Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы определения сплоченности коллективов




 

Значимыми показателями деятельности коллектива являются его социально-психологический климат (СПК) и уровень сплоченности работников.

Сплоченность коллектива представляет собой ценностно ориентированное единство, которое определяется по степени совпадения мнений членов группы в отношении наиболее значимых для нее объектов [16]. При сближении оценок в отношении профессиональной деятельности происходит увеличение количества коммуникативных связей и эмоциональной привязанности людей друг к другу.

На сплоченность коллектива позитивно влияют:

• похожесть ценностных ориентации у членов группы, поскольку людям приятнее общаться с теми, кто думает и относится к ценностям примерно одинаково;

• совпадение целей отдельных личностей и группы в целом, что позволяет работникам решать свои материальные, социальные и другие цели, выполняя поставленные производственные задачи;

• высокий уровень организационной культуры предприятия, грамотное управление коллективом со стороны руководства, принятые нормы совместной деятельности. Негативно влияют на сплоченность коллектива:

• низкий уровень организационной культуры;

• плохая организация труда, нечеткость распределения прав и обязанностей у членов коллектива;

• психологическая несовместимость отдельных работников.

В некоторых группах, не достигших уровня зрелости коллектива, сплоченность подменяется групповыми нормами или единомыслием, направленным на выживание данной группы, что приводит к появлению группового эгоизма. Внешняя среда воспринимается членами группами как агрессивная, угрожающая факту существования данной группы. Такое положение может привести к невосприятию критических замечаний по отношению к отдельным членам группы или группы в целом. Групповой эгоизм может проявиться при наличии внешнего сильного врага или другого фактора, сближающего интереса различных людей.

Пример. Объединение одной группы жильцов дома против другой ее группы, которая собралась построить гараж рядом с домом, что может, по мнению первой группы, ухудшить экологию данного микрорайона, двора. Возникает конфликт между двумя группами жильцов, причем иногда затяжной и достаточно сильный.

Социально-психологический климат (СПК) характеризует преобладающий в коллективе, относительно устойчивый психологический настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности.

СПК определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем другим формам жизнедеятельности (быту, досугу) на основании индивидуальных, личностных ценностных ориентации [16].

Б.Такмен [13] предложил двухфакторную модель, оценивающую уровень сплоченности коллектива, его социально-психологический климат в зависимости от: деловой активности членов коллектива и тональности межличностных отношений (см. рис. 4.3).

Данная модель описывает состояние СПК. Для определения степени сплоченности группы воспользуемся тестом, вопросы которого приведены в табл. 4.4. (в конце главы), графическая интерпретация результатов теста позволяет построить «Психологический климатический круг» [8]. Тест дает возможность выявить картину психологического настроения коллектива подразделения и изобразить это графически. Однако данный метод не позволяет выявить неформального лидера коллектива и определить уровень предпочтений сотрудников в коллективе.

Рис. 4.3. Виды социально -психологического климата коллектива.

По результатам ответов определяется область, характеризующая настроение коллектива, предрасположенность коллектива к конфликту на момент проведения тестирования, что позволяет руководителю выбрать наиболее адекватное воздействие на коллектив.

Так, область l — зона круга, которая означает, что в коллективе преобладают активные доброжелательные отношения

Зона Π — в коллективе существует напряженность, неудовлетворенность в отношениях, тревожность.

Зона Ш подчеркивает неудовлетворенность и уныние в коллективе.

Зона IV означает пассивность, благодушие, умиротворение в коллективе.

По результатам ответов на вопросы теста определяются два показателя: активности и тональности отношений в данном коллективе. Показатель «активности» определяется как алгебраическая сумма ответов по вопросам 1-5 таблицы теста, откладывается по оси «Υ»; показатель «тональности отношений» определяется как алгебраическая сумма ответов по вопросам 6-10, откладывается по оси «X» (см. рис. 4.4.).

Рис. 4.4. Климатическийкругпорезультатамтестирования.

Для более четкого определения степени сплоченности группы, ее неформального лидера, отношений членов коллектива друг к другу существует более точный, но и более трудоемкий метод — социометрия.

Метод определения сплоченности коллектива и неформального лидера

Психологическая теория общества, социометрия, была разработана американским социальным психологом Джекобом Леей Морено (1892 - 1974 гг.), для объяснения множества сторон социальной жизни общества (экономических, политических) при помощи измерения состояния эмоциональных отношений между людьми.

