Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ДИАЛОГОВАЯ ЧАСТЬ по модулю II.




Темы 7-8. Мировое образовательное пространство

Наука в современном обществе

Определение целей и задач

Обучающая игра «Вопрос - ответ»

Задание обучающимся:

1. Разделиться на 2 - 4 команды.

2. Быстро и внимательно прочитать предложенный текст в команде.

3. Построить по 3 вопроса командам-соперникам по содержанию текста.

Оценивается:

Лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту.

Количество и качество вопросов и ответов с опорой на знание текста.

Активность участников команд

 

Работа с практическим материалом

КАК ДЕЛАЮТСЯ ОТКРЫТИЯ

Желание – это великая вещь…

Ибо за желанием всегда следует

Действие и Труд,

а Труд почти всегда

сопровождается Успехом.

Желание открывает ворота

блестящему и радостному Успеху.

Луи Пастер

Вся жизнь человека и, прежде всего, практическая деятельность ставят столько важных проблем, что человечество постоянно в поиске. Возникновение таких проблем (трудностей, неожиданностей) означает, что в окружающей действительности есть еще много неизученного, непонятного, необъяснимого, неизвестного, скрытого. Следовательно, необходимо в процессе трудовой деятельности, творчества так подходить к познанию явлений объективной действительности, чтобы суметь объяснить сущность новых явлений, их свойства и закономерности.

Процесс исследовательской работы начинается в подлинном смысле слова с выявления точки приложения исследовательской мысли, т.е. выявления задачи исследования. От осознания проблемы мысль переходит к попыткам разрешения ее. Это самый важный этап, который проходит мысль ученого в процессе поиска ответа на поставленный вопрос.

Поиски путей решения задачи обычно осуществляются так, что ученому, изобретателю приходится перебирать множество различных и многообразных способов – в зависимости от характера самой задачи. Но для каждого исследователя на этом этапе характерно одно – колоссальный, титанический труд, который сопровождается успехом и неудачами, радостями и огорчениями, восторгом и унынием, труд, когда человек ложится спать и встает с мыслями о волнующей его проблеме. Отсюда понятно то определение, которое дал Ньютон, когда его спросили, что такое, по его мнению, гений: «Гений – это труд». Гений – это, прежде всего, гениальный труженик, затем человек, обладающий в высшей мере способностью решать сложные мыслительные задачи так, как никто до него их не решал.

Следующий этап на пути решения задачи – осознание наметившегося решения как гипотезы, т.е. научного предположения о способах решения конкретной проблемы. В связи с этим нужно упомянуть о таком этапе творческой работы, когда нужное решение приходит как бы само собой, внезапно, так, что человек испытывает состояние особого подъема, вдохновения, желания работать. Не случайно П.И. Чайковский говорил, что «вдохновение - такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

Когда проверка гипотезы в ходе эксперимента (опыта) заканчивается, исследовательский процесс приходит к завершающей фазе – к окончательному выводу по данному вопросу, т.е. к решению поставленной проблемы. Как отмечают многие ученые, эта завершающая фаза работы над открытием представляет для них мало интереса – они начинают искать новую проблему. Приходится согласиться со словами Ф.М. Достоевского о том, что «Колумб был счастлив не тогда, когда открыл Америку, а тогда, когда открывал ее».

Как видите, на пути к научному открытию (изобретению) человек должен отдать любимому делу всю силу своей страсти, характера, темперамента, интеллекта, работать так, что не каждому под силу вынести такое напряжение духовных и физических сил. И только тогда благодарная Природа откроет перед нами свои тайны

Источник: Брушлинский А. В. Субъект мышление, учение, воображение

 

Задания к тексту

1. Прочитайте текст. Назовите основные этапы работы ученого над открытием.

2. Определите значение придаточных частей в данных СПП; задайте к ним вопрос.

1. Вся жизнь человека и, прежде всего, его практическая деятельность ставят столько важных проблем, что человечество постоянно находится в поиске.

2. В творчестве и научных открытиях многие склонны усматривать настолько исключительные явления, что, по их мнению, они доступны лишь немногим гениальным людям.

