Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Введение. Язык специальности и профессиональная культура речи




 

Тема 2. Человек и язык.

Билингвизм. Полиязычие. Классификация языков стран изучаемых языков.

 

 

 

 

Тема 3.Возникновение письма.

Стадии письма. Деловая коммуникация. Из истории письма.

 

Письмо– система начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи с целью передачи ее на расстоянии или закрепления во времени

Предметное письмо, начертательное письмо (пиктографическое, идеографическое – рисуночное, иероглифическое; словесно-слоговое, силлабическое, фонетическое(буквенно-звуковое, алфавитное) письмо.

Виды письма

Источник: Жанпеисова Н.М. Введение в языкознание.Учебные модули: Учеб. пособие.- Актобе: АУ им.С.Баишева, 2010.- 100 с.

Тема 4. Экологические проблемы в языке

Экология языка. Эколингвистика.

Эколингвистика Предмет эколингвистики Экология языка
одно из современных научных направлений в области языкознания, которое сформировалось на стыке социального, психологического и философского направлений в лингвистике взаимодействие между языком, человеком как языковой личностью и его окружающей средой. Язык при этом рассматривается как неотъемлемый компонент цепи взаимоотношений между человеком, обществом и природой. Функционирование и развитие языка представляется как экосистема, а окружающий мир — как языковой концепт исследует взаимодействие между языками (с целью сохранения языкового многообразия); «Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением, где под окружением языка понимается общество, использующее язык как один из своих кодов. Язык существует только в сознании говорящих на нём и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным и естественным (природным) окружением. Частично экология языка имеет физиологическую природу (то есть взаимодействие с другими языками в сознании говорящего), частично социальную (то есть взаимодействие с обществом, в котором язык используется как средство коммуникации). Экология языка зависит от людей, которые учат его, используют и передают другим людям» (Эйнар Хауген)

 

Аспекты лингвоэкологии
Интралингвальный Интерлингвальный Транслингвальный
(связан с культурой речи, стилистикой, риторикой и включает исследования нарушений правильности, ясности, логичности, выразительности и других коммуникативных свойств речи). (связан с полиязычием как средой обитания отдельного этнического языка и с проблемой исчезновения языков, а значит, и с уменьшением лингвистического разнообразия на Земле) (связан с использованием единиц, средств, реалий одного языка, одной культуры в контексте и средствами иного языка, принадлежащего другой культуре в художественной литературе, фольклоре, публицистике).

Тема 5. ЯЗЫКИ МИРА.

Языки, признанные ООН как мировые. Межэтнические языки нашего времени. Роль (МАПРЯЛ, 1967г.) Международной организации преподавателей русского языка и литературы

 

Правовой статус языков В мире насчитывается от 2500 до 7000 языков
Государственный Официальный Язык межнационального общения
Коммуникативно-функциональный статус
Мировой язык Лингва франка Койне Пиджины Креольские языки
язык, служащий средством общения народов любых государств, язык глобального использования. (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский) Любой язык – посредник в межэтническом общении В Африке примерами лингва франка могут служить такие языки, как суахили, хауса и бамана, в Южной Америке — кечуа. устный язык межплеменного и наддиалектного общения (долитературный язык.) (Западная Африка - бамана) упрощённый язык, который развивается как средство общения между двумя или более этническими группами, говорящими на неродственных и/или взаимно непонятных языках, но вынужденных более или менее регулярно контактировать друг с другом в силу тех или иных объективных потребностей (прежде всего для торговли). развитие пиджин – языков в основной язык какой-либо этнической общности (для молодого поколения этноса пиджин оказывается родным /материнским/ языком) креольский язык Гаити, креольский язык кабовердиану Кабо-Верде, папьяменто (Аруба), таки-таки в Суринаме. государство Папуа – Новая Гвинея: ток-писин, хири-моту - новогвинейский пиджин
             

Источник: Жанпеисова Н.М. Введение в языкознание.Учебные модули: Учеб. пособие.- Актобе: АУ им.С.Баишева, 2010.- 100 с.

ЯЗЫКОВЫЕ УНИВЕРСАЛИИ

Тема 6. Выдающиеся языковеды.

Ученые: В. фон Гумбольдт, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, Г.Пауль, И.А.Бодуэн де Куртенэ, И.И.Мещанинов, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов

Вильгельм фон Гу́мбольдт (нем. Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand Freiherr von Humboldt; 22 июня 1767 — 8 апреля 1835,дворец Тегель, Берлин) — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Старший брат учёногоАлександра фон Гумбольдта.

Сочетая в себе разнонаправленные таланты, осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 году университет в Берлине, был другом Гёте и Шиллера.

Один из основоположников лингвистики как науки. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме языка» как выражения индивидуального миросозерцания народа. Во многом определил путь и направление развития немецкой (и — шире — европейской) гуманитарной мысли своей эпохи.

Федор Иванович Буслаев( 1818-1897) был в России крупнейшим представителем логико-грамматического направления, автор «Исторической грамматики русского языка». Для логического направления языкознания характерно стремление найти универсальные свойства языковой семантики: семантика предложения отождествляется с суждением (пропозицией), значение слова – с понятием. Очень большое внимание уделяется методике лингвистического анализа.

