и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Включает в себя 3 понятия: 1.личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 2.смыслообразование – установление связи между целью учебы и ее мотивом, т.е. ради чего осуществляется учебная деятельность; 3. Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания и обеспечивающего личностный моральный выбор.

 

Методическими принципамипрограммы являются: увлеченность, единство деятельности учитель-постановщик – ученик-исполнитель, опора на отечественную музыкальную и танцевальную культуру, опора на национально-региональный компонент.

Реализация задач осуществляется через различные виды исполнительской деятельности,главными из которых являются:

1. исполнительская деятельность – сольное и ансамблевое исполнение; музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты.

2. творческая деятельность – размышления о музыке, танцевальных этюдах, импровизациях (ритмической, пластической); рисунки эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям.

Урок хореографиитрактуется как урок искусства,нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея. В нем раскрываются значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, защита Отечества и другие.

 

В программе отражены методы обучениямладших школьников:

Ø интонационно-стилевого познания музыки;

Ø эмоциональной драматургии;

Ø перспективы и ретроспективы в обучении;

Ø создания танцевальных композиций (сольное исполнение, ансамблевое исполнение и др.);

Ø игры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...