3. Поиски путей решения задач обычно осуществляются так, что ученому, изобретателю приходится перебирать множество различных и многообразных способов – в зависимости от характера самой задачи.

4. Как видите, на пути к научному открытию (изобретению) ученый должен отдать любимому делу всю силу своей страсти, характера, темперамента, интеллекта, работать так, что не каждому под силу вынести такое напряжение духовных и физических сил.

3. Из двух предложений составьте СПП с придаточными меры и степени, сравнения/сопоставления, используя союзы насколько, как, словно, точно, будто. Расставьте знаки препинания.

1. Открытия гениального ученого неповторимы. Неповторима его личность. 2. Лектор рассказывал о жизни великого ученого, описывая мельчайшие подробности. Он знал его лично. 3. Эта гипотеза несколько неожиданна. Она выдвинута новичком в науке. 4. Результат исследовательской работы непредсказуем. Непредсказуемы повороты мысли ученого. 5. Ассистент провел лабораторные исследования тщательно. Это позволило оборудование лаборатории.

4. Составьте к третьему абзацу текста несколько вопросов и ответьте на них.

5. Ознакомьтесь с моделью смысловой структуры текста «Как делаются открытия?» Найдите в тексте фрагменты, соответствующие компонентам данной модели.

1. Подведение к мысли о закономерности появления научных открытий.

2. Определение содержания творческого процесса.

3. Описание этапов решения исследовательской задачи.

4. Выводы.

6. Перескажите содержание наиболее заинтересовавших вас положений текста и дайте оценку прочитанному. Аргументируйте вашу точку зрения. В ответе используйте слова и словосочетания: на мой взгляд, как мне кажется, я считаю, думаю, полагаю, что…, меня больше всего интересует…

7. С опорой на содержание текста составьте алгоритм решения мыслительной задачи. Устно прокомментируйте каждый шаг алгоритма.

8. Расскажите, над какими проблемами работают ученые вашего вуза (факультета).

9. Ознакомьтесь с рефератом-резюме текста «Как делаются научные открытия». Проанализируйте композицию реферата и выпишите выражения, использованные для его оформления.

…В тексте «Как делаются научные открытия» рассматриваются проблемы природы научных открытий и творчества, отмечается, что толчком для поисков является наличие в окружающей действительности неизученного, необъяснимого, неизвестного, скрытого, что требует все более глубокого познания мира, его закономерностей. В тексте показывается, из каких этапов складывается процесс исследовательской работы и что приводит ученого к открытию. Дается определение мыслительного процесса, т.е. процесса творчества, подчеркивается, что в исследовательской работе находит наиболее яркое выражение способность человека к продуктивному мышлению, последовательно прослеживаются этапы мыслительной работы в процессе открытия. Основное внимание в тексте уделяется тому, как ученый приходит к открытию от постановки задачи (проблемы) исследования к выдвижению гипотезы, о путях ее решения, сообщается о напряженном, титаническом труде в процессе поиска путей решения задачи, о состоянии вдохновения, которое переживает ученый в ходе работы и, наконец, о завершающей фазе работы.

В заключение можно сказать о том, что в тексте формулируется вывод: подлинное научное открытие – это всегда итог огромного творческого труда ученого, которому он отдает всю силу своего интеллекта, темперамента, характера.

10. Ознакомьтесь с аннотацией текста «Как делаются научные открытия». Проанализируйте ее композицию.

Статья «Как делаются научные открытия» посвящена описанию процесса работы ученого над научной проблемой. В статье рассматриваются истоки научного творчества, характеризуются этапы мыслительной работы исследователя, говорится о колоссальных, титанических усилиях, характеризующих труд ученого. Особое внимание уделяется вопросу определения наиболее важного этапа в творчестве ученого.

Статья рассчитана на тех, кто интересуется проблемами мыслительных процессов, характеризующих научное творчество.

11. Сравните тексты реферата и аннотации и укажите, в чем их сходство и различие. В каком из них содержится объективное и оценочно-объективное изложение.

ЗАДАНИЕ/ Прочитайте текст, выполните к нему задания.

