Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по подготовке к зачету.




Министерство образования и науки РФ

ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

 

Факультет филологический

Кафедра иностранных языков

 

Утвержден

на заседании кафедры

__ сентября 200__ г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«СТИЛИСТИКА»

 

Специальность 050303 «Иностранный язык»

(квалификация «Учитель иностранного языка»)

 

 

Составитель: Г.К. Кеосиди

 

 

 

 

Лесосибирск, 2011

 

 

Госстандарт № 713 пед/сп (новый)

Стилистика

Стилистика. Предмет стилистики как науки. Социолингвистические и прагматические аспекты стилистики. Классификация стилей и виды стилистических значений. Языковые и стилистические нормы. Проблема выбора слова. Стилистически дифференцированная лексика. Стилистическая характеристика устойчивых словосочетаний. Морфология, синтаксис и словообразование в стилистическом аспекте. Фоностилистика, микро- и макростилистика. Смысловая и стилистическая интерпретация художественного текста.

 

 

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта № 713 пед/сп (новый) "Стилистика" - дисциплина, имеющая важное практическое значение для профессиональной подготовки учителя иностранного языка и предназначена ознакомить студентов со способами стилистического и лингвистического анализа художественного текста, выразительными и изобразительными средствами современного английского языка, а также формировать основу для развития художественного вкуса, способствующего нормализации языка и умению грамотно и выразительно говорить и писать.

Целью курса является раскрытие теоретических вопросов стилистики как общей системы принципов, позволяющих будущим учителям иностранного языка самостоятельно их применять не только при чтении произведений художественной литературы на иностранном языке, но и при стилистическом разборе и толковании текстов на уроках иностранного языка.

Основной задачей курса является формирование сознательного подхода к художественному тексту как целому, рассматривая его в единстве формы и идейного содержания.

Знания, приобретаемые студентами при изучении курса, способствуют дальнейшему совершенствованию лингвистической базы, развитию образного и художественного мышления, эстетического вкуса и кругозора.

Курс "Стилистика" читается в седьмом семестре на русском языке.

Лекции - 16 часов;

Семинарские занятия - 16 часов;

Лабораторные работы - 32 часа;

Самостоятельная работа - 52 часа.

Форма отчетности - зачёт.

 

 

Требования к знаниям и умениям по дисциплине.

При прослушивании лекционного курса "Стилистика" и при подготовке к семинарским занятиям у студента должны быть следующие умения и навыки.

1. Владение научной терминологией курса.

2. Способность вести беседу на любую из пройденных тем, используя научные термины и опираясь на примеры из художественных произведений.

3.Умение анализировать художественные тексты с точки зрения использования стилистических приемов.

4. Умение раскрыть идейно-тематическое содержание художественного произведения, выявить его композиционные особенности, а также систему образов.

5. Умение выполнять задания научно-исследовательского характера.

 

Содержание зачёта.

1. Ответить на один из вопросов курса (вопросы прилагаются).

2. Сделать анализ художественного произведения написанного на английском языке (поэзия или проза на выбор).

 

Методические рекомендации по подготовке к зачету.

1. Информацию по теоретической части можно найти в литературе к курсу (см. список литературы).

2. Анализ художественного произведения предполагает самостоятельную работу студентов. Студенты выбирают прозаическое или поэтическое произведение и проводят его подробный анализ, выявляя тему и идею, стилистические приемы, выразительные и изобразительные средства, использованные автором. При защите работы все выводы должны быть подтверждены конкретными примерами из текста, а также должно быть высказано собственное мнение о проанализированном произведении.

 

Вопросы к зачёту по курсу

"СТИЛИСТИКА"

7 семестр

 

1. Стилистика как наука. Предмет и задачи стилистики. Её связь с другими науками.

2. Лингвостилистика и литературоведческая стилистика. Уровни организации формы и содержания текста.

3. Стилистика от автора и стилистика восприятия. Стилистика восприятия как стилистика декодирования.

4. Текст как предмет изучения стилистики. Основные составляющие текста. Тематическая сетка.

5. Способы анализа художественного текста. Понятие контекста. Виды контекста.

6. Интертекстуальность. Её функции и типы.

7. Стилистическая функция. Её особенности. Примеры.