Изучая процессы в малой группе, отражающие неформальную микроструктуру общества, Морено показал, что психологическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений. Для выявления скрытой от внешнего наблюдателя структуры этих отношений, определяющейся эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжением и отталкиванием, был предложен социально-психологический тест как инструмент измерения этих отношений. В результате социометрической процедуры составляются социометрические матрицы, вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности, выявляются неформальные лидеры коллективов [9].

Социометрическая процедура

1. Постановка задачи. Определяются цель и задачи исследования: выявление неформального лидера, распределение работ в подгруппе, назначение нового руководителя, формирование рабочих группы для выполнения заданий и т.д.

2. Выбор объекта измерения: группа в целом, отдельные подгруппы.

3. Определение самой процедуры проведения исследования: 3.1. Непараметрическая процедура — каждый испытуемый отвечает на вопросы карточки без ограничения количества выборов. Пример такой карточки см. табл.4.1.

Таблица 4.1. Пример социометрической карточки при непараметрической процедуре.

Если в группе, например, 10 человек, то каждый оценивает 9 своих коллег, т.е. теоретическое максимальное число выборов равно 9.

Если в группе насчитывается больше 10 человек, то количество выборов становится слишком большим, требуется машинная обработка результатов.

Данная процедура имеет недостатки: а) полная анонимность отсутствует, поскольку иначе нельзя подвести общие итоги и сама постановка вопроса часто воспринимается болезненно в коллективах и может создать конфликтную ситуацию; б) появляется большая вероятность случайного выбора: выбирают всех или отвергают всех; в) дают заведомо ложные ответы, прикрываясь лояльностью к окружающим и к экспериментатору. 3.2. Параметрическая процедура, т.е. с ограниченным числом выборов. Испытуемому предлагается сделать строго ограниченное число выборов из всех членов данного коллектива, например, 5 из 25 человек.

Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрическое ограничение» или «лимит выбора».

В этом случае карточка может выглядеть следующим образом (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2. Пример социометрической карточки при параметрической процедуре.

Считается, что введение ограничения на количество выборов повышает надежность социометрических данных и облегчает обработку.

4. Обработка полученных данных. По результатам проведенных опросов (анкетирования) составляется социометрическая матрица (см. табл.4.3).

Рассмотрим применение данного метода на условном примере.

В подразделении организации работает четыре человека. Перед новым руководителем подразделения поставлена задача: выявить неформальную структуру коллектива, неформальных лидеров, определить наиболее рациональное распределение совместно выполняемых работ. Руководитель подразделения решил воспользоваться услугами службы управления персоналом, которая согласилась провести социометрическое исследование в коллективе. Была составлена социометрическая карточка для непараметрической процедуры, согласованы характер задаваемых вопросов, время и порядок проведения обследования. Результаты обработки полученных данных приведены в табл. 4.3. Выводы по таблице: 1. Наибольшее число положительных выборов (3 по работе и 2 по досугу) набрал Гусев, таким образом, в данной группе он — неформальный лидер и по работе, и по общению ϊ неформальной обстановке, что предполагает необходимость учета его мнения при руководстве данной группой.

2. Наибольшее число отрицательных выборов (3 по работе и 2 по досугу) набрал Дедов, что свидетельствует о некоторой его изоляции в данном коллективе. Руководителю необходимо продумать изменение структуры коллектива и перевода Дедова в другую группу либо учитывать данный факт при распределении совместных работ.

3. При распределении работ одну и ту же задачу нежелательно поручать Дедову и Махову из-за их взаимной неприязни. Хорошие пары составляют Бажов и Гусев, а также Гусев и Махов, кроме того, сработаются Бажов и Махов.

4. Равное количество положительных и отрицательных выборов по горизонтали свидетельствует о равновесии в данном коллективе, но при наличии источника потенциальных конфликтов (Дедова) это равновесие легко может сместиться в сторону повышения конфликтное™ в коллективе.

 

Таблица 4. 3. Пример социометрической матрицы (ответы сразу по двум вопросам).

Для большей наглядности данные обследования можно представить в графическом виде, в виде социограммы.

Пример социограммы по данной таблице (см. рис.4.5.).

Социограмма — схематическое изображение выборов испытуемых при ответах на вопросы. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов коллектива, затем взаимных пар, группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга, наиболее часто в социометрических измерениях встречаются группировки по два - три человека, реже — по 4 и более лиц.