Случайность или закономерность?

Известно, что есть гипотеза случайных открытий. Человек живет, работает, путешествует, занимается исследованиями в лаборатории. Так в процессе обычной для него деятельности он однажды наталкивается на открытие…

Поскольку немало открытий действительно сделано случайно, на них буквально «натыкались», эта гипотеза не лишена оснований. Колумб искал путь в Индию, а нашел Америку. Агрохимия родилась из случайных наблюдений Буссенго, участника военных походов в Южной Америке. Ряд примеров можно бесконечно продолжать.

Противоположная гипотеза – логическая. Ее сторонники видят в развитии науки, прежде всего, закономерность. Они не отрицают случайных находок, но убеждены, что обычно наука приходит к открытиям в результате целенаправленных поисков. В доказательство тоже приводится множество фактов…

Итак, случайность или закономерность? Не будем спешить с ответом.

Так, открытие, история которого всем известна, сделано в ванне. Погрузившись в воду, Архимед вдруг обнаружил, что его тело стало легче, а вода поднялась. Это совершенно обычное явление привело ученого в восторг. Он выскочил из ванны и, забыв обо всем, помчался по улицам Сиракуз с громким криком «Эврика!» («Я нашел!»).

Закон всемирного тяготения «родился» в саду. Современник и первый биограф И.Ньютона Стекелей, которому великий ученый рассказал об этом, постарался точно воссоздать обстановку. Как они беседовали вдвоем в саду. Как упало яблоко. Как сэр Исаак оживился и вспомнил, что много лет назад такое же яблоко привело его к мысли о всемирном тяготении.

Д.Менделеев увидел периодическую систему элементов во сне. Мучительно долго он бился, пытаясь выразить сложившуюся в голове закономерность. Наконец, измучившись, он повалился на диван и заснул. И почти сразу же возник порядок, в котором следует расположить элементы.

Первая мысль, подарившая миру великую формулу подъемной силы крыла самолета, осенила Николая Жуковского в Купчине, на зимней тропинке у речки.

Насколько достоверны эти истории? Трудно ответить однозначно, без риска ошибиться.

История с законом всемирного тяготения тоже представляется недостаточно ясной. Известно, что другому собеседнику И.Ньютон ответил иначе: «Я просто много думал». Д.Менделеев в интервью с репортерами петербургской газеты не вспомнил о сне. «Как я сделал открытие? Да я 30 лет работал над этим, а вы спрашиваете….».

В общем, сведения противоречивы. Давайте порассуждаем.

Допустим, открытия, действительно, делаются случайно, кому-то просто везет. Но почему одному везет постоянно, а другому не везет совсем. Миллионы людей до Ньютона видели, как падают яблоки, груши, кокосовые орехи, плоды манго, шары, камни…А открытие сделал Ньютон. Он сделал много и других открытий, которые нельзя «увидеть».

Вот, например, обстоятельства, при которых могут делаться открытия. В поезде. За рулем автомобиля. Во время прогулки в саду. При одевании, бритье. За работой в саду. На рыбной ловле. На концерте. Во время чтения. На пляже. Перед сном. Во сне. Глубокой ночью. Рано утром. В любой момент. И поводы самые различные.

Правда, кое-какие интересные особенности тут есть. Жюль Анри Пуанкаре подметил, что само собой открытие не рождается. Ему обязательно должна предшествовать напряженная сознательная работа, попытка решить задачу. Попытки оказывается безрезультатными. Но они приводят в действие какой-то тайный механизм. Человек, утомившись от поисков, отключается, перестает думать. Однако механизм запущен. И вдруг так неожиданно, как будто случайно, механизм срабатывает, возникает идея, приходит озарение. Это может случиться в любом месте и в любое время суток.

«Для меня не подлежит сомнению, - писал Альберт Эйнштейн, - что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно…К открытию ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция».

Вот и сказаны очень важные слова: «бессознательное мышление», «интуиция». А что это такое? Темы для следующего размышления. Мы прикоснулись лишь к одной из самых великих и сложных загадок природы – к тайне творчества… (Журнал «Наука и жизнь»)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст. Какие примеры случайных научных открытий вы можете привести?