8. Норма и отклонение от нормы. Понятие языковой и стилистической нормы.

9. Типы выдвижения. Определение и общие функции. Примеры.

10. Понятие и структура образов. Основные и частные функции образов.

11. Выразительные и изобразительные средства языка. Примеры.

12. Тропы. Характеристика основных тропов и примеры.

13. Полуотмеченные структуры. Их особенности. Примеры. Фигуры речи.

14. Лексическая стилистика. Предмет изучения лексической стилистики. Денотативное и коннотативное значение. Примеры.

15. Экспрессивность на уровне словообразования.

16. Предмет изучения морфологической стилистики. Стилистические возможности разных частей речи. Понятие транспозиции.

17. Стилистические особенности глагольных категорий. Примеры.

18.Наречия и их стилистическая функция. Способы усиления прилагательных.

19. Фоностилистика. Авторские и исполнительские фонетические средства. Характеристика и примеры.

20. Рифма. Виды рифмы по положению в стихе и строфе. Деление рифмы с точки зрения звучания.

21. Лексический анализ текста.

22. Взаимодействие прямых и переносных значений слова.

23. Предмет изучения синтаксической стилистики. Транспозиция синтаксических структур. Примеры.

24. Стилистическая функция инверсии. Типические случаи инверсии. Примеры.

25. Экспрессивность отрицания. Средства синтаксической связи.

26. Виды и функции повторов.

27. Синтаксические способы компрессии информации.

28. Актуальное членение предложения. Тема-рематическая организация высказывания. Примеры.

29. Стилистические особенности графики. Понятие "граффона". Взаимодействие графики и звучания.

30. Модели сегментации текста. Значащее отсутствие фрагмента текста. Отсутствие знаков препинания.

31. Графическая образность. Графические средства стилистики.

32. Предмет изучения функциональной стилистики. Языковая система и функциональные стили.

33. Основные противопоставления на уровне нормы с точки зрения принадлежности слов к определенному стилю речи. Примеры.

34. Торжественно-возвышенная лексика и поэтический стиль.

35. Научный стиль.

36. Газетный стиль.

37. Разговорный стиль.

38. Взаимодействие стилистической окраски слова с контекстом.

39. Использование функционально окрашенной лексики в художественной литературе. Примеры.

40. Стилистические особенности использование просторечия и диалекта.

41. Стилистическое использование фразеологии.

42. Отличие слова от фразеологической единицы. Примеры.

43. Способы структурной трансформации фразеологических единиц. Примеры.

 

 

Содержание курса "Стилистика".

Тема Лекции Семинарские занятия Лаб./раб Самост. работа
  Предмет и задачи стилистики        
  Лингвостилистика и литературоведческая стилистика. Текст как предмет изучения стилистики.        
  Норма и отклонение от нормы. Типы выдвижения. Выразительные средства языка и стилистические приёмы        
  Тропы     4*2  
  Лексическая стилистика        
  Морфологическая стилистика. Стилистические возможности разных частей речи       2*2  
  Фонетическая стилистика     2*2  
  Синтаксическая стилистика     2*2  
  Графические средства стилистики        
  Функциональная стилистика        
  Стилистическое использование фразеологии     2*2  
  Анализ прозаических художественных произведений     2*2  
  Анализ поэтических произведений     2*2  
  Итого        

 

 

ПРОГРАММА
СТИЛИСТИКА

ТЕМА 1. Предмет и задачи стилистики (2 часа).

Стилистика как отрасль лингвистики. Взаимосвязь стилистики с грамматикой, фонетикой, лексикологией, историей языка, литературоведением и другими науками. Способы подразделения стилистики.

 

ТЕМА 2. Лингвостилистика и литературоведческая стилистика. Текст как предмет изучения стилистики (2 часа).

Предмет исследования лингвостилистики и литературоведческой стилистики. Выразительные возможности языка. Стилистика и поэтика. Подразделение стилистики по уровням языка на лексическую, грамматическую и фонетическую стилистику.

Определение понятия "текст". Границы текста. Определение границ текста размером. Взаимоотношение текста и других единиц и уровней языка. Основные свойства и характеристики текста.

