Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.4 Запятая как знак выделяющий




 

46. Запятая как знак выделяющий может служить

а) для указания на тип предложения по цели высказывания

б) для обозначения границ синтаксической конструкции, которая вводится в предложение для дополнения, пояснения его членов

в) для указания на эмоциональный характер предложения

г) для перечисления однородных членов

47. К выделяющим знакам относится:

а) восклицательный знак

б) знак двоеточие

в) знак скобки

г) знак многоточие

48. Запятая как знак выделяющий может служить

а) для оформления обращения

б) для оформления предложений в тексте

в) для оформления однородных членов

г) для оформления прямой речи

49. Запятая как знак выделяющий отсутствует в предложении

а) Даже мёд, если его принимать как лекарство, кажется горьким.

б) За весной, красой природы, лето красное придёт.

в) В степи, на равнине открытой, курган одиноко стоит.

г) Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем.

 

50. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложении

а) Сыпь ты _ черёмуха_ снегом, пойте вы_ птахи, в лесу.

б) Чертопханов ударил лошадь ногайкой по морде и поскакал _ сломя голову.

в) Все предметы_ в особенности ветки деревьев и углы зданий_ удивительно рельефно выделялись на смугло-розовом_ темнеющем небе.

г) Авилов_ нехотя_ доплёлся до ворот.

51. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложении

а) Распахни мне объятья твои_ густолистый _ развесистый клён_ чтоб в лицо и горячую грудь хлынул вздох твой студёной волной.

б) Смешно сказать_ более часа мы проплутали в знакомом лесу _ и вернулись, как говорится _ с пустыми корзинами.

в) Мы ехали _ не останавливаясь_ по белой равнине.

г) Толя Орлов_ по прозвищу Гром гремит_ лучший друг Володи и круглый сирота_ сидел на табурете возле кровати.

52. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

а) Мы были, по словам охотника, первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.

б) Виктор Быстров, молодой инженер, сослуживец Николая Николаевича и его приятель, встретил их необычайной новостью.

в) Он сидел, как каменный, не слыша ни ровного шума сосен, ни уханья филина.

г) Опечаленный, вернулся я домой и засунул браунинг на прежнее место.

53. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

а) Однажды во время утреннего осмотра шеф госпиталя, назовём его Василием Васильевичем натолкнулся на две койки, стоявшие рядом на лестничной клетке третьего этажа.

б) Не шевелясь, он весь напружинился, готовый сделать прыжок в чащу.

в) Вопреки правилам школы, строжайше запрещавшим пребывание в спальне днём, он лежал в ботинках на кровати, заломив под голову руки, и ни дежурный, ни командир, знавшие о его горе, не решались сделать ему замечание.

г) Утомлённые ночлегом, шли бойцы из всех берлог греться бегом, мыться снегом, снегом жёстким, как песок.

 

54. Знаки препинания расставлены неправильно

а) Там, ниже, мох тощий, кустарник седой.

б) Кольчатый тюлень, или нерпа, относится к числу ластоногих.

в) Все лето исключая конечно непогожие дни я прожил в саду.

г) Тихо, с боязнью, она говорила ему что-то странное.

 

55. Знаки препинания расставлены неправильно

а) Вошла молодая, лет семнадцати, девушка.

б) Внизу, в тени, шумел Дунай.

в) На хуторе, в трех верстах от деревушки Соломенной, разведчики оставили лошадей и пошли пешком.

г) Все государство за исключением дел военных лежало на нем.

 

Тема 2.5 Точка с запятой

 

56. Отделяющим знаком препинания является

а) знак точка с запятой

б) знак скобки

в) знак кавычки

г) парное тире

57. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении

а) если части предложения тесно связаны между собой по смыслу

б) если вторая часть раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части

в) если его части значительно распространены и имеют внутри себя запятые

г) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части

58. На месте пропуска ставится точка с запятой в предложении

а) Старший лейтенант молчал_ не надо мешать командиру принимать решение.

б) Нынче жарко, парит_ на дворе тепло, пахнет разогретой муравой.

в) Трижды громкий клич прокликали _ ни один боец и не тронулся, лишь стоят да друг друга подталкивают.

г) Деревья понемногу выступили из тьмы_ вдруг по вершинам их прошёлся сильный, свежий ветер.

59. На месте пропуска ставится точка с запятой в предложении

а) Отряд как будто проснулся_ в рядах послышались говор, движение, смех.

