Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Объекты логистического управления




Министерство образования и науки Украины

 

 

Одесская национальная академия пищевых технологий

 

Кафедра

Менеджмента предприятий

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по курсу «Логистика»

 

для студентов, обучающихся по учебному плану бакалавров

специальности 6.050201

всех форм обучения

 

 

Утверждено

советом специальности 7.050201

Протокол №___от_______2005 г.

 

Одесса ОНАПТ, 2005

 

Опорный конспект лекций по курсу «Логистика» для бакалавров специальности 6.050201 / Сост. И.И. Савенко – Одесса: ОНАПТ, 2005.- 48 с

 

Составитель: И.И. Савенко, к.э.н., доцент

 

Ответственный за выпуск зав. кафедрой менеджмента предприятий А.М. Богатырев, к.э.н., доцент


Тема 1. Логистика – инструмент развития рыночной экономики

План:

1.Понятие и сущность логистики.

2.Происхождение термина, современные определения логистики.

3.Этапы развития логистики.

4.Цели, задачи и функции логистики.

5.Уровни формирования логистики.

6.Логистики, как фактор повышения конкурентоспособности предприятия.

7.Роль логистики в реформировании экономики Украины.

 

Список литературы:[1(23-27),2(32-36),3,5(12),9,10,12]

Мини - лексикон: логистика, этапы развития логистики, цели логистики, задачи логистики, функции логистики.

 

Содержание лекции

Возникшие в странах с рыночной экономикой накануне и в период экономического кризиса 1930-годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировалось в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

Логистика - наука об управлении и оптимизации материальных и сопутствующих им потоков (информационных, финансовых, сервисных, и др.) в микро-, мезо-, или макроэкономических системах.

Логистика - совершенствование управления движением материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции и связанных с ними информационных и финансовых потоков на основе системного подхода и экономических компромиссов с целью достижения синергетического эффекта.

Этапы развития логистики.

Первый этап - 60-е годы характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Второй этап - в развитии логистики приходится на 80-е годы ХХ века. Этот этап характерен тем, что к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы сырья, готовой продукции, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап -относится к настоящему времени и характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в полную логистическую цепь (закупка- производство- дистрибуция – продажа), а также управление материальными и сопутствующими потоками, созданием международных логистических систем.

Цель логистики - доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспорт, благодаря чему значительно улучшаются условия функционирования всей экономики.

Логистические задачи разделяют на три группы: глобальные, общие и частные.

Глобальной (главной) задачей в логистике является достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильной обстановки на рынке. К глобальным задачам относят также моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования.

К общим задачам логистики относятся:

1. создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков;

2. контроль за движением материальных потоков;

3. определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;

4. стандартизация полуфабрикатов и упаковки;

5. прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования;

6. прогнозирование спроса на товары, производимые и перемещаемые в рамках логистических систем;

7. распределение транспортных средств;

8. организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей;

9. оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспортно-складских комплексов.

Частные задачи в логистике более узки:

1. создание минимальных запасов;

2. максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах;

3. сокращение времени перевозок продукции и др.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

В соответствии с рассмотренными задачами логистики различают оперативные и координационные функции.

1. Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства, распределения.

· К функции в сфере снабжения относится управление движением сырья, материалов и готовой продукции от поставщиков к производственным предприятиям и складам.

· В сфере производства функциями логистики является управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и комплектующих через все стадии производственного процесса.

· Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию движения потоков готовой продукции от предприятия-производителя к потребителям.

2. К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие; обработка данных, касающихся заказываемой продукции. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, и справедливо следующее определение: «Маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует».

 

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие и сущность логистики.

2. Происхождение термина, современные определение логистики.

3. Этапы развития логистики.

4. Логистики как фактор повышения конкурентоспособности предприятия.

 

Тема 2. Объекты логистического управления

План:

 

1. Объекты исследования в логистике.

2. Понятие материального потока, и параметры, что его характеризуют.

3. Классификация материальных потоков.

4. Информационные потоки и их классификация.

5.Финансовые потоки и их классификация.

6.Логистические операции и функции с материальными, информационными, финансовыми и сервисными потоками.

 

Список литературы:[1(36-46, 332-335), 2(241), 3,5,9,10,12]

Мини - лексикон: материальный поток, информационный поток, финансовый поток, логистический сервис, уровень логистического сервиса, логистические операции.