 

ТЕМА 3. Норма и отклонение от нормы. Типы выдвижения. Выразительные средства языка и стилистические приемы (2 часа).

Выразительные и изобразительные средства языка. Их новое истолкование с позиций современного состояния развития стилистики. Парадигматические и синтагматические языковые средства. Понятие "стилистический прием". Понятие "нормы" и "отклонения от нормы" с точки зрения стилистики. Транспозиция и ее стилистическая функция. Главные типы выдвижения (сцепление, конвергенция и обманутое ожидание), их характеристика.

 

ТЕМА 4. Тропы (2часа).

Тропы как лексические изобразительно-выразительные средства языка. Метафора, метонимия, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет. Классификация эпитетов и метафор. Характеристика основных тропов.

 

ТЕМА 5. Лексическая стилистика (2 часа).

Предмет изучения лексической стилистики. Слово как основная единица языка. Лексико-семантический вариант слова. Лексическое значение слова. Понятие валентности. Лексическая и грамматическая валентность. Денотативное и коннотативное значение слова, составляющие коннотации. Экспрессивность на уровне словообразования.

 

ТЕМА 6. Морфологическая стилистика. Стилистические возможности разных частей речи (2 часа).

Предмет изучения морфологической стилистики. Понятие транспозиции на уровне морфологии. Стилистический потенциал форм генитива и множественного числа существительных. Транспозиция лексико-грамматических разрядов существительных. Стилистические функции артикля. Стилистические функции личных, указательных и неопределенных местоимений. Стилистические особенности глагольных категорий. Наречия и их стилистическая функция. Способы усиления прилагательных.

 

 

ТЕМА 7. Синтаксическая стилистика (2 часа).

Предмет изучения синтаксической стилистики. Транспозиция на уровне синтаксиса. Инверсия. Средства синтаксической связи. Повторы, их функции и виды. Актуальное членение предложения. Тема-рематическая организация высказывания.

 

 

ТЕМА 8. Стилистическое использование фразеологии (2 часа).

Понятие фразеологической единицы. Отличие фразеологических единиц от слов. Структурная трансформация фразеологических единиц. Функции и стилистические особенности фразеологических единиц. Транспозиция на уровне фразеологии.

 

 

Планы семинарских и лабораторных занятий

СТИЛИСТИКА

Курс, 7 семестр

Семинар № 1.

Тема: Основные понятия стилистики.

Цель: Систематизировать знания основных понятий стилистики.

 

Ход занятия:

1. Предмет и задачи стилистики. Определение стилистики как отрасли лингвистики. Связь стилистики с другими науками.

2. Уровни организации формы и содержания текста.

3. Информация. Её виды. Применение теории информации к проблемам стилистики.

4. Квантование. Применение квантования при изучении текстов художественных произведений.

5. Основные характеристики текста (информативность, целостность, связность).

6. Охарактеризовать понятия "контекст", "интертекстуальность", "языковые синонимы".

 

Практическое задание:

1. На примере конкретного художественного текста проиллюстрируйте применение теории информации с точки зрения стилистики. Покажите роль квантования в понимании и интерпретации художественного произведения.

 

Литература:

1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Учебник. – М.: Высшая школа, 1977.

3. Ивашкин М.П. Практикум по стилистике английского языка. = A Manual of English Stylistics: учебное пособие / М.П. Ивашкин, В.В.Сдобников, А.В. Селяев. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005.

4. Косоножкина Л.В. Практическая стилистика английского языка: анализ художественного текста. - М.: 2004.

5. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. - М.: 2000.

6. Современный английский язык (слово и предложение): Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и ф-тов иностр. яз. - Иркутск, 1997.

7. Разинкина Н.М. Стилистика английского научного текста. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

 

 

Семинар № 2.

Тема: Выразительные и изобразительные средства языка.

Цель: Выявить стилистические особенности выразительных и изобразительных средств языка при анализе художественных произведений.

 

Ход занятия:

1. Выразительные средства языка. Их функции.

2. Изобразительные средства языка. Характеристика основных тропов:

·метафора

·метонимия

·гипербола/литота

·синекдоха

·олицетворение

·эпитеты (виды эпитетов).

3. Полуотмеченные структуры. Их функции.

