Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Древний Восток. 2. 1. Древний Египет. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




2. Древний Восток

2. 1. Древний Египет

Наши представления об особенностях эстетического мышления в Древнем Египте складываются в основном из изучения высказываний литературных источников и произведений искусства.

Древние египтяне под прекрасным понимали конкретные свойства разнообразных природных вещей и явлений. Прекрасное для них имеет земное происхождение. Красота не просто восхищает, но способна воздействовать на человека, влиять на его представления о мире. Поэтому в древних культурах вообще прекрасное практически отождествляется с божественным началом. Египетские боги прекрасны не потому, что они божественны, а потому, что похожи на человека, который прекрасен.

Тело человека рассматривается как «сосуд», «вместилище» божественного начала. Это соотношение человеческого и божественного наиболее ярко представлено в понимании института фараона. Слово «фараон» дословно означает «большой дом». Фараон - это человек, тело которого является вместилищем божественного начала. Бог присутствовал в нем не всегда, а только тогда, когда ему необходимо было «править шагом». Большую часть времени Божественное начало и тело фараона существовали раздельно. Поэтому тело фараона должно было быть особенно красивым, здоровым и ухоженным не только при жизни, но и после смерти. Поэтому же во время религиозных церемоний, суть которых сводилась к общению жрецов высшего ранга с божественным началом, вселенным в тело фараона, сам фараон должен был соблюдать величайшую неподвижность. Красота человеческого тела имела самостоятельное название - «нефер» и обязательно входила в титул фараона.

Египтяне умели видеть прекрасное даже в том, что современному человеку кажется безобразным. Это было обусловлено прежде всего тем, что они стремились изобразить не то, что видели, а то, что мыслили. Например, смерть у них наполнена красотой и воспеваема поэтами. Это связано с тем, что саму смерть в Египте рассматривали не как конец жизни, а как переход в Вечность. Смерть, наполненная жизненным содержанием, не могла пугать и казаться безобразной. Прекрасное - не только объект для созерцания, а прежде всего - могущественная сила, несущая человеку не только радость, но и саму жизнь. Прекрасное в человеке рассматрива-

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ется как наиболее совершенное выражение жизни. Важно заметить, что египтяне, возможно, первыми в истории человека отметили связь эстетического и этического начал.

Древний египтянин любил красоту в природе, он хотел быть окруженным такой красотой у себя дома и за его стенами. Красота в природе и внешней жизни, запечатленная в украшениях, индивидуализировала до известной степени даже самые обыденные вещи.

Древний Египет является, по всей видимости, родиной световой религии и эстетики света. Обожествленный солнечный свет (бог солнца Ра, Амон-Ра, Атон) постоянно почитался высшим благом и высшей красотой у древних египтян. Свет и красота с древнейших времен отождествлялись в египетской культуре. Свет и красота выступают «жизнедателями», началом и основой жизни, которую египтяне в своих мифах производили от Солнца. Они являются благом, пределом мечтаний древних египтян.

Для мироощущения древних египтян характерен дуализм:

между предметом и его определением имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления, отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, а речь упорядочивает их;

изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным;

связь духовного и рационального в человеке прослеживается в понимании функций некоторых органов (центр человека - сердце).

Собственно искусство еще не было дифференцировано по видам, а представляло собой единое целое - производства, религии, быта. Искусство Древнего Египта - особый способ материализации цельного мировосприятия человека.

Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности в ее основных литературных жанрах. Богом мудрости и письма был бог Тот. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. С древности, прежде всего в связи с культовыми действиями и церемониями, развивались музыка, изобразительное искусство, скульптура в подчинении к архитектуре. Фараоны и высшие сановники окружали себя скульпторами, архитекторами, певцами, танцовщицами, музыкантами. В более поздний период развивается религиозная драма и появляется светский театр. Есть основания предполагать, что в Древнем Египте существовали даже труппы бродячих актеров.

Художественное мышление египтян с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, иконографический канон. Египтяне уже в древности знали канон пропорций изображаемого, в основе которого лежало цифровое значение «золотого сечения» - 1, 618... Гармония пропор-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...