Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие музыкального восприятия у детей средней группы




Развитие восприятия музыки невозможно без развитых музыкально – сенсорных способностей. Анализ результатов диагностики детей на выявление музыкальных способностей позволил нам разработать план формирующего эксперимента, реализуемого в условиях самостоятельной и индивидуальной деятельности детей под руководством воспитателя в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем, а так же с родителями, реализация которого должна нивелировать имеющиеся проблемы в развитии ладового и ритмического чувства. Для этого были спланированы групповые и индивидуальные занятия с детьми.

Цель формирующего этапа заключается в разработке и апробации системы занятий с использованием музыкально – дидактических игр на музыкально – сенсорное развитие в условиях самостоятельной деятельности детей (Приложение 4)

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать и апробировать занятия с использованием музыкально – дидактических игр в условиях самостоятельной деятельности детей (Приложение 4).

2. Создать методическую копилку музыкально – дидактических игр для детей данного возраста.

3.Взаимодействовать с родителями по проблеме развития музыкально – сенсорных способностей детей, как основополагающего фактора в восприятии музыки (Приложение - 8).

4.Спланировать и провести консультацию для воспитателей на тему «Использование музыкально-дидактических игр в свободной деятельности детей» (Приложение 7).

Для достижения результатов были продуманы методы и приемы, способствующие решению обозначенной проблемы: наглядный, словесный, практический.

На занятиях широко использовала технические средства обучения: магнитофонные записи, мультимедийную систему, что значительно обогащало восприятие музыки. Слушая музыку, заостряла внимание детей на смене ее характера, настроения, тембровой окрашенности, ритма.

Немалую роль в наглядно – слуховом методе играет такой вид музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах. Самостоятельное исполнение детьми различных приемов оркестровки, который детям любим – решает множество задач по развитию музыкального восприятия у детей средней группы. Здесь можно и пофантазировать, и разнообразить музыку с помощью музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты дети использовали индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организовывали «оркестр».

Использовала наглядно – зрительный метод при игре в музыкально - дидактические игры (различный раздаточный и демонстрационный материал).

Одним из необходимых приемов, которые я использовала в своей работе, является передача характера музыки в движении. Дети определяли характер и жанр пьесы (танец, песня, марш) и самостоятельно пытались передать в творческом этюде, как они понимают содержание музыки. Этюды «Солнышко и дождик», «Кот и мыши», «Самолеты» и т. п – одни из самых любимых детьми, в которые они с удовольствием продолжают играть и в режимных моментах и в самостоятельной деятельности.

Следующий метод – словесный (объяснения, ритмические потешки, стихи, считалочки и др.). Объединяла игры одной основной темой. Включала музыкально – дидактические игры в сюжет создаваемого рассказа.

Использовала метод наблюдения за детьми, как во время музыкального занятия, так и в самостоятельной деятельности.

Знания, полученные на музыкальных занятиях, дети переносили в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто играли в игру «Солнышко и дождик», а потом перенесли ее в самостоятельную деятельность.

Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре. В своей практике на каждом занятии мы с ребятами «отправлялись» в гости: в музыкальный домик, в волшебный лес, на прогулку с кузнечиком, на синичкин концерт т.д. Все задания на занятиях имели игровую форму. Каждое занятие было продуманно, одно событие (задание) вытекало из другого. Занятия получались содержательными, интересными, с учетом дидактических принципов: от простого к сложному (Приложение 6).

Такие чувства, как удивление, восхищение, удовлетворение от сделанного открытия способствовали поддержанию интереса к деятельности, тем самым обеспечивали запоминание.

В то же время мы учли, что у дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому мы старались не перенасыщать занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания, эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и запоминания.

Групповые и индивидуальные занятия проводились раз в неделю в течение трех месяцев, в четкой последовательности.

Рассмотрим некоторые занятия, направленные на решение проблем в развитии звуковысотного, ритмического и тембрового слуха.

Музыкально – дидактическая игра «Укрась музыку» (Приложение 6) Цель игры - способствовать развитию тембрового слуха детей. Предлагала Ване М. прослушать музыкальное произведение, определить настроение в музыке, а затем выбрать музыкальный инструмент, подходящий по по тембровой окраске к характеру прослушанного произведения. Ваня подыгрывал на выбранном инструменте, украшая звучание.

На занятии «В нашем доме есть…» использовала музыкально – дидактическую игру «Музыкальный домик» с целью упражнения в развитии тембрового слуха детей. Юле М. и Сене Щ. предлагалось определить, какой же музыкальный инструмент звучит, и поднять соответствующую карточку, для этого задания я использовала домик, в котором живут эти музыкальные инструменты. С детьми придумали рассказ, что инструменты потеряли свои квартирки в доме и не могут их найти. Вместе с детьми помогали инструментам найти свое окошечко. Дети активно работали на занятии.

Начинала занятие «В нашем доме есть» с использования музыкально – дидактической игры на развитие звуковысотного слуха «Лесенка» ставила задачу поупражнять детей Настю И, Ваню М, Юлю М, Сеню Щ. в различении восходящей и нисходящей мелодии. С детьми придумывали ситуацию - определения, куда куколка Маша идет, вверх или вниз. Если мелодия поднимается, то и кукла Маша идет по лесенке вверх, а если мелодия следует вниз, то и куколка по лесенке спускается вниз. Предложила Юле поиграть (погулять куколкой по ступенькам под восходящую или нисходящую музыку), а Сене Щ. исполнять на металлофоне мелодию. Девочке требовалось определить движение мелодии вверх или вниз и совершить действия, поднять куколку по ступенькам вверх, если движение мелодии вверх, а если движение мелодии следовало вниз, то куколка соответственно шла вниз.