4. Типы выдвижения. Функции типов выдвижения. Значение типов выдвижения при анализе текстов.

5. Теория образов:

·понятие и структура образа

·общие и частные функции образности в художественном произведении

6. Способы анализа художественного текста.

 

 

Практическое задание.

Проанализируйте произведение Э. Хемингуэя "Cat in the Rain", покажите систему образов, использованную в нем. Какие изобразительные и выразительные средства были использованы автором? Проиллюстрируйте примерами из произведения.

 

Литература:

1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Учебник. – М.: Высшая школа, 1977.

3. Ивашкин М.П. Практикум по стилистике английского языка. = A Manual of English Stylistics: учебное пособие / М.П. Ивашкин, В.В.Сдобников, А.В. Селяев. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005.

4. Косоножкина Л.В. Практическая стилистика английского языка: анализ художественного текста. - М.: 2004.

5. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. - М.: 2000.

6. Современный английский язык (слово и предложение): Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и ф-тов иностр. яз. - Иркутск, 1997.

7. Разинкина Н.М. Стилистика английского научного текста. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

 

Семинар № 3.

Тема: Лексическая стилистика.

Цель: Выявить семантические и синтаксические особенности слова в стилистическом аспекте.

 

Ход занятия:

1. Предмет и задачи изучения лексической стилистики.

2. Слово и его значение. Денотат и коннотат. Лексико-семантический вариант слова.

3. Экспрессивность на уровне словообразования.

4. Семантическая структура слова. Прямое и переносное значение слова. Проблема выбора слова в разных стилях речи.

5. Стилистическая функция многозначности слова.

6. Лексический анализ текста. Тематическая сетка.

 

Практическое задание.

1. Определите денотативный и коннотативный компоненты значений в следующих парах слов:

To conceal - to disguise, to choose - to select, to draw - to paint, money - cash, photograph - picture, odd - queer.

2. На каком лингвистическом явлении основаны следующие шутки? Какие стилистические средства использованы?

 

a) "Are your father and mother in?" asked the visitor of the small boy who opened the door.

"They was in," said the child, "but they is out".

"They was in. They was out. Where' s your grammar?"

"She's gone upstairs", said the boy, "for a nap."

 

b) "I got sick last night eating eggs".

" Too bad".

" No, only one".

 

c) Husband and wife were enjoying a quiet evening by their fireside, he deep in a book and she in a crossword puzzle. Suddenly she questioned him:

"Darling, what is a female sheep?"

" Ewe", he replied. His further explanation hardly soothed her.

 

Литература:

1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Учебник. – М.: Высшая школа, 1977.

3. Ивашкин М.П. Практикум по стилистике английского языка. = A Manual of English Stylistics: учебное пособие / М.П. Ивашкин, В.В.Сдобников, А.В. Селяев. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005.

4. Косоножкина Л.В. Практическая стилистика английского языка: анализ художественного текста. - М.: 2004.

5. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. - М.: 2000.

6. Современный английский язык (слово и предложение): Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и ф-тов иностр. яз. - Иркутск, 1997.

7. Разинкина Н.М. Стилистика английского научного текста. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

 

 

Семинар № 4.

Тема: Морфологическая стилистика.

Цель: Рассмотреть стилистические возможности разных частей речи.

 

Ход занятия:

1. Предмет и задачи изучения морфологической стилистики.

2. Раскройте значение термина "лексико-грамматический разряд слов".

3. Понятие транспозиции в морфологии. Транспозиция лексико-семантических разрядов существительных.

4. Стилистические функции артикля.

5. Личные, указательные и неопределенные местоимения как наиболее ярко стилистически окрашенные разряды местоимений.

6. Прилагательные и наречия. Их стилистическая функция.

7. Стилистические возможности глагольных категорий.

 

Практическое задание.

1. Прочитайте и переведите предложения. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова и какую стилистическую функцию они выполняют.