Рис. 4.5. Социограммы для рассматриваемого примера.

Социометрическая методика проводится групповым методом, т.е. анкетирование проводится всей группой в целом и сразу, не требует больших временных затрат. Она достаточно полезна в прикладном плане по совершенствованию отношений в коллективе. Но не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов групп, а в более глубоких источниках.

 

Краткое содержание

 

Коллектив, как и личность, имеет свои законы развития. Высокоразвитый коллектив может добиться значительно больших успехов, чем отдельная личность, даже самая одаренная. На этом основан эффект «синергии», когда сумма слагаемых намного превосходит возможности отдельных исполнителей.

Вместе с тем любой коллектив формирует свои нормы поведения, соблюдение которых является обязательным условием принадлежности к данному коллективу.

Коллектив выполняет определенные функции по отношению к отдельной личности: сопринадлежность к группе, получение поддержки и оценки; социализация; саморазвитие (самореализация) личности, получение информации и обмен мнениями.

В соответствии с тем, как создаются коллективы, они делятся на формальные и неформальные. Формальные коллективы создаются по воле руководства для организации производственного процесса. Неформальные коллективы (группы) создаются по воле самих работающих на основе взаимных симпатий, дружеских отношений, для достижения какой-то определенной цели. Некоторые такие группы могут быть организованы из людей, объединенных недовольством руководителем.

Наряду с рядом преимуществ, которые неформальные группы обеспечивают при управлении коллективами, их существование создает известные сложности в управлении организациями: снижение эффективности труда; распространение ложных слухов (выгодных с точки зрения одной из неформальных групп); возникновение тенденции к сопротивлению переменам (нарушение равновесия в неформальных коллективах); требование подчинения групповым нормам.

Зависимость личности от группы вынуждает искать индивида подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми иди непривычными эталоны (конформизм). Особой разновидностью этой зависимости является нонконформизм — стремление во что бы то ни стало поступить вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

В процессе существования коллективы проходят несколько этапов: первичного синтеза; дифференциации; интеграции; стабилизации или распада, каждый из которых характеризуется различной степенью конфликтное™, Конфликты в коллективах появляются преимущественно на стадиях первичного синтеза, дифференциации и распада на стадии интеграции конфликты крайне редки.

Основными причинами появления конфликтов в коллективах являются следующие: несовпадение личных и групповых целей; борьба за власть между неформальными группами, за влияние на официального руководителя; нарушение принятых групповых норм поведения кем-либо из членов коллектива.

Для определения сплоченности коллектива и его социально-психологического климата применяют различные методы и тесты. Наиболее известными являются: социометрия, построение психологического круга коллектива.

Ключевые слова

 

Группа — ограниченная по численности общность людей, выделяемая из социального целого на основании определенных признаков (совместной деятельности, идентичности обстоятельств и пр.).

Коллектив (от лат. collectivus — сборный) — социальная организация, для которой характерна совместная социально-значимая деятельность.

Групповые нормы (от лат. norma — руководящее начало, точное предписание, образец) — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой группой (коллективом).

Конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость личности реальному или воображаемому давлению группы.

Синергия (синергизм) (от греч. synergia — сотрудничество, содружество) — совместное действие индивидов, при котором результат намного превосходит совокупную возможность отдельных ее исполнителей.

Групповой эгоизм — ценностная ориентация группы, которая характеризуется преобладанием групповых интересов и потребностей безотносительно к интересам других групп.

Сплоченность коллектива — ценностноориентированное единство, которое определяется по степени совпадения мнений членов группы в отношении наиболее значимых для нее объектов.

Вопросы для повторения

1. Что может дать коллектив личности в случае развития конфликта?

2. В чем сила и слабость неформальных коллективов при управлении»?

3. Как желательно вести себя руководителю, чтобы при переходе из одной стадии развития коллектива в следующую избежать конфликтных ситуаций?

4. Как формируются групповые нормы поведения в вашей организации и каково их влияние на конфликты в коллективе?

5. Каковы основные характеристики каждой стадии развития коллектива?

6. При каких условиях создается формальный коллектив в виде «Рабочей группы»?

7. В чем состоят условия эффективного существования неформальных групп в коллективах?

8. Чем отличается влияние неформального лидера на коллектив от формального руководителя?

9. Какова роль неформального лидера в процессе формирования малых групп?

