Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация функций управления качеством продукции на предприятии




Управление качеством продукции

Ушакова Елена Сергеевна


Тема 1: Предмет, цели и задачи курса

1. Управление качеством продукции, предмет, цели и задачи

2. Понятие качества продукции

3. Объективная необходимость повышения качества

4. Экономический эффект от повышения качества продукции

 

1. Управление качеством продукции, предмет, цели и задачи

Основная задача каждого предприятия – постоянное повышение качества продукции.

Продукция должна отвечать четко определенным потребностям, удовлетворять требования потребителей, соответствовать стандартам, предлагаться потребителю по конкурентоспособной цене и обеспечивать получение необходимой прибыли.

Управление качеством – это конкретные действия, осуществляемые при создании эксплуатации, потреблении продукции в целях формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества.

Управление качеством является самостоятельной научной дисциплиной, имеет свою методологию и терминологию. Она сформировалась в рамках общего управления предприятием и прошла несколько этапов развития.

Главная цель управления качеством продукции – обеспечение высокого качества и конкурентоспособности продукции.

Выделяют две группы основных задач:

1. включает в себя задачи, непосредственно связанные с повышением качества продукции:

a) Расширение ассортимента товаров, которое пользуется спросом населения

b) Повышение конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках

c) Разработка новых видов продукции, соответствующим высшим мировым достижениям

d) Своевременное снятие с производства морально устаревшей продукции

2. группа связана с постоянным совершенствованием средств производства, организационных и экономических методов управления качеством:

a) Повышение производительности труда, производственной и технологической дисциплины, т.е. полное соблюдение всех режимов подготовки…

b) Внедрение достижений научно-технического прогресса в производство

c) Постоянная мотивация трудового коллектива на выполнение программы повышения качества

d) Совершенствование служб метрологии, стандартизации и технического контроля

Метрология – наука об измерениях

e) Обобщение и внедрение передового опыта в области повышения качества продукции

В управлении качеством используются те же управленческие функции, что и в управлении предприятием, только направленные на достижение качества:

1. функции стратегического характера

a) Прогнозирование основных показателей качества

b) Анализ и оценка деятельности предприятия по вопросам качества продукции

c) Определение основных направлений проектно-конструкторских работ

d) Стимулирование повышения качества продукции

2. функции тактического характера

a) Разработка и постановка на производство новой продукции

b) Технологическое совершенствование производства

c) Организации контроля качества продукции и процессов

d) Обеспечение ритмичности производства и стабильного уровня качества продукции

Ритмичность – выпускается одинаковое количество продукции и в одинаковое время.

Реализация функций в системе управления качеством продукции позволяет установить связь между всеми разрабатываемыми мероприятиями по повышению качества продукции.

Связь с другими дисциплинами.

Рефераты: 1. История развития управления качеством

Реализация функций управления качеством продукции на предприятии

2. Понятие качества продукции

Конкурентоспособность – это характеристика товара, отражающая его отличия от товара конкурента, как по степени соответствия конкретных общественных потребностей, так и по затратам на ее удовлетворение.

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Под объектом понимают: товар, услугу, процесс, систему, организацию и т.д.

В практической деятельности используют термин продукция. Она бывает материальной и нематериальной (услуги).

Услуги производственного характера называют – работами.

В современных условиях возрастают требования к качеству. Основными составляющими качества продукции являются: функциональность соответствия, дополнительные функции, соответствие, надежность, долговечность, эстетичность, сервис.

К качеству услуг предъявляются следующие требования:

1) Компетентность

2) Отзывчивость

3) Доступность

4) Комуникативность фирмы

5) Ее репутация и др.

При проведении оценки продукции, термин «качество» применяется в следующих ситуациях:

1. Относительное качество – используют при сравнении объектов, с целью выявления степени превосходства.

2. Уровень качества – используется при количественной статистической оценке.

3. Объективная необходимость повышения качества

Повышение качества продукции является важнейшим фактором роста производительности труда, способствует росту жизненного уровня населения, обеспечивает более полное и рациональное использование ресурсов. Улучшение качества вызывает положительную цепную реакцию, уменьшаются потери от брака и рекламаций, снижаются затраты, растет объем выпускаемой годной продукции, повышается производительность труда.

Одновременно растет доля продукции предприятия на рынке, как следствие усиливаются его позиции и быстрее возвращаются инвестированные средства.

Необходимо учитывать, что в противоречии друг другу находятся проблема повышения качества и проблема снижения себестоимости. Увеличение объемов и сокращение сроков выпуска продукции часто приводит к снижению качества, а повышение качества обычно требует дополнительных затрат.

С точки зрения качества есть два направления увеличения прибыли: экстенсивное и интенсивное. При экстенсивном направлении общий объем прибыли можно увеличить за счет роста выпуска продукции при неизменном качестве, при этом могут незначительно увеличиться затраты, связанные со снижением уровня брака, рекламы. При интенсивном направлении повышение качества связано со снижением себестоимости за его счет. В этом случае, все затраты подразделяются на 3 группы:

1) Затраты, связанные с появлением дефектов продукции (расходы на возмещение прямого ущерба потребителю, неисправимый брак, расходы на переработку и исправление дефектной продукции, потери от скидок с цены за продукцию более низкого сорта)

2) Затраты, связанные с выявлением дефектов и их причин (организация технического контроля, учет и накопление информации о качестве, анализ дефектов и их причин, расходы на метрологическое обеспечение)

3) Затраты на мероприятия, связанные с предупреждением появления дефектов (расходы на планово-предупредительные ремонты, повышение квалификации персонала, расходы на стандартизацию, внедрение статистических методов контроля качества

Все эти группы затрат находятся в полной взаимозависимости: уменьшая или увеличивая одну группу затрат можно увеличить или уменьшить другую группу.