2. Что вы думаете по поводу следующего высказывания Луи Пастера: «Счастливая случайность выпадает на долю подготовленных умов». Что нужно, чтобы открытие состоялось?

3. Прочитайте строки А.С. Пушкина. Ответьте, на какие три момента указывает в образной форме поэт, говоря об открытиях.

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг

И случай, бог изобретатель…

4. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова из скобок (точно, недостаточно, случайно, совершенно, постоянно, совсем).

1. Многие открытия делаются…2. Это …обычное явление привело ученого в восторг. 3. В своем рассказе об истории открытия ученый постарался … воссоздать обстановку. 4. История с законом всемирного тяготения тоже представляется… ясной 5. Но почему одним в открытиях везет…, а другим не везет.

5. Составьте тезисный план текста. Опираясь на него, кратко передайте содержание.

6.Составьте аннотацию текста «Случайность или закономерность?» Найдите в тексте слова, словосочетания и предложения, грамматически не связанные с предложением. Подсказка: вводные и вставные. Попытайтесь определить их функцию.

7. Расскажите, какие научные открытия получили отражение в произведениях писателей-фантастов, и, наоборот, как произведения писателей-фантастов пробуждают фантазию ученых.

8.Используя материалы темы, а также дополнительную литературу, проведите в группе беседу-диспут по проблеме«Случайное и закономерное в научных открытиях».

9. В справочно-библиографическом отделе библиотеки подберите материал о деятельности ученого (вашей специальности), работающего в вашей республике. Сделайте сообщение в группе о его трудах, открытиях, изобретениях.

Тема 8. Наука в современном обществе

Работа с практическим материалом

ЗАДАНИЕ. Составьте план текста. Сделайте конспект.

Технические достижения конца XIX – начала XX века

В конце XIX века продолжалась работа над созданием новых средств связи, на смену телеграфу пришли телефон и радиосвязь. Первые опыты по передаче речи на расстояние проводились английским изобретателем Рейсом в 60-х годах. В 70-х годах этими опытами заинтересовался Александер Белл, шотландец, эмигрировавший в Америку и преподававший сначала в школе для глухонемых детей, а потом в Бостонском университете. Один знакомый врач предложил Беллу воспользоваться для экспериментов человеческим ухом и принес ему ухо от трупа. Белл скопировал барабанную перепонку, и, поместив металлическую мембрану рядом с электромагнитом, добился удовлетворительной передачи речи на небольшие расстояния. В 1876 году Белл взял патент на телефон и в том же году продал более 800 экземпляров. В следующем году Дейвиз Юз изобрел микрофон, а Эдисон применил трансформатор для передачи звука на большие расстояния. В 1877 году была построена первая телефонная станция, Белл создал фирму по производству телефонов, и через 10 лет в США было уже 100 тысяч телефонных аппаратов.

При работе над телефоном у Эдисона возникла мысль записать колебания микрофонной мембраны. Он снабдил мембрану иглой, которая записывала колебания на цилиндре, покрытом фольгой. Так появился фонограф. В 1887 году американец Эмиль Берлинер заменил цилиндр круглой пластинкой и создал граммофон. Граммофонные диски можно было легко копировать, и вскоре появилось множество фирм, занимавшихся звукозаписью.