10. Какие факторы влияют на возникновение конфликтов в коллективах?

Практическая ситуация

Фирма «Полюс»

Небольшая компания по продаже автомобилей имеет несколько торговых площадок в разных регионах Москвы. На одной из таких площадок работает коллектив из 35 человек, большая часть которых — продавцы. Коллектив сплочен, дружен, в нем широко используются неформальные контакты, иногда переходящие в панибратские отношения. Продавцы часто подменяют друг друга, не ставя руководство в известность, используется «скользящий» график работы. Такой режим работы создает определенные сложности для отдела кадров при ведении табельного учета, учета отработанного времени.

Все работники — специалисты высокой квалификации, «гении продаж», у каждого есть свои подходы к клиентам.

Терехов — «клоун-весельчак», может найти язык с любым молодым человеком (до 30 лет), придерживается свободного образа жизни.

Васильев — «педант», запросто общается с самыми дотошными и занудливыми клиентами, поскольку спокоен и доброжелателен.

Павленко лучше всех умеет продавать машины покупательницам-женщинам.

Бекетов — «ас продаж», может работать с любым клиентом, и редко когда клиенты уходили от него без покупки.

Этот коллектив, применяя свои нестандартные приемы продаж и подходы к работе, обеспечивал самый высокий уровень продаж среди всех площадок фирмы.

Неожиданно в этом коллективе происходит кража. Сомнений нет — кто-то из своих.

Руководство компании, разобравшись с ситуацией, выявило виновного (им оказался новенький продавец), уволило руководителя площадки, который придерживался либерального стиля управления. Остро встал вопрос о новом руководителе. Бекетов, которому предложили эту должность, отказался, мотивируя свой отказ тем, что его «стихия - продажи», а не возня с бумажками.

Руководство фирмы решило подобрать более жесткого руководителя, с тем, чтобы ввести работу площадки в организационные рамки, убрать панибратство, повысить дисциплину. Руководителем был назначен Завадский.

Завадский — хороший специалист, менеджер по продажам со стажем работы, имеет навыки руководящей работы, но он «со стороны».

В работе Завадский придерживается формальных правил, наводит порядок с дисциплиной, рабочим расписанием, пытается внедрить приемы продаж, принятые во всем мире, но которые не использовались данным коллективом, не поощряет неформальные контакты.

Бекетов стал отстаивать приемы, используемые данным коллективом продавцов, на что Завадский пригрозил ему увольнением.

Новый начальник не стал посещать традиционно устраиваемые «торжества», утверждая, что ему не нравятся шумные сборища.

Коллектив начинает лихорадить, социально-психологический климат испортился, работа ухудшилась.

Через два месяца Завадский допустил ошибку, причиной которой было отсутствие опыта работы на данном месте. Любой опытный продавец мог бы указать на возможность ошибки заранее (по крайней мере, Бекетов), но все молчали и тихо посмеивались. Когда Завадский узнал об этом, он пошел к вышестоящему начальству, обвинил Бекетова и потребовал его увольнения.

 

Вопросы по ситуации:

 

1. Что послужило истинной причиной сложившейся ситуации?

2. Какие нормы, принятые в коллективе, были нарушены Завадским?

3. Кто и как может разрешить создавшуюся ситуацию, чтобы коллектив площадки по-прежнему приносил самую большую прибыль фирме?

Литература по главе

1. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1988.

2. Вудкок M., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. — М.: Дело, 1991.

3. Донченко Ε.Α., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. — Киев: Политиздат, 1989, 4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

5. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика, 1990.

6. Кабаченко Т.С. Психология управления. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

7. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999.

8. Ладанов И. Д. Руководитель в трудовом коллективе M.: AHX, 1989.

9. Лучшие психологические тесты. 1 Пер. с англ. Е.А.Дружининой.—Харьков, 1994.

10. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997.

11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1994.

12. Обозов H.H. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.

13. Петрушин В.И. Психология менеджмента. Учебное пособие для колледжей. — М.: Институт практической психологии,1996.

14. Питере Т., Уотерман В. В поисках эффективного

управления: опыт лучших компаний. — М.: Прогресс, 1986.

15. Собчик Л.Н Диагностика межличностных отношений.—М.-.МКЦ, 1990.

16. Шуванов В.И. Социальные аспекты менеджмента. — М.:Изд-воМГУК, 1996.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...