Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Пять видов храмов. Глава IV. Фундаменты. Глава V. Пропорции базы, капителей и антаблемента в ионийском ордере




Глава III. Пять видов храмов

В этом разделе Витрувий выделяет разные виды храмов исходя из расстояния между колоннами.

Существует пять видов храмов:

пикностиль — с тесно стоящими колоннами (периптер с небольшим интерколумнием, равным 1, 5 нижнего диаметра колонны)

систиль — где колонны стоят несколько шире (колоннада имеет интерколумний, равный двум нижним диаметрам колонны)

диастиль — с еще более широкими междуколонными промежутками (3 нижних диаметра (эмбата)

ареостиль — с расставленными реже чем следует колоннами (интерколумний = 3, 5 -4 эмбата)

евстиль — с правильным распределением расстояний (мог быть четырёх-, шести- и восьмиколонным. Евстиль компенсирует функциональные неудобства остальных стилей расстановки колонн, обеспечивает зрелищность архитектурных форм и удобный доступ к сооружению)

 

Глава IV. Фундаменты

Витрувий описывает как подготовить место для постройки и построить стереобаты.

На стилобатах возводятся колонны. Количество ступеней должно быть нечетным.

Витрувий также описывает как избежать визуального искажения стилобата.

 

Глава V. Пропорции базы, капителей и антаблемента в ионийском ордере

Нижняя часть колонны будет казаться большей из-за того, что у нее будет сделан выступ до края плинта. Астрагалы делают в восьмую долю трохила. Выступ базы будет в три шестнадцатых толщины колонны

Волюты должны быть правильно закручены по циркулю при вычерчивании

Чем выше поднимается взор, тем труднее ему проникать сквозь толщу воздуха и зрительное восприятие искажается, поэтому всегда надо делать некоторые добавления к отдельным членам при расчете их соразмерности, чтобы они казались надлежащих величин.

На колоннах следует делать двадцать четыре каннелюры

На симах, находящихся над карнизом по бокам храмов, высекают львиные головы, расположенные так, что они прежде всего должны приходиться против каждой колонны, а остальные располагаются равномерно, чтобы каждая из них приходилась против середины отдельных рядов черепиц.

  Книга IV

 

Глава I. Происхождение трех ордеров и пропорции коринфской капители

Дорийская колонна воспроизводит в зданиях пропорции, крепость и красоту мужского тела.

Коринфские колонны, за исключением их капителей, во всей своей соразмерности подобны ионийским. Коринфский ордер, подражает девичьей стройности.

Третий ордер возник из двух других путем введения особой капители.

 

Глава II

В дорийских зданиях была изобретена система триглифов и мутулов, в ионийских имеет свое собственное основание, расположение зубчиков, и подобно тому как мутулы воспроизводят выступы стропил, так в ионийских зданиях зубчики подражают выступам обрешетин.

 

Глава III. Пропорции дорийских храмов

Фасад дорийского храма, с той стороны, где помещаются колонны, делится, если это четырехколонник, на двадцать семь частей, а если шестиколонник, — на сорок две.

 

Глава IV. Целла и предхрамье

Длина храма определяется тем, что ширина его должна быть вдвое меньше длины.

Остальные три части, образующие предхрамие, доходят до стенных ант, которые должны иметь толщину колонн. Толщина же стен самой целлы должна находиться в соответствии с ее величиной.

 

Глава V. Ориентировка храма

Стороны, куда должны быть обращены храмы, устанавливаются таким образом: храм вместе с изваянием, помещающимся в целле, должен быть обращен к западной стороне.

Если же мешает природа местности, то установление этих направлений надо изменить так, чтобы из святилищ богов была видна как можно большая часть города.

 

Глава VI. Двери храмов

Устройства храмовых дверей и их наличников прежде всего зависят от того, какого они будут ордера. Аттические двери делают таким же образом, как и дорийские.

 

Глава VII. Тускские храмы

Разделив место, на котором строится храм, в длину на шесть частей, надо отнять одну часть, а полученный остаток пойдет на ширину.

Базы их должны быть высотой в половину этой толщины.

Сверху же фронтон, конек, стропила и прогоны должно располагать так, чтобы свес кровли соответствовал третьей части остальной крыши.

 

Глава VIII. Круглые и другие виды храмов

Бывают также круглые храмы, из которых одни делают моноптерами с колоннами, но без целлы, другие — так называемыми периптерами.

Если же такой храм возводят в виде периптера, то внизу делают две ступени и стилобат.

Эти разновидности возникают в связи с потребностями богослужений. Не следует делать всем богам храмы по одинаковым правилам.

 

Глава IX. Алтари

Алтари должны быть обращены на восток и всегда быть расположены ниже находящихся в храме изваяний. Их строят различной высоты, сообразно с тем, что приличествует каждому богу.

 

 

  Книга V

 

Книга посвящена устройству форумов, базилик, театров, бань и верфей.

 

Глава I. Форум и базилика.

Глава описывает правильное строительство форумов и базилик. Автор дает рекомендации относительно как внешнего, так и внутреннего построения.

 

Греки делают форумы квадратными, с обширными двойными портиками, украшая их часто стоящими колоннами и каменными или мраморными архитравами, и сверху по настилам делают переходы. Но в городах Италии нельзя поступать таким же образом ради обычая устраивать на форуме состязания гладиаторов.

• Размеры форума должны соответствовать количеству жителей. Ширина определяется так: длину надо разделить на три части и две из этих частей взять на ширину.

• Базилики надо ставить на местах, примыкающих к форуму в самых теплых его частях, чтобы зимою там могли собираться купцы. Базилики должны быть в ширину не меньше трети и не больше половины своей длины. При большей длине места на концах их ставят халкидские портики, как в базиликах Юлия и Аквилия.

•  Колонны следует делать такой же высоты, как ширина портиков; портик должен быть в треть ширины внутреннего пространства базилики. Верхние колонны делают меньше нижних.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...