В целях поддержания конкурентоспособности предприятие должно проводить «политику качества». Она должна определять основные цели и задачи в области качества. На формирование этой политики оказывают влияние такие факторы, как ситуация на рынках сбыта, технологические возможности, уровень квалификации персонала, НТП, инвестиции и другие факторы. Политика в области качества реализуется через обеспечение качества, планирование качества и управление качеством.

Обеспечение качества – это планируемое и систематически осуществляемая деятельность в рамках системы качества, необходимая для создания уверенности в должном качестве объекта. Для обеспечения качеством требуется развитая материальная база, квалифицированный персонал, заинтересованный в повышении качества, четкая организация работ, в том числе управление качеством. Обеспечение качества должно проходить на всех этапах создания качества.

Планирование качества – деятельность, устанавливающая требования к качеству и применения отдельных элементов системы качества. Планирование качества охватывает планирование качества продукции, планирование управленческой деятельности, подготовку программы качества и выработки положений по улучшению качества.

Планирование качества должно отвечать на 3 вопроса:

1) «Где мы находимся в настоящее время?»

2) «Куда мы хотим двигаться?»

3) «Как мы собираемся это делать?»

Выделяют 2 уровня планирования качества:

1) Стратегическое планирование – здесь отмечают основные направления работ на перспективу по обеспечению качества с учетом плата технического перевооружения

2) Тактическое планирование – предусматривает конкретные мероприятия на предстоящий год

Управление качеством – это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований качества.

 

Проблема повышения качества является актуальной для любого предприятия. Причины:

1) Повысились требования НТП, ужесточаются требования к свойствам и характеристикам продукции; возникает необходимость повышения качества исходного сырья, материалов; внедрения новых прогрессивных технологий, методов организации производства, труда и управления; поэтому задача повышения качества является комплексной

2) По мере удовлетворения в количественном выражении потребностей на первый план выдвигается их качественная характеристика

3) Расширяются торгово-экономические связи между государствами, что предопределяет постоянное повышение качества продукции для борьбы за рынки сбыта

4) Повышение качества позволяет решить не только технические и экономические, но и социальные задачи

Эффект от повышения качества продукции:

1) Для изготовителей продукции: лучше используются ресурсы, сокращаются потери от брака, увеличиваются доходы, прибыль

2) Для потребителей продукции: спрос удовлетворяется меньшим количеством изделий повышенного качества, сокращаются затраты в процессе эксплуатации продукции, расширяется и обновляется ассортимент изделий

3) Для государства: расширяются экспортные возможности и валютные поступления, ускоряется НТП, более полно удовлетворяются потребности

 

4. Экономический эффект от повышения качества продукции

Экономически эффект у потребителя от повышения качества продукции определяется по формуле

 

,

где И1,2 – себестоимость единицы работы (эксплуатационные издержки) изделия принятого за базу для сравнения и изделия с повышенными показателями качества, в рублях; Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений; К1,2 – капитальные вложения (цена) потребителя, соответственно использующего изделия принятого за базу для сравнения и изделии с повышенными показателями качества, в рублях; у – коэффициент, учитывающий соотношение показателей качества изделия, он определяется по формуле:

,

где W – коэффициент эквивалентности базового изделия и изделия с улучшенными показателями; An – коэффициент, учитывающий дополнительные потребительские свойства изделия, определяется экспертным путем в баллах; В – коэффициент, учитывающий надежность изделий в эксплуатации; Д – коэффициент, учитывающий срок службы изделия.

 

Расчет коэффициентов:

,

где Wн,б – коэффициенты технического уровня базового изделия и изделия с более высокими техническими показателями качества

,

где ai – коэффициент весомости каждого и-того показателя качества (в сумме все коэффициенты равны 1);

,

Где Кiб,n – значение каждого показателя качества базового изделия и нового изделия по отношению к изделию, принятому за эталон, определяются по формуле:

,

,

где biб,н,э – значение каждого и-того показателя качества соответственно базового, эталонного и улучшенного изделия. Если поставляются только изделия с повышенными параметрами качества и изделия, принятые за базу для сравнения, то значение Кin определяется по формуле:

,

где Бн,б – оценка в балла потребительских свойств базового изделия и изделия с улучшенными показателями качества.

,

где Тн,б - наработка на отказ базового и нового изделия в часах

)

Где Сб(н) – срок службы базового и нового изделия

Годовой экономический эффект в сфере производства:

Δк – дополнительные вложения, связанные с освоением и выпуском изделий повышенного качества (в рублях)

ΔП – дополнительная прибыль полученная в результате выпуска продукции повышенного качества, она определяется по формуле:

Где N1,2 – среднегодовой выпуск, соответственно ранее освоенный и продукции повышения качества в натуральном выражении; Ц1,2 – цены на ранее выпускаемую продукцию и продукцию повышенного качества (в рублях); С1,2 – себестоимость ранее выпускаемой продукции и продукция повышенного качества (в рублях); Зт – среднегодовые затраты связанные с технической подготовкой и освоением в производстве подготовкой и освоением в производстве сертификации продукции повышенного качества.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...