1. He paused a little before replying slowly. 2. Ten years after his famous experiment was performed. 3. His work began at eight and he went on working till midnight. He went to bed only when he finished it up. Too tired to work, too dulled to talk and simply vaguely satisfied that he had just managed to complete the minimum. 4. I'm sorry to bother you, but there is no one else I can turn to. 5. I think I shall be sorry to go to school. 6. Perhaps - and this is a big perhaps - these two notions of part-meaning can be identified with each other.7. The evil that men do lives after them; The good is oft interred with their bones. 8. The actual living is the worst part of a god holiday. 9. The wounded were taken to the nearest hospital. 10. Would you like another coffee? 11. Actually, I don't feel like another. 12. Gerald Barry, the then editor, assured me that the door would always remain ajar for me.

 

Литература:

1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Учебник. – М.: Высшая школа, 1977.

3. Ивашкин М.П. Практикум по стилистике английского языка. = A Manual of English Stylistics: учебное пособие / М.П. Ивашкин, В.В.Сдобников, А.В. Селяев. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005.

4. Косоножкина Л.В. Практическая стилистика английского языка: анализ художественного текста. - М.: 2004.

5. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. - М.: 2000.

6. Современный английский язык (слово и предложение): Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и ф-тов иностр. яз. - Иркутск, 1997.

7. Разинкина Н.М. Стилистика английского научного текста. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

8. R.Side, G.Wellman Grammar and Vocabulary for Cambridge Advanced and Proficiency.- Longman, 2003.

 

 

Семинар № 5.

Тема: Синтаксическая стилистика.

Цель: Рассмотреть стилистический эффект синтаксических конструкций с традиционным и переосмысленным использованием синтаксических связей.

 

Ход занятия:

1. Предмет изучения синтаксической стилистики.

2. Явление транспозиции в синтаксисе. Стилистический эффект транспозиции синтаксических структур.

3. Средства синтаксической связи.

4. Стилистические функции компрессии. Синтаксическая конвергенция.

5. Актуальное членение предложения. В чем заключается основное различие между актуальным членением предложения и его грамматическим членением?

6. Стилистическая значимость актуального членения предложения. Тема-рематическая организация высказывания.

7. Раскройте значение термина "сверхфразовое единство". Соотношение сверхфразового единства и абзаца.

 

Практическое задание.

1. Определите грамматическое и актуальное членение следующих предложений. Какую стилистическую функцию выполняет актуальное членение?

1.I've never actually seen Edward playing golf.

2.I've never actually seen Edward playing golf.

3.I've never actually seen Edward playing golf.

4.I've never actually seen Edward playing golf.

5.I've never actually seen Edward playing golf.

6 .I've never actually seen Edward playing golf.

2. Приведите примеры транспозиции синтаксических структур. Для анализа можете использовать тексты из учебного пособия Косоножкиной Л.В. Практическая стилистика английского языка.

 

Литература:

1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Учебник. – М.: Высшая школа, 1977.

3. Ивашкин М.П. Практикум по стилистике английского языка. = A Manual of English Stylistics: учебное пособие / М.П. Ивашкин, В.В.Сдобников, А.В. Селяев. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005.

4. Косоножкина Л.В. Практическая стилистика английского языка: анализ художественного текста. - М.: 2004.

5. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. - М.: 2000.

6. Современный английский язык (слово и предложение): Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и ф-тов иностр. яз. - Иркутск, 1997.

7. Разинкина Н.М. Стилистика английского научного текста. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

Семинар № 6.

Тема: Графические средства стилистики.

Цель: Выявить роль графических средств стилистики в композиционной и идейно-тематической организации художественного произведения.

 

Ход занятия:

1. Взаимодействие графики и звучания. Раскройте значение термина "граффон".

2. Роль пунктуации в организации художественного произведения. Отсутствие знаков препинания.

3. Модели сегментации текста:

·макросегментация

·микросегментация

·заголовок и подзаголовок

·вводный абзац

4. Отсутствие сегментации текста. Значащее отсутствие фрагмента текста.

5. Роль графической образности.

 

Практическое задание.

1. Прочитайте и переведите рассказ, сделайте стилистический анализ. Обратите внимание на графические средства стилистики, использованные автором. Какую роль они играют в организации произведения?