Начиная занятие «Синичкин концерт» с использования музыкально – дидактической игры на развитие звуковысотного слуха «Птичка и птенчики» ставила задачу поупражнять детей Настю И, Ваню М, Юлю М, Сеню Щ. в развитии звуковысотного слуха. Я играла на металлофоне низкие и высокие звуки. Детям предлагала определить, кто это поет - если звуки высокие, то поют птенчики, а если низкие, то птичка. Предложила Ване М и Насте И определить и показать соответствующие карточки. Дети не сразу справлялись с этим заданием.

Так же использовала прием музыкального рассказа. Мы отправлялись на прогулку в лес, детям предлагалось определить, кто же это поет, птенчики или мама-птичка. Дети вслушивались и определяли. Используя данную игру, каждый раз придумывала разный сюжет, чтобы поддерживать интерес к данной игре. В самостоятельной деятельности дети загадывали эти музыкальные ситуации друг другу и развивали звуковысотный слух.

На занятии «Волшебная музыка» использовала музыкально – дидактическую игру «Скажи свое имя» ставила задачу поупражнять в различении чувства ритма Настю И, Ваню М, Юлю М, Сеню Щ. Предлагала Насте И. разделить свое имя на слоги и произнести его, с использованием бубна (на слоги ударять в бубен) Нас – тя, Ю-ля, Ва-ня, Се-ня, Ба- буш-ка Та-ся.

На занятии «Кого мы узнаем и увидим на прогулке» использовала музыкально – дидактическую игру «Прогулка» ставила задачу поупражнять Настю И, Ваню М, Юлю М, Сеню Щ в различении чувства ритма. Детям предлагалось пойти на прогулку, но она была необычная. Что нам подсказывали музыкальные молоточки, так и двигались дети. С детьми мы спускались по по лесенке (ударяла молоточком по ладони). Дети повторяли такой же ритмический рисунок. А потом мы выходили на улицу. И увидев солнышко, обрадовались и побежали на лужайку (частыми ударами передавала бег). Дети повторяли. Затем Настя брала мяч и медленно ударяла им о землю (медленно отбиваю молоточком ритмический рисунок). Дети повторяют. Остальные дети быстро-быстро стали бегать, прыгать. Скок, скок – быстро ударяет молоточком. Дети так же повторяют. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, пошел дождь. Сначала это были маленькие и редкие капли, а потом начался сильный ливень (постепенно ускоряла ритм ударов молоточком). Дети повторяют. Испугались ребята и побежали в детский сад (быстро и ритмично ударяла молоточком). В этом задании часто путался Сеня Щ. Мы заметили, что детям этого возраста доставляет огромное удовольствие выполнять различные движения с музыкальными инструментами.

На занятии «Сказочная музыка» использовала музыкально – дидактическую игру «Угадай колокольчик», в которой ставила задачу поупражнять детей на развитие звуковысотного слуха (Настю И, Ваню М, Юлю М, Сеню Щ). Сене Щ. предлагалось позвенеть по своему выбору колокольчиком: сначала большим, затем маленьким и средним. Остальные дети должны определить, какой колокольчик звенит (большой, маленький или средний) и поднять соответствующую карточку.

На индивидуальном занятии с Сеней Щ. и Настей И. «Путешествие с кузнечиком» использовала музыкально – дидактическую игру «Наше путешествие», в которой ставила задачу поупражнять детей в развитии звуковысотного слуха. Детям предлагалось придумать небольшой рассказ о том, по каким кузнечик путешествовал цветочкам: высоким или низким. На металлофоне отбивал молоточек высокие звуки – значит, кузнечик на высоком цветочке, если низко – то на маленьком цветочке.

При развитии музыкальных способностей большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать несложный ритмический рисунок. Поэтому мы старались использовать различные ударные инструменты. В ходе всех занятий наблюдала за детьми, напоминала, поддерживала, поощряла. В ходе групповых занятий наблюдались успехи у Дианы Т. Девочка быстро усваивала задания и не испытывала затруднений. Так же в ходе наблюдения было видно, что у Вани М и Юли М появился интерес к таким занятиям, они справились с заданиями, но чуть медленнее, чем остальные дети.

В ходе нашего эксперимента столкнулась с проблемой, что у Сени Щ. и у Насти И. не развито чувство ритма, не чувствуют музыку. Причина в том,что дети часто болеют. Поэтому имеют низкие показатели. Так же они, в силу слабого здоровья, быстро утомлялись на занятии, поэтому с ними необходимы кратковременные упражнения с различными ситуациями. Чтобы поддерживать интерес. Так же необходимо провести консультационную работу с родителями по данной проблеме.

У остальных детей постепенно обогащался опыт восприятия музыки, появилась уверенность в действиях, согласованность с музыкой, чистота интонирования в песнях. Иллюстрационный материал помогал детям правильному и простому пониманию задания, а также пополнению знаний. Для повышения музыкального уровня развития, а также для усвоения материала велась работа вне занятий, детям предлагалось поиграть в различные музыкально – дидактические игры.

Не оставили мы и без внимания работу с родителями. С ними была проведена консультация на тему «Музыкальные игры с ребёнком дома». (Приложение 7). Родителям было интересно узнать о музыкальных играх и проведению с ребенком в домашних условиях. Этот интерес был заметен, когда мы предложили им самим поиграть в музыкально – дидактические игры. Надо сказать, что не все справлялись с заданиями, что заставило серьезно посмотреть на проблему развития музыкального восприятия музыки у своего ребенка.

Так же был оформлен информационно-аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников в семье. Доминантное занятие (итоговое) «Страна счастья» - предусматривалось в конце эксперимента. Такое занятие было развернутым, с большим количеством музыкальной деятельности, с разминкой, с использованием музыкально – дидактических игр и т.п. Известно, что заинтересовать детей чем- либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности.

По результатам формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...