Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этапы финансовой политики




Тактич. задачи

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

 

Задачами финансовой политики является:

обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

 

Локальные задачи финансового менеджмента:

формирование финансовых ресурсов в объеме, достаточном для текущего и перспективного развития предприятия;

обеспечение рационального использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия (корпорации);

оптимизация денежных потоков (притока и оттока денег) в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности;

получение приемлемого объема операционной прибыли (прибыли от продаж) при задаваемом уровне коммерческого риска;

достижение минимального уровня коммерческого риска для получения приемлемого объема прибыли;

обеспечение достаточной финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе его развития;

повышение стоимости компании за счет роста рыночной цены ее акций на организованном фондовом рынке;

достижение финансовой гибкости предприятия как его способности быстро генерировать необходимый объем денежных средств при неожиданном появлении высокоэффективных финансовых предложений или новых возможностях экономического роста.

Стратегические цели

Единство важнейших звеньев определяет содержание финансовой политики, стратегическими целями которой являются:

максимизация прибыли как источника экономического роста;

оптимизация стоимости и структуры капитала;

обеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности;

достижение финансовой открытости для собственников (акционеров), инвесторов, кредиторов и других контрагентов;

использование рыночных методов привлечения капитала с помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг, финансовой аренды (лизинга), проектного финансирования;

разработка эффективного механизма на основе диагностики финансового состояния и прогнозирования объема продаж, прибыли и других параметров с учетом постановки стратегических целей и путей их достижения, адекватных рыночным условиям.

 

Стратегия и тактика

Финансовая стратегия — это совокупность ключевых целей и основных способов их достижения. Стратегией нельзя считать простое определение желаемых целей и возможных способов реализации. Она должна отражать реальные возможности развития предприятия. Поэтому стратегия выражает реакцию на объективные внутренние и внешние условия его деятельности.

 

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия.

 

В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития хозяйственно-финансовой деятельности, намечают концепцию формирования и использования ресурсного потенциала, определяют принципы финансовых отношений предприятия с государством (налоговая, ценовая и учетная политика) и контрагентами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и т. д.).

 

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов (менеджеров), аналитиков и экспертов для мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение поставленных целей.

 

В рамках стратегии определяют конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимают текущие управленческие решения.

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии предприятия относят:

анализ и оценку финансово-экономического состояния;

разработку учетной и налоговой политики;

финансовое планирование;

управление основным капиталом;

амортизационную политику;

управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью;

управление заемными средствами;

управление текущими издержками, сбытом продукции, доходами и прибылью;

финансовую логистику (управление закупками);

ценовую политику;

выбор дивидендной и инвестиционной политики;

оценку достижений предприятия и его рыночной стоимости.

 

Выбор стратегии не гарантирует получения проектируемого эффекта (дохода) вследствие влияния внешних факторов, в частности состояния товарного и финансового рынков, налоговой, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики государства. Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров деятельности предприятия: объема продаж, прибыли, рентабельности, финансовой устойчивости, платежеспособности и др.

 

Финансовая тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (фирмами). При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на товары, услуги и капитал).

 

Финансовую политику предприятия можно еще охарактери-зовать как определенный алгоритм действий для достижения глав-ной цели предприятия, который предполагает реализацию после-довательных этапов и включает различные инструменты и меха-низмы.

Этапы финансовой политики

Содержание финансовой политики многогранно и имеет сле-дующие этапы:

 

1. Определение стратегических направлений развития.

 

2. Планирование:

стратегическое;

оперативное;

бюджетное.

 

3. Разработка оптимальной концепции управления:

капиталом;

активами;

денежными потоками;

ценами;

* издержками.

 

4. Контроль:

* проверка выполнения планов;

* сравнительный анализ;

ревизии;

аудит.

 

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и крат-косрочные. Наиболее существенное различие состоит во времен-ных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как пра-вило, больше года. Например, стратегическое планирование пред-полагает решение по закупке оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производствен-ные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, син-хронизирует денежные потоки и т.д.

 

Финансовая политика учитывает многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных за-дач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанав-ливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.

 

Разработку и реализацию финансовой политики нужно по-стоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

 

 

 

Финансовая политика -- основа процесса управления финан-сами предприятия. Ее главные направления определяют учреди-тели, собственники, акционеры предприятия. Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.

 

Реализуют финансовую политику на предприятиях по-разно-му. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов пред-приятия.

 

Субъектами управления на малых предприятиях могут высту-пать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предпо-лагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экс-пертов и консультантов.

 

На средних предприятиях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и сред-несрочное распределение прибыли) принимает генеральная ди-рекция фирмы.

 

В крупных компаниях есть возможность расширить организа-ционную структуру, кадровый состав и достаточно четко диффе-ренцировать полномочия и ответственность между:

 

информационными органами: юридическая, налоговая, бух-галтерская и другие службы;

финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюд-жетирования и т.д.;

 

контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

 

Ответственным за постановку проблем финансового характе-ра, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, он является лишь советником высшего управлен-ческого персонала.

 

На крупных предприятиях структура разработки и реализа-ции финансовой, политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализован-ной структуры финансовая деятельность остается жесткой в стра-тегических направлениях развития.

 

Основные объекты управления имеют следующие направле-ния:

 

1. Управление капиталом:

 

определение обшей потребности в капитале;

оптимизация структуры капитала;

минимизация цены капитала;

обеспечение эффективного использования капитала.

 

2. Дивидендная политика:

 

определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией.

 

3. Управление активами:

определение потребности в активах;

оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;

обеспечение ликвидности активов;

ускорение цикла оборота активов;

выбор эффективных форм и источников финансирования активов.

 

4. Управление текущими издержками:

 

* CVP-анализ;

минимизация издержек;

нормирование затрат;

оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.