 

If the Earth

were a few feet in diameter,

floating a few feet above a field somewhere,

people would come from everywhere to marvel

at it. People would walk around it marveling at its

big pools of water, its little pools and the water flowing

between. People would marvel at the bumps on it and the

holes in it. They would marvel at the very thin layer of gas

surrounding it and the water suspended in the gas. The people

would marvel at all the creatures walking around the surface of

the ball and at the creatures in the water. The people would

declare it as sacred because it was the only one, and they would

protect it so that it would not be hurt. The ball would be the

greatest wonder known, and people would come to pray to

it, to be healed, to gain knowledge, to know beauty and to

wonder how it could be. People would love it and defend

it with their lives because they would somehow

know that their lives could be nothing

without it. If the Earth were

a few feet in diameter.

Joe Miller

 

 

Литература:

1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. - М.: 2000.

3. Косоножкина Л.В. Практическая стилистика английского языка: анализ художественного текста. - М.: 2004.

4. Разинкина Н.М. Стилистика английского научного текста. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

5. Современный английский язык (слово и предложение): Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и ф-тов иностр. яз. - Иркутск, 1997.

6. Leo Jones. New Progress to Proficiency.- Cambridge University Press, 2004.

 

Семинар № 7.

Тема: Функциональная стилистика.

Цель: Выявить принципы отбора лексических средств в зависимости от функционального стиля.

 

Ход занятия:

1. Предмет изучения функциональной стилистики.

2. Охарактеризовать понятия "языковая система", "функциональный стиль", "индивидуальная речь".

3. Зависимость стилистической окраски слова от контекста.

4. Использование функционально окрашенной лексики в литературе.

5. Стилистическая функция просторечия и диалекта.

6. Поэтический стиль и особая лексика, используемая в нем.

7. Научный стиль.

8. Газетный стиль.

9. Разговорный стиль.

 

Практическое задание.

1. Разбейтесь на группы и подготовьте сообщения на тему: "Стилистические особенности функциональных стилей". Свое сообщение проиллюстрируйте примерами из литературных произведений.

 

Литература:

1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Учебник. – М.: Высшая школа, 1977.

3. Ивашкин М.П. Практикум по стилистике английского языка. = A Manual of English Stylistics: учебное пособие / М.П. Ивашкин, В.В.Сдобников, А.В. Селяев. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005.

4. Косоножкина Л.В. Практическая стилистика английского языка: анализ художественного текста. - М.: 2004.

5. Разинкина Н.М. Стилистика английского научного текста. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

6. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. - М.: 2000.

7. Современный английский язык (слово и предложение): Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и ф-тов иностр. яз. - Иркутск, 1997.

 

Семинар № 8.

Тема: Фонетическая стилистика. Стилистическое использование фразеологии.

Цель: 1. Выявить стилистические особенности фонетических стилистических средств.

2. Изучить стилистический потенциал фразеологических единиц.

 

Ход занятия:

1. Предмет изучения фонетической стилистики.

2. Исполнительские фонетические средства.

3. Авторские фонетические средства.

4. Стилистическая функция ритма и рифмы.

5. Отличие фразеологической единицы от слова.

6. Структурная трансформация фразеологических единиц. Способы структурной трансформации фразеологических единиц.

 

Практическое задание.

1. Проанализировать стихотворение, написанное на английском языке. Стихотворение можно взять любое на выбор. Выявить фонетические средства, использованные автором. Какую стилистическую функцию они выполняют?

 

Литература:

1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Аракин В.Д. Практический курс английского языка. 3 курс. - М.: ВЛАДОС, 1999.

3. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Учебник. – М.: Высшая школа, 1977.

4. Ивашкин М.П. Практикум по стилистике английского языка. = A Manual of English Stylistics: учебное пособие / М.П. Ивашкин, В.В.Сдобников, А.В. Селяев. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005.

5. Косоножкина Л.В. Практическая стилистика английского языка: анализ художественного текста. - М.: 2004.

6. Разинкина Н.М. Стилистика английского научного текста. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

7. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. - М.: 2000.

8. Современный английский язык (слово и предложение): Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и ф-тов иностр. яз. - Иркутск, 1997.

 

 

 

Лабораторная работа №1-2.

Тема: Тропы.

Цель: Изучить стилистические возможности и функции тропов в художественных текстах.

 

Ход занятия:

1. Изучить литературу по теме лабораторной работы.