Алекса́ндр Афана́сьевич Потебня́ (10 (22) сентября 1835, хутор Манев близ села Гавриловка, Роменский уезд, Полтавская губерния, Российская империя — 29 ноября (11 декабря) 1891, Харьков,Российская империя) российский языковед, литературовед, философ.

В России основателем психологического языкознания является А.А.Потебня, автор книг «Мысль и язык», «Из записок по русской грамматике». Потебня проанализировал общечеловеческую, национальную и индивидуальную стороны речевой деятельности, заложил основы сравнительно-исторического синтаксиса славянских языков.

Для психологического направления характерно стремление установить закономерности речевой деятельности, особенности внутренней формы языка. Языковеды психологического направления рассматривали речевую деятельность как ассоциативную, при которой сравнение и апперцепция играют большую роль, чем логические правила. Сторонники психологического направления создали учение о грамматической категории и значении слова, его прямых и косвенных (переносных) значениях.. Апперцепция (от лат. ad – к и perception – восприятие) – такое соединение представлений, при котором новое знание возникает на базе уже имеющегося – как понимание нового представления в зависимости от прошлого опыта, запаса знаний и психической жизни человека. Апперцепция лежит в основе психологического суждения.

Ива́н Алекса́ндрович Бодуэ́н де Куртенэ́ (или Ян Нецислав Игнаций Бодуэ́н де Куртенэ́; польск. Jan Niecisław Ignacy Baudouin de Courtenay, 1 (13) марта 1845, Радзымин под Варшавой — 3 ноября 1929, Варшава) — российский и польский языковед. Основателем Казанской лингвистической школы был И.А.Бодуэн де Куртенэ, работавший в 1875-1883гг. в Казанском, в 1901-1916 гг. в Петербургском университете; его последователями были Н.В.Крушевский и В.А.Богородицкий, а позднее –Л.В.Щерба и Е.А.Поливанов. Казанская лингвистическая школа выделила общее языкознание в особый отдел лингвистических знаний, противопоставив чистое (теоретическое) и прикладное языкознание. Особое внимание было обращено на разработку теории фонемы и фонетических чередований, морфемы, ее видов и морфологических процессов

Фердина́нд де Соссю́р (фр. Ferdinand de Saussure, 26 ноября 1857, Женева — 22 февраля 1913) — швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики, стоявший у истоков Женевской лингвистической школы. Идеи Фердинанда де Соссюра, которого часто называют «отцом» лингвистики XX века, оказали существенное влияние на гуманитарную мысль XX века в целом, вдохновив рождение структурализма. Основная работа Ф. де Соссюра — «Курс общей лингвистики» (фр. «Cours de linguistique générale»). Создателем Женевской лингвистической школы является Ф.де Соссюр, который преподавал сначала в Париже, а затем в Женеве.

Если И.А.Бодуэн де Куртенэ и Ф.Ф.Фортунатов уделяли основное внимание единицам языка – фонемам и морфемам, формам слов и словосочетаниям, то Соссюр основным считал изучение языковых отношений, поскольку язык понимался им как знаковая система, где «суффиксы и основы обладают значимостью лишь в меру своих синтагматических и ассоциативных противопоставлений». Сама лингвистика, по мнению Соссюра, является совокупностью нескольких наук – лингвистики языка и лингвистики речи, внутренней лингвистики и внешней лингвистики, лингвистики синхронической и лингвистики диахронической.

Иван Иванович Мещанинов (1883-1967) – автор работ «Новое учение о языке. Стадиальная типология» (1936), «Общее языкознание. К проблеме стадиальности в развитии слова и предложения» (1940), «Члены предложения и части речи» (1945), подчеркивал важность таких принципов «нового учения о языке», как связь языка и общества, языка и мышления, единство языкотворческого процесса, стадиальность (прерывистость) в развитии языков, типологическое единство и разнообразие языков, их частей речи и членов предложения. Разработанные Мещаниновым теория понятийных категорий, морфолого-синтаксическая типология и функционально-семантическая методика оказали огромное влияние на развитие языкознания.

Лев Владимирович Щерба ( 1880-1944) - продолжатель бодуэновских традиций, создатель лингвистической концепции, опирающейся на лингвистическое наблюдение и эксперимент, и оригинального направления в фонетике. В 1974 году вышли избранные работы Л.В.Щербы под названием «Языковая система и речевая деятельность».

 

Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969) – ученик Шахматова и Щербы, крупнейший представитель русского языкознания сер.XX века. Его основные работы – «Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв.» (1934), «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947), «Из истории изучения русского синтаксиса» (1958), «О языке художественной литературы» (1959), сборник статей «Исследования по русской грамматике» (1975). В центре лингвистической концепции Виноградова были слово и стиль языка в их системной, социальной и исторической обусловленности. Виноградовым было разработано современное учентие о частях речи, заложены основы фразеологии и словообразования, истории и литературного языка как особых лингвистических дисциплин.

Источники: Биография (ru.wikipedia.org). Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.-М.,2002.-С. 352

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...