б) В распахнутые окна изливалась густая небесная синь_ грубыми от страсти голосами ворковали голуби на подоконниках крепко пахло распустившимися деревьями и политым асфальтом.

в) Весело смотреть, как развёртываются листья на сирени и как они выпускают сизые кисти цветов_ как муравьи ожили _ как замелькали ласточки.

г) Птиц не было слышно_ они не поют в часы зноя, но кузнечики трещали повсеместно.

60. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

а) Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки; топор осторожно стучал по сучьям; колёса скрипели; лошадь фыркала.

б) Ночной буран преградил дорогу косыми, островерхими сугробами; глаза резала однотонная сверкающая голубизна.

в) Утки хлопотливо плескались в этих лужицах; собака, дрожа всем телом и жмурясь, грызла кость на поляне; пегая корова тут же лениво щипала траву, изредка закидывая хвост на худую спину.

г) Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля.

 

61. На месте пропуска ставится точка с запятой в предложении

а) Я сильно похудел _ мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня.

б) Я постучал _ открыли сразу.

в) Длинные холщовые штаны липнут к его ногам, лицо покрыто мелкой рябью _ глаза смотрят испуганно.

г) Я не знаю _ чтобы с миром стало, если б в мире не было тебя!

 

62. На месте пропусков ставится точка с запятой в предложении

а) На небосклоне всё сверкало, горело _ изредка пробегал ветерок и усиливал сверканье _ лучистый пар летал над землёй.

б) Люди сильно проголодались _ лошади тоже нуждались в отдыхе.

в) И чем больше он думал _ тем больше удивлялся.

г) Затрещали кусты _ заметались вершины маленьких сосёнок _ заскрипел, оседая, наст.

 

63. На месте пропусков ставится точка с запятой в предложении

а) Никто не предупредил Воропаева о том _ куда его ведут и что он увидит.

б) Ночь кончилась _ и, когда взошло солнце, вся природа ожила.

в) Один пологий холм сменялся другим _ поля бесконечно тянулись за полями _ кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом.

г) Налево чернело глубокое ущелье _ впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, сохраняющем последний отблеск зари.

Тема 2.6 Двоеточие

 

64. Двоеточие ставится в бессоюзном сложном предложении

а) Если между обеими частями можно поставить слова: и увидел, и услышал, и почуствовал.

б) Если части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые.

в) Если эти части тесно связаны между собой по смыслу.

г) Если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а).

65. Двоеточие не ставится в бессоюзном сложном предложении

а) Если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слово «а именно»)

б) Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части?

в) Если в первой части имеются слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во второй части.

г) Если вторая часть представляет собой прямой вопрос.

66. На месте пропуска ставится двоеточие в предложении

а) Летом беседку обвивал дикий виноград _ сейчас всё было голо.

б) Почти везде_ на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных льдах ― обитают живые существа.

в) Сердце не скатерть _ перед каждым не расстелешь.

г) Бураны выли _ их уж нету.

 

67. На месте пропуска двоеточие не ставится в предложении

а) И солнце, и зелёные травы, и запахи сыроватого утра, и реки _ всё Сергею было родное, до слёз родное.

б) Лишь на рассвете четвёртого дня из облака каменной пыли, стоявшей над фортом, вышли моряки, неся раненых и оружие_ приказ отозвал их на последний корабль.

в) Странное у него было хобби _ он коллекционировал керосиновые лампы.

г) Слышу _ земля задрожала.

68. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

а) Без изучения прошлого нельзя наметить столбовой дороги и в наше завтра: человеческий опыт питается памятью о содеянных ошибках.

б) Упадёт луч солнца на траву: вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

в) Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, судаки.

г) Всё привлекало внимание щенка: и коричневый жук на песке, и пёстрая бабочка, пролетевшая над головой.

 

69. Двоеточие на месте пропусков не ставится в предложении

а) Я взглянул вверх_ прямо надо мной сидели две галки.

б) Наша бодрость вскоре сменилась некоторой растерянностью _ тропинка резко оборвалась, а другой дороги не было.

в) Мать водила за ручку _ получила дочку-белоручку.

г) Давно хотел вас спросить _ эти рукописи из архива?

 

70. Двоеточие на месте пропусков не ставится в предложении

а) Не знаю, сколько я спал, но, проснувшись, услышал _ за стеной Степан с кем-то разговаривает.

б) Только дотронься до малины _ ягоды сами упадут в корзину.

в) Он смотрел так, будто хотел спросить _ эти работы принадлежат одному художнику?

г) В комнате был идеальный порядок _ полы вