Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2: Показатели качества продукции




1. Понятие продукции

2. Показатели качества

1. Понятие продукции
Продукция – это все многообразие материальных ценностей, результат процесса и деятельности, обладающее полезными свойствами и предназначены для использования потребителем в целях удовлетворения потребностей, как личного, так и общественного характера. Продукция обладает рядом свойств, которые характеризуют ее качества.

Классификация продукции:

1. по месту производства, выделяют продукцию:

a) Цеха

b) Предприятия

c) Отрасли

d) Государства

2. по времени производства

a) Изготовленная за час

b) Месяц

c) Сутки

d) Год

3. по способу использования и уровню качества, вся промышленная продукция подразделяется на 2 класса:

I. Продукция, расходуемая при использовании (потребляемая): 1) сырье и природное топливо; 2) материалы и продукты; 3) расходные изделия

II. Продукция, расходующая свой ресурс (эксплуатируемая). Выделяют две группы: 1) не ремонтируемые изделия; 2) ремонтируемые изделия.

Понятие продукции охватывает два понятия: изделие и продукты.

Изделиями называются результаты производственного характера, которые можно исчислить конкретной величиной (шт., экземпляры). Пример: машины, станки, приборы, обувь и т.д.

Продукты – это результаты работы предприятия, которые характеризуются непрерывной величиной (м2, м3, кг, тонны).

Потребление – такое использование продукции, при котором она расходуется.

Эксплуатирование – это такое использование продукции, при котором расходуется ее ресурс и она используется до физического или морального износа.

Каждый вид продукции обладает набором специальных свойств – объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации и потреблении. Различают простые и сложные свойства.

Простые – срок службы, производительность.

Сложные – физико-химический, механический состав сырья.

Признак продукции – качественное или количественная характеристика свойств продукции.

Показатели качества

Номенклатура показателей качества зависит от вида и назначения продукции. показатели качества должны удовлетворять следующим требованиям:

1) Обеспечивать соответствие продукции потребностям

2) Должны быть стабильны на всех этапах жизненного цикла продукта

3) Учет достижений науки, техники и основных направлений НТП

4) Исключить взаимозаменяемость при комплексной оценке качества продукции

Классификация показателей качества:

1. Показатели назначения, характеризуют свойства продукции, полезный эффект от ее использования, область применения.

a) Классификационные

b) Показатели функциональной технической эффективности, характеризуют полезный эффект от эксплуатации, прогрессивность технических решений

c) Конструктивные показатели, характеризуют проектно-конструкторские решения: габаритные размеры, коэффициент сборности, взаимозаменяемости.

d) Показатели состава и структуры, характеризуют содержание в продукции химических элементов или структурных групп.

2. Показатели надежности:

a) Безотказность – свойство объекта, непрерывно сохранять работоспособность в течении некоторого времени

b) Долговечность – это свойство технического объекта, сохранять работоспособность до наступления предельного состояния

c) Ремонтопригодность

3. Показатели технологичности характеризуют степень использования типовых технологических процессов, при изготовлении продукции, эффективность применения исходных материалов, трудовых ресурсов, финансовых средств.

a) Материалоемкость

b) Трудоемкость

c) Себестоимость

4. Показатели стандартизации и унификации, характеризуют степень использования в продукции стандартизированных деталей и уровень унификации отдельных частей изделия

5. Эргономические показатели:

a) Гигиенические показатели – используются при определении соответсвии изделия санитарным и техническим нормам

b) Антропометрические - используются для определения соответствия изделия размерам и формам человеческого тела

c) Физиологические – учитывают силовые, скоростные силы человека, возможность слуха, зрения. Учитывают физиологию человека

d) Психологические показатели

6. Эстетические

7. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту

8. Показатели безопасности (безопасность при обслуживании машин и оборудования, электробезопасность, пожаробезопасность и т.д.)

9. Экологические показатели

10. Экономические показатели – отражают затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию изделия, а так же экономическую эффективность от их эксплуатации.

