Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Онтологическая модель личности




 

Принцип деятельностного опосредствования межиндивид­ных отношений личности и ее развития является общим систем­ным принципом построения общепсихологической теории лич­ности, в котором находят реализацию общенаучные методоло­гические принципы детерминизма, развития и системности.

От конкретной методологии как системы принципов и спо­собов построения теории личности целесообразно перейти к описанию ее онтологической модели, выделив основные катего­рии анализа объекта теории и показав принципы их соотнесе­ния, понятийный аппарат.

Единицами анализа для теории личности могут служить по­нятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «актив­ность», «деятельность», «общение», «группа», «коллектив», «сознание», «развитие» (биогенез организма, биосоциогенез индивида, онтогенез личности, социогенез личности в истори-ко-эволюционном процессе).

Для построения онтологической модели постулируемой об­щепсихологической теории с необходимостью должны быть указаны принципы соотнесения основных категорий анализа, ис­пользуемых для описания и понимания личности как психоло­гической реальности. Наиболее общим принципом соотнесения категорий, входящих в понятийный аппарат теории личности, является признание единства, но не тождества образующих его понятийных пар как единиц категориального (здесь микрокатего­риального) анализа ее общей конструкции. Так, понятие «инди­вид», образуя единство с понятием «личность», не может рас­сматриваться как ему тождественное. Сам факт признания един­ства, но не тождества этих понятий, а следовательно, стоящих за ними объектов аналитического рассмотрения психологиче­ской реальности, порождает задачу не только понять их соотно­шение как свойства (личности) и носителя этого свойства (ин­дивида), но и поставить ряд принципиальных методологических проблем их взаимоотношений, постулируя, к примеру, идею потребности и способности индивида «быть личностью». Онто­логическая расчлененность оборачивается специальной методо­логической проблемой.

Принцип единства, но не тождества основных категорий ана­лиза относится не только к понятиям «индивид» и «личность», но и к другим составляющим онтологической модели теории лично­сти: личность — индивидуальность, активность — деятельность, группа — коллектив, биогенез — биосоциогенез, онтогенез — социогенез, развитие личности — развитие сознания.

От методологических и онтологических подходов создания теории следует перейти к выявлению возможностей, заложен­ных в ее исходных посылках (постулатах), путем восхождения от абстрактного к конкретному и развить систему взаимосвя­занных теоретических конструкций (концепций, «теорий сред­него уровня»), объединенных и обусловленных рассмотренны­ми методологическими и онтологическими основаниями. Толь­ко таким образом можно в рамках выделенных выше исходных тезисов и методологических принципов охватить многообразие эмпирических данных и конкретных методов и методик, относя­щихся к исследуемому предмету — психологии личности, обоб­щить совокупность утверждений с их доказательствами.

Следует выделить три аспекта рассмотрения конкретной феноменологии личности, три своего рода онтологические мо­дальности: ее генезис, динамику содержания, структуру, а следовательно, построить или освоить) концепции, которые, исхо­дя из принципа деятельностного опосредствования, оказались бы в состоянии выяснить закономерности психологии личности, проявляющиеся в этих ее аспектах (модальностях), охватить соответствующий эмпирический материал, вобрав в себя откры­вающуюся в нем феноменологию, найти и применить валидные методы его получения, на принципиальных основаниях осуще­ствить соотнесение с другими социально-психологическими и персонологическими теориями. Вместе с тем необходимо и воз­можно, раскрыв логическую зависимость конструируемых кон­цепций друг от друга, представить их в виде единой теоретиче­ской системы при всей ее внутренней дифференцированности.

При рассмотрении генезиса личности выделяются три мето­дологически обоснованные задачи: 1) рассмотреть развитие ин­дивида как результат взаимодействия генотипа и социальной сре­ды и тем самым создание предпосылок для становления личности (условно обозначим этот процесс как «биосоциогенез»); 2) иссле­довать развитие личности человека вследствие деятельностно-опосредствованных взаимоотношений с референтными для нее группами как в условиях относительно стабильных общностей, так и в обстоятельствах включения в различные референтные группы, иерархически расположенные на ступенях онтогенеза, или изменения позиции личности по отношению к этим группам; 3) изучить особенности социогенеза личности и межличностных отношений, обусловленные включенностью в трудовую деятель­ность в рамках конкретной социально-экономической формации.

Соответственно этим задачам рассматриваются три взаимо­связанные концепции, отвечающие принципам общепсихологи­ческой теории личности.

Первая, которая условно может быть обозначена как психо­генетическая концепция индивидуальности (научная школа Б. М. Теплова), при исследовании происхождения индивиду­альных психологических особенностей человека выясняет роль генотипа и среды в их формировании, используя главным обра­зом близнецовый метод. Утверждается, что в онтогенезе проис­ходит смена механизмов, которыми реализуются психические функции индивида, а также смена элементарных форм, господ­ствующих на ранних его этапах, социальными формами, опо­средствованными общением и деятельностью ребенка. При этом проверяется продуктивная гипотеза, согласно которой со сменой механизмов перестраивается отношение индивидуально-психо­логических особенностей к генотипу: с возрастанием значения специфически человеческих, социальных по своему происхожде­нию факторов сокращается доля генетической изменчивости в развитии индивидуальных по своему происхождению факторов, в развитии индивидуально-психологических особенностей чело­века. Являющаяся прямым продолжением нейрофизиологиче­ской концепции факторов индивидуально-психологических раз­личий, рассматриваемая концепция по всем позициям должна быть соотнесена с теориями, отводящими наследственности роль фатального фактора, и вообще — с различными модифика­циями теории двух факторов.

Своего рода продолжением рассмотрения этого круга идей, если иметь в виду усиление роли системообразующего факто­ра — деятельностного опосредствования, в формировании лич­ности индивида является концепция развивающейся личности (А. В. Петровский). В ее основе лежит идея трех фаз становле­ния личности в социальной среде (микро- или макросреде) — адаптации, индивидуализации и интеграции, возникновение и протекание которых связаны с наличием социогенной потреб­ности индивида в персонализации и с деятельностно опосред­ствованными возможностями удовлетворять ее в референтных группах. На основе данной концепции предложена возрастная периодизация развития личности, не совпадающая с существо­вавшими ранее концепциями психического развития человека.

Третья задача — понимание социогенеза — находит свое воплощение в историко-эволюционном подходе к пониманию личности (А. Г. Асмолов), который, в свою очередь, базируется на принципе деятельностного опосредствования. Отвечая на вопрос, посредством каких механизмов осуществляется вклад личности в социокультурную историю, предлагаемый подход выделяет в качестве системообразующего основания, обеспечи­вающего развитие личности и способствующего его конкретно-исторической специфике в той или иной культуре, опосредству­ющий фактор — совместную предметную деятельность. Таким образом, все три рассмотренные теоретические конструкции связаны между собой и отвечают общему методологическому принципу — деятельностному опосредствованию.

II Структура личности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...