 

Содержание лекции

 

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения продукции (штука, тонны и т.д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров: номенклатура, ассортимент и количество продукции; габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры); весовые характеристики; физико-химические характеристики груза; характеристики тары (упаковки); условия транспортировки и страхования; финансовые (страховые) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1. По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые) Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3. По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

4. По количественному признаку материальные потоки делят на: массовые, крупные, мелкие и средние.

· Массовые - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов.

· Крупные – это потоки нескольких вагонов или машин.

· Мелкие – это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

· Средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и средними. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующие поток грузов материальные потоки делят на:

· Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

· Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м2 (например, табачные изделия)

6. По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7. По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

· Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство- сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах и в автомашинах.

· Навалочные грузы – как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т.д.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

· Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

· Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Информационный поток может существовать в виде бумажного или электронного документа. Характеризуется информационный поток источником возникновения, направлением, периодичностью, объемом, скоростью передачи и т.д. Управление информационным потоком заключается в согласовании скорости передачи и приема информации, объема информации и величины пропускной способности отдельной структуры или пути следования потока.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.

Классификация информационных потоков:

1. В зависимости от вида связываемых потоков систем:

- горизонтальные – относящиеся к одному уровню иерархии логистической системы;

- вертикальные – от верхнего уровня логистического менеджмента к нижнему;

2. В зависимости от места прохождения:

- внешние; внутренние;

3. В зависимости от направления по отношению к логистической системе:

- входные, выходные;

4. По времени возникновения информации:

- регулярные – соответствующие регламентированной во времени передаче данных;

- периодические – с жестким ограничением на время передачи;

- оперативные – обеспечивающие связь абонента в интерактивном и диалоговом режимах «on line» и «off line».

5. В зависимости от назначения:

-директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные;

6. По степени открытости и уровню значимости:

- открытые, закрытые, коммерческие, секретные (конфиденциальные), простые, заказные.

7. По способу передачи данных:

- курьером, почтой, по телефону, телетайпу, телетайпу, по радио и телевидению, электронной почтой, по факсимильной сети, по телекоммуникационным сетям.

Каждому материальному потоку соответствует информационный поток. Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

- опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

- опережающий информационный поток в прямом направлении – предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

- одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

-вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству и качеству, а также различные претензии и подтверждения.

Финансовый поток -это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока.

Классификация финансовых потоков

1. По отношению к логистической системе различают:

- внешние финансовые потоки, существующие во внешней среде, т.е. за границами рассматриваемой логистической системы;

- внутренние финансовые потоки, существующие внутри логистической системы и видоизменяющиеся за счет выполнения целого ряда логистических операций с соответствующим материальным потоком.

2. По направлению движения внешние логистические финансовые потоки подразделяются на входные и выходные.

3. По назначению логистические финансовые потоки подразделяются на следующие группы:

- закупочные - обусловленные процессом закупки товаров;

- инвестиционные финансовые потоки;

- по воспроизводству рабочей силы;

- производственные - связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятия;

- сбытовые - возникающие в процессе продажи товаров.

4. В зависимости от источников финансирования логистические финансовые потоки подразделяются на:

- собственные, которые могут находиться в распоряжении лица, принимающего решения, в виде свободных, в том числе наличных, средств, а также поступать за счет прибыли от производственно-сбытовой деятельности, от амортизационной деятельности, различных продаж помимо производимого товара (например, недвижимости).

- заемные, представляющие собой различного рода кредиты, полученные под вексель или под другие формы обязательств.

5. В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на большие группы:

-денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств, которые в свою очередь делятся на потоки наличных ресурсов по гривневым расчетам и по расчетам валютой;

- информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств; к ним относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, чеками;

- учетно-финансовые потоки, которые возникают при производстве товаров или оказании услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности коммерческой организации. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

6. По видам хозяйственных связей различаются:

- горизонтальные финансовые потоки, отражающие движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности.

- вертикальные финансовые потоки, протекающие между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Логистический сервис – работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-нибудь нужд. Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического сервиса. Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы:

- предпродажные, т.е. работы по формированию системы логистического сервиса;

- работы по оказанию логистических услуг, осуществляемых в процессе продажи товаров;

- послепродажный логистический сервис.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...