 

 


 

Темы на семинар:

1) Кто такой Деймен

2) В чем отличия между потребительской стоимостью и качеством

 

 

Рефераты:

1) Качество продукции с примером продукции

 

 

Задача:

Определить экономический эффект производителя, потребителя, и народно-хозяйственный эффект от производства новой модели радио приемника. Исходные данные в таблице:

Параметры Единица измерения Величина параметра Коэффициент весомости
Базовое изделие Новое изделие
Чувствительность Мк/в     0,5
Рабочий диапазон частот звука: нижняя граница/верхняя граница Гц 63/10 50/12 0,15/0,15
Выходная мощность звука Вт   2,5 0,15
Масса Кг 3,9 4,9
Потребляемая мощность Кт     0,05

Исходные экономические показатели:

1) Себестоимость единицы продукции в ден единицах: базовое изделие – 6000, новое – 8000

2) Рентабельность – новое – 20%, базовое – 20

3) Нормативные коэффициент экономической эффективности (Ен) – 0,15

4) Коэффициент транспортно-заготовительных расходов: базовой – 1; новое – 0,5

5) Капиталовложения производителя: базовое – 10000; новое – 12000

6) Годовые эксплуатационные издержки потребителя: базовое – 2400; новое - 3200


 

Тема 3: Оценка уровня качества продукции

1. Измерение и оценка показателей качества

2. Оценка уровня качества

3. Экспертный метод оценки качества

4. Квалификация

1.

При оценке качества используют следующие термины:

· Градация качества – категория (разряд, присвоенный объектам одинакового функционального назначения но с различными требованиями к качеству)

· Уровень качества – относительная характеристика которая является результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей. Используются при количественной, статистической оценке.

· Мера качества – применяется при выполнении точных технических оценок

При оценке большое внимание уделяется установлению перечня показателей качества. Для этого показатели классифицируются:

I. По отношению к свойствам продукции

ü Показатели назначения

ü Показатели надежности

ü Технологичности

ü Стандартизации

ü Эргономичности

ü Эстетические

ü Патентно-правовые

ü Экономические

II. В зависимости от количества отражаемых свойств

ü Единичные (характеризуют одно свойство)

ü Комплексные

ü Интегральные

III. В зависимости от методов определения

ü Инструментальные

ü Расчетные

ü Статистические

ü Органолептические (цвет, вкус, запах)

ü Экспертные

ü Социологические

ü Комбинированные

IV. В зависимости от стадии определения

ü Проектные

ü Производственные

На продукцию разрабатывают:

· Стандарты общих технических условий, которые должны содержать общие требования группам однородной продукции. Этот стандарт содержит следующие разделы:

I. Классификации, основные параметры или размеры

II. Общие технические требования

III. Требования безопасности

IV. Охрана окружающей среды

V. Методы контроля

VI. Правила приемки

VII. Транспортировка и хранение

VIII. Эксплуатация

IX. Гарантия изготовителя

2.

Оценка уровня качества продукции предполагает выбор номенклатуры показателей, определение значений этих показателей и их сопоставление с соответствующими показателями продукции эталона.

В основе оценки уровня качества лежит сравнение, поэтому от выбора базового образца в значительной степени зависят результаты оценки качества.

Немаловажное значение при оценке уровня качества продукции уделяется достоверности данных.

При оценке качества промышленной продукции применяют:

1. Дифференцированный - основан на использовании единиц показателей качества и рассчитывают относительные показатели качества. Определяются показатели материалоёмкости, трудоемкости, мощности.

2. Комплексный – основан на применении обобщающего показателя качества (расход топлива). К комплексным показателям относят показатели сортности, которые отражают предусмотренные признаки различия требования к качеству

Коэффициент сортности определяется как отношение стоимости продукции в оптовых ценах за определенный период, к стоимости продукции в пересчете на высший сорт.

3. Смешанный методы применяют в том случае, если совокупность единичных показателей обширна и их анализ дифференцированным методом не позволяет сделать обобщающих выводов и в то же время, комплексный показатель не в полной мере учитывает свойства продукции. При этом методе:

1) Часть единичных показателей объединяют в группы и для каждой группы определяют комплексный показатель. Остальные наиболее важные используют как единичные

2) На основе полученных комплексных и единичных показателей оценивают уровень качества продукции дифференцированным методом и в дальнейшем рассчитывают интегральный показатель качества

Интегральный показатель – характеризует отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции в натуральном выражении к суммарным затратам на её создание и эксплуатацию.

При анализе интегрального показателя видно, что увеличение затрат на повышение качества имеет смысл пока увеличивается интегральный показатель.

3.

Экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов экспертов. Он используется для определения показателей весомости каждого параметра качества и для последующей оценки его уровня и экономического эффекта.

При использовании этого метода создается экспертная комиссия, состоящая из экспертной и рабочей группы. В экспертную группу включаются высококвалифицированные работники в области создания и функционирования оцениваемой продукции. Число экспертов зависит от требуемой точности оценок и должно составлять от 7 до 10 человек (иногда 20).