Новый шаг в развитии связи был сделан с изобретением радиотелеграфа. Научной основой радиосвязи была созданная Максвеллом теория электромагнитных волн. В 1886 году Генрих Герц экспериментально подтвердил существование этих волн с помощью прибора, называемого вибратором. В 1891 году французский физик Бранли обнаружил, что металлические опилки, помещенные в стеклянную трубку, меняют сопротивление под действием электромагнитных волн. Этот прибор получил название когерера. В 1894 году английский физик Лодж использовал когерер, чтобы регистрировать прохождение волн, а в следующем году русский инженер Александр Попов приделал к когереру антенну и приспособил его для принятия сигналов, испускаемых вибратором Герца. В марте 1896 года Попов продемонстрировал свой аппарат на заседании Российского физико-химического общества и произвел передачу сигналов на расстояние 250 метров. Одновременно с Поповым свою радиотелеграфную установку создал молодой итальянец Гульельмо Маркони; он первым сумел запатентовать это изобретение; а в следующем году организовал акционерное общество для его использования. В 1898 году Маркони включил в свой приемник джиггер – прибор для усиления антенных токов, это позволило увеличить дальность передачи до 85 миль и осуществить передачу через Ла-Манш. В 1900 году Маркони заменил когерер магнитным детектором и осуществил радиосвязь через Атлантический океан: президент Рузвельт и король Эдуард VIII обменялись по радио приветственными телеграммами. В октябре 1907 года фирма Маркони открыла для широкой публики первую радиотелеграфную станцию.

Одним из замечательных достижений этого времени было создание кинематографа. Появление кино было прямо связано с усовершенствованием изобретенной Дагером фотографии. Англичанин Мэддокс в 1871 году разработал сухобром желатиновый процесс, который позволил сократить выдержку до 1/200 секунды. В 1877 году поляк Лев Варнеке изобрел роликовый фотоаппарат с бром серебряной бумажной лентой. В 1888 году немецкий фотограф Аншюц создал моментальный шторный затвор. После этого появилась возможность делать моментальные снимки, и вся проблема свелась к созданию скачкового механизма, чтобы производить снимки через промежутки в долю секунды. Этот механизм и первый киноаппарат были созданы братьями Люмьерами в 1895 году. В декабре этого года был открыт первый кинотеатр на бульваре Капуцинов в Париже. В 1896 году Люмьеры объехали все европейские столицы, демонстрируя свой первый кинофильм; эти гастроли имели колоссальный успех.

Последние десятилетия XIX в. были временем технических сдвигов в строи­тельном деле. Строительство высотных зданий, или, как их стали называть, «небоскребов», началось в Чикаго в 80-х гг. XIX века. Первым зданием нового типа считается 10-этажный дом чикагской стра­ховой компании, построенный в 1883 г. архитектором У. Дженни, который применил стальные перекры­тия. Усиление стен стальным каркасом, на который начали опирать балки междуэтажных перекрытий, позволило увеличить высоту зда­ний вдвое. Самым высоким зданием тех времен был нью-йоркский 58-этаж­ный небоскреб высотою в 228 метров, построенный в 1913 году. Но высочайшим сооружением была Эйфелева башня, своеобразный памятник «века стали». Воздвиг­нутая французским инженером Гюставом Эйфелем на Марсо­вом поле в Париже в связи со Всемирной выставкой 1889 года, эта ажурная башня имела 300 метров высоты.

Конец XIX века был временем бурного роста мировой железнодорож­ной сети. С 1875 по 1917 год протяженность железных дорог выросла в 4 раза и достигла 1,2 млн. километров. Знаменитыми стройками того времени были магистраль Берлин-Багдад и Великий Сибирский путь; протяженность Сибирского пути к 1916 г. составила 7,4 тысяч километров. На новых железных дорогах укладывали стальные рельсы, они пересекали величайшие реки мира, и на этих реках возводились гигантские стальные мосты. Начало «эре стальных мостов», как выражались современники, положили арочный мост инженера Дж. Идса через реку Миссисипи (1874) и висячий Бруклинский мост архитектора Рёблинга в Нью-Йорке (1883). Центральный пролет Бруклинского моста имел в длину около полукилометра. На новых дорогах работали мощные локомотивы системы компаунд с многократным расширением и высоким перегревом пара. В 90-х годах в США и Германии появились первые электровозы и электрифицированные железные дороги.

Новые технические возможности привели к совершенствованию военной техники. В 1887 году американец Хайрем Максим создал первый пулемет. Знаменитый пулемет Максима производил 400 выстрелов в минуту и по огневой мощи был равнозначен роте солдат. Появились скорострельные трехдюймовые орудия и тяжелые 12-дюймовые пушки со снарядами весом 200-300 кг. Журнал «Наука и жизнь»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...