2. Проанализируйте теоретическую информацию из учебного пособия М.П.Ивашкина Практикум по стилистике английского языка (с. 3-13). Назовите принципы классификации тропов и фигур речи, дайте их краткую характеристику.

3. Выполните упражнения №1-7 (с.13-20) из учебного пособия М.П.Ивашкина Практикум по стилистике английского языка. Выявите типы тропов и фигур речи в представленных примерах и назовите функции, которые они выполняют.

 

 

Литература:

1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Учебник. – М.: Высшая школа, 1981.

3. Ивашкин М.П. Практикум по стилистике английского языка. = A Manual of English Stylistics: учебное пособие / М.П. Ивашкин, В.В.Сдобников, А.В. Селяев. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005.

4. Косоножкина Л.В. Практическая стилистика английского языка: анализ художественного текста. - М.: 2004.

5. Разинкина Н.М. Стилистика английского научного текста. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

6. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. - М.: 2003.

7. Современный английский язык (слово и предложение): Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и ф-тов иностр. яз. - Иркутск, 1997.

 

 

Лабораторная работа №3.

Тема: Морфологическая стилистика.

Цель: Изучить стилистические возможности разных частей речи.

 

Ход занятия:

1. Изучить литературу по теме лабораторной работы.

2. Проанализируйте теоретическую информацию из учебного пособия М.П.Ивашкина Практикум по стилистике английского языка (с. 22-28). Объясните, на какие классы делятся все части речи с точки зрения стилистики, дайте характеристику этих классов.

3. Выполните упражнения №1 -10 (с.28-36) из учебного пособия М.П.Ивашкина Практикум по стилистике английского языка. Выявите функции, которые выполнят различные части речи в зависимости от их стилистической окраски.

 

Литература:

1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Учебник. – М.: Высшая школа, 1977.

3. Ивашкин М.П. Практикум по стилистике английского языка. = A Manual of English Stylistics: учебное пособие / М.П. Ивашкин, В.В.Сдобников, А.В. Селяев. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005.

4. Косоножкина Л.В. Практическая стилистика английского языка: анализ художественного текста. - М.: 2004.

5. Разинкина Н.М. Стилистика английского научного текста. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

6. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. - М.: 2003.

7. Современный английский язык (слово и предложение): Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и ф-тов иностр. яз. - Иркутск, 1997.

 

 

Лабораторная работа №4.

Тема: Фонетическая стилистика.

Цель: Изучить стилистические возможности авторских фонетических средств.

 

Ход занятия:

1. Изучить литературу по теме лабораторной работы.

2. Охарактеризуйте звукопись, аллитерацию и ассонанс, назовите функции, которые выполняют данные фонетические средства в произведениях.

3. Проанализируйте стихотворение Р. Киплинга «Boots» и стихотворение Э.По «The Raven», выявите фонетические стилистические средства, использованные автором, укажите их функции. Свои ответы подтвердите примерами из стихотворений.

 

Литература:

1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Учебник. – М.: Высшая школа, 1977.

3. Ивашкин М.П. Практикум по стилистике английского языка. = A Manual of English Stylistics: учебное пособие / М.П. Ивашкин, В.В.Сдобников, А.В. Селяев. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005.

4. Косоножкина Л.В. Практическая стилистика английского языка: анализ художественного текста. - М.: 2004.

5. Разинкина Н.М. Стилистика английского научного текста. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

6. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. - М.: 2000.

7. Современный английский язык (слово и предложение): Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и ф-тов иностр. яз. - Иркутск, 1997.

 

Лабораторная работа №5.

Тема: Синтаксическая стилистика.

Цель: Изучить выразительные средства синтаксиса и их стилистические функции.

 

Ход занятия:

1. Изучить литературу по теме лабораторной работы.

2. Проанализируйте теоретическую информацию из учебного пособия М.П.Ивашкина Практикум по стилистике английского языка (с. 38-45).Объясните, на какие группы делятся выразительные средства синтаксиса и какие функции они выполняют.

3. Выполните упражнения №1-6 (с.46-53) из учебного пособия М.П.Ивашкина. Выделите функции, которые выполняют синтаксические выразительные средства.

4. Подготовьте сообщения по темам: «Синтаксические элементы устной разговорной речи», «Синтаксические элементы письменной литературно-книжной речи».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...