Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое положение церкви в XVIII веке.




Изменения в правовом положении церкви

Еще в 1649 г. был образован светский Монастырский приказ, суду которого подлежали все церковные лица и зависимое от них население. Государство стремилось полностью подчинить церковь своей юрисдикции.

В 1700 г. в России упраздняется патриаршество. В 1721 г. была создана Духовная коллегия, стоящая в ряду других коллегий и вскоре переименованная в Синод.

В 1744 г. архиерейские домовые правления (исполнительные органы архиереев в епархиях) преобразуются в консистории.

Новые политические взаимоотношения абсолютистского государства и церкви требовали правовой регламентации имущества церкви и правового статуса духовенства.

Уже в первой четверти 18 в. определилось правовое положение императора в церковной системе:

– император стал источником и носителем высшей власти в православной церкви, власть церкви стала производной от государственной власти;

– император осуществлял свою власть в церкви в рамках государственного законодательства;

– Святейший Синод стал органом распорядительной власти императора;

– церковная организация стала частью государственного аппарата, его ведомством. Как и государственная, власть монарха была поставлена над церковью.

Разработка положений о церкви, осуществленная Уложенной комиссией 1754 г., затронула ряд существенных вопросов господствующего положения православной веры. Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство оставались тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью.

Правовой статус других вероисповеданий и церкви полагался ограниченным, их проповедь (не вероисповедание) запрещались. Также ограничивалось распространение нехристианских вероучений, прежде всего мусульманства.

Приверженцы раскола получали право на равный с другими подданными суд. Они облагались простым (не двойным) подушным налогом, но вступление их в государственные должности ограничивалось. Распространение учений раскольников запрещалось.

Наступление государства на имущественные права церкви выразилось уже в ограничении прав собственности церкви на землю и крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними сохранялось лишь право сбора оброка.

В 1764 г. была проведена секуляризация церковных и монастырских земель. Церковь лишалась вотчинных прав, свыше 900 тысяч душ перешли в собственность казны и под управление Коллегии экономии.

В начале 19 в. правительство стремится создать собственный идеологический аппарат и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство.

 

53. Общественный строй России в период абсо­лютной монархии XVII — первой половины XVIII в. (дворянство и духовенство). 1. Дворянство 2. Духовенство 3.Классификация крестьян

1. В период абсолютной монархии происходило дальней­шее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который за­креплял привилегированное положение дворянства. Оно объяв­лялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.

Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных 'крестьян. Основными способами расширения дворянского землевладения были следующие: пожалование из дворцовых и государственных земель, освоение окраинных земель и захват крестьянских наделов.

Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дво­рянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и по­местья. Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714г., были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. Создава­лась система майората, направленная против дробления дво­рянских имений и разорения дворянства. Майоратный поря­док действовал при наследовании по закону: недвижимое иму­щество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Это по­ложение Указа вызвало недовольство со стороны дворян, и в 1731 г. Указ о единонаследии был отменен.

Рассматриваемый период характеризуется консолидацией дворянства в единое сословие. Важным шагом в этом направ­лении является принятый в 1682 г. акт об отмене местничества. При назначении на государственные должности стали учиты­ваться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреп­лению правового положения дворянства и усилению его дик­татуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.

Табель закреплял отмену местничества; титул и звание ста­новились результатом продвижения по службе. В Табеле о рангах приводился перечень гражданских, придворных и во­енных чинов (морских, сухопутных, артиллерийских, гвардей­ских). Всего устанавливалось XIV классов чинов. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное (XIV—IX классы) или потомственное (с VIII класса) дворян­ство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.

При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. В 1730 г. были скорректированы положения петровского Указа о единонаследии: устанавливался 25-лет­ний срок службы дворян; служба начиналась не в 15, а в 20 лет;

один из дворянских сыновей или братьев имел право не слу­жить и заниматься хозяйством.

С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III «О даро­вании вольности и свободы всему российскому дворянству»

дворяне освобождались от обязательной военной и государст­венной службы.

Заключительным актом, консолидирующим дворянское сословие и закрепляющим его привилегированное положение, стала Жалованная грамота дворянству, принятая Екатериной II 21 апреля 1785 г. В ней подтверждалась свобода дворян от обя­зательной службы, от уплаты личных податей, постойной по­винности, от телесных наказаний. Закреплялось право собст­венности дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торгов­лей. Дворяне получили право формировать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия

императора он не мог15ыть лишен жизни, чести и сословного звания.

2. Духовенство как сословие складывалось в процессе раз­вития феодализма. Владея большим количеством земли и крестьян, оно представляло собой значительную политиче­скую силу В период абсолютизма, когда церковь была подчи­нена государству, усилилась и правовая регламентация духов­ного сословия.

Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).

Процесс огосударствления церкви предполагал провести се­куляризацию церковного имущества, т. е. его отчуждение и передачу в светское управление.