Желательно, чтобы для оценок однотипной продукции экспертная комиссия формировалась из постоянных экспертов и членов рабочей группы. Это связано с тем, что в процессе работы постоянной работы комиссии накапливается опыт работы происходит обучение ее членов, вырабатываются общие подходы и принципы, что повышает эффективность деятельности комиссии.

Последовательность этапов работы экспертной комиссии:

1) Назначение лиц за организацию и проведение работ по экспертной оценке качества продукции

2) Формирование экспертной и рабочей групп

3) Разработка классификации и определение номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции

4) Подготовка анкет и пояснительных записок для опросов экспертов

5) Оценка и опрос экспертов

6) Обработка экспертных оценок

7) Анализ и оформление результатов экспертной оценки коэффициентов весомости

При экспертном методе оценку уровня качества или показателя того или иного свойства продукции определяют в безразмерных единицах.

Оценка качества в виде ранжированного ряда:

1) Все объекты оценки номеруются произвольно

2) Эксперты ранжируют ряды по шкале порядка

3) Ранжированные ряды сопоставляются

 

Пример.

5 экспертов составили ранжированные ряды о семи объектах экспертизы «А».

1 А5 А3 А2 А1 А6 А4 А7
2 А5 А3 А2 А6 А4 А1 А7
3 А3 А2 А5 А1 А6 А4 А7
4 А5 А3 А2 А1 А4 А6 А7
5 А5 А3 А1 А2 А6 А4 А7

Место объекта в ранжированном ряду называется его рангом.

А1=4+6+4+4+3=21

А2=3+3+2+3+4=15

А3=2+2+1+2+2=9

А4=6+5+6+5+6=28

А5=1+1+3+1+1=7

А6=5+4+5+4+5=25

А7=7+7+7+7+7=35

Общая сумма – 140

А5, А3, А2, А1, А6, А4, А7 (строится по возрастанию)

 

На основании полученных сумм рангов строится обобщенный ранжированный ряд.

Затем рассчитываются коэффициенты весомости по формуле:

КА1=21/140=015; КА2=0,114; КА3=0,06; КА4=0,2; КА5=0,05; КА6=0,18; КА7=0,25

Анализируя полученные оценки качества можно указать какой объект лучше и на сколько.

 

Ранжирование объектов в табличной форме:

Составляется таблица по которой каждый эксперт осуществляет сопоставление и оценку рассматриваемых объектов, при этом каждый i-ый объект сопоставляется с другими объектами сравнения при попарном сравнении объект i признается качественнее объекта j, то это обозначается цифрой «1»; противоположная оценка обозначается «-1»; равнокачественные объекты обозначаются «0». В таком случае таблица оценок одного эксперта будет иметь следующих вид

Объект i Объект j Итого
           
      -1   -1    
  -1   -1   -1   -2
        -1 -1 -1 -1
  -1       -1 -1 -2
               
  -1 -1     -1   -1

 

Частота предпочтения находится как частное от деления всех предпочтений данного объекта на возможное число предпочтений:

где N – число предпочтений экспертов; n – число экспертов.

Весомость показателя определяется:

где с – общее число учитываемых оценок. Оно связано с числом объектов экспертизы следующей зависимостью:

где m – число объектов экспертизы.

 

Пример

Число оцениваемых объектов равно 6, объекты оценивают 7 экспертов. При этом N1=4; N2=4; N3=5; N4=0; N5=1; N6=2. Определяем частоты предпочтений:

Fi1=4\7=0,57; Fi2=3\7=0,43; Fi3=0,7; Fi4=0; Fi5=0,14; Fi6=0,29.

Определяем число положительных оценок:

с=(6(6-1))\2=15.

Затем определяем весомость каждого из 6 объектов экспертизы:

Кa1=0,57\15*7=0,27$; Ка2=0,2; Ка3=0,33; Ка4=044 Ка5=0,06; Ка6=0,14

 

Сумма всех показателей весомости равна 1

Точность экспертных оценок показателей качества можно повысить, если сопоставление и оценку объектов провести 2 раза в разной последовательности.

 

Бальные оценки

Этот метод часто используют при экспертизе качества продукции. баллы выставляются экспертами независимо друг от друга или в процессе обсуждения. Количество баллов может быть разным, но обычно используют 5, 7 и 10 бальную шкалу.

 

Пример.

Оценка Число баллов
Отличное качество 5
Хорошее качество 4
Вполне удовлетворительное качество 3
Удовлетворительное качество 2
Плохое качество 1

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...