В 1649 г. был создан Монастырский приказ — светское уч­реждение, в компетенцию которого входило осуществление суда над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. В 1677 г. Монастырский приказ уп­раздняется, а в 1701 г. снова воссоздается. Его компетенция расширилась — приказ стал высшим административным и су­дебным учреждением по отношению ко всем церковным вот­чинам, их населению и духовенству

В 1649 г. было принято Соборное уложение, которое стало препятствием на пути церковных феодалов к расширению сво­их землевладений и церковной юрисдикции.

Во. второй половине XVII в. на церковь стали распростра­няться некоторые государственные налоги. В конце XVII в. были отменены! тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, ограничены налоговые льготы церковных учрежде­ний.

С 1705 г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сбо­рами на военные и иные нужды. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву.

В 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Из числа дворян духовный сан могли при­нять только младшие сыновья не моложе 40 лет. За предста­вителей податных сословий, поступивших в духовенство, под­ушный налог должны были уплачивать их родственники. Духо­венство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был установлен запрет лицам податных сословий вступать в духо­венство. Выход из духовного сословия разрешался вдовым свя­щенникам, которые поступили на гражданскую службу, в цехи или гильдии.

Кризис феодализма расшатал устои церкви. В 1764 г. был принят указ, в соответствии с которым церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные ок­лады. Принадлежавшие церкви крестьяне переводились на по­ложение государственных. За монастырями и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначитель­ные земельные наделы.

54. Общественный строй России в период абсо­лютной монархии XVII — первой половины XVIII в. (крестьяне и городское население).

1. Основную массу населения составляли феодально-зави­симые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, госу­дарственных, экономических, посессионных, удельных (двор­цовых).

2. Большинство крестьян принадлежало светским и духов­ным феодалам (помещичьи крестьяне). В пользу хозяина они несли различные повинности: оброк, барщину и др.

Помещики в отношении своих крестьян обладали широ­кими правами: распоряжались их имуществом, осуществляли суд по мелким уголовным преступлениям, рассматривали гражданские иски между крепостными и т. д. Они распоряжа­лись крестьянами как своей собственностью, могли продавать их, закладывать, завещать, менять, дарить, подвергать телес­ным наказаниям, отдавать в смирительные или арестантские дома, ссылать в Сибирь, отправлять на каторжные работы.

Период XVII—XVIII вв. — это период трех крупных кресть­янских восстаний под руководством Степана Разина, Кондра-тия Булавина и Ёмельяна Пугачева.

3. Государственные крестьяне также являлись феодаль­но-зависимым населением. Экономическая зависимость этих крестьян от государства была не менее тяжелой, чем поме­щичьих крестьян от своих хозяев. Они несли различные по­винности и платили оброк государству. Вместе с тем правовое положение государственных крестьян было несколько лучше:

они имели право переходить в другие сословия, менять место жительства, их не могли продать. Государственные крестьяне могли быть переданы частным владельцам.

4. В начале XVIII в. в России появилась особая группа крестьян — посессионные крестьяне (от лат. ротекзюп — владе­ние). В 1721 г. был принят указ, в соответствии с которым купцам предоставлялось право покупать населенные деревни и приписывать их к частным предприятиям — мануфактурам. Взамен несения государственных повинностей посессионные крестьяне должны были выполнять различные работы на про-

изводстве. Они не могли переводиться на сельскохозяйствен-к ные работы, отдаваться в рекруты и т. д. Продажа посессиои-Ц ных крестьян осуществлялась только вместе с продажей ману- фактурЫлУправление этими крестьянами было возложено на Берг- и Мануфактур-коллегии.

5. В 1764 г. после проведения секуляризации церковных земель крестьяне, принадлежащие церкви, были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономически­ми крестьянами. Они несли в пользу государства денежный оброк, не могли подвергаться произвольному переселению, могли быть отданы в рекруты. После упразднения Коллегии экономии в 1786 г. эта категория крестьян была переведена на положение государственных крестьян.

6. Удельные (до 1797 г. — дворцовые) крестьяне проживали на удельных землях, принадлежали императорской фамилии. Управление ими было возложено на казенные палаты и экс­педиции уделов. Удельные крестьяне в основном платили об­рок. Хотя их права и были ограничены, но положение было несколько лучше, чем положение помещичьих крестьян.

7. В XVII—XVIII вв. поселения вокруг основанных пред­приятий, заводов, крупных центров торговли стали преобра­зовываться в города. Оформлялось городское сословие. В соот­ветствии с регламентом Главного магистрата 1721г. посадское население делилось на знатных, регулярных граждан и «под­лых» людей.

Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гиль­дии. В первую гильдию входили: банкиры, купцы, Доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебря­ных дел мастера, живописцы, иконописцы и др. Ко второй гильдии относились столяры, портные, сапожники и другие ремесленники и мелкие торговцы. Гильдии управлялись гиль­дейскими сходами и избираемыми на них старшинами.

Посадское население формировало органы самоуправле­ния — посадские сходы и магистраты. Посадские сходы изби­рали посадского старосту, членов магистрата и должностных лиц по казенным сборам. Посадское население несло рекрутскую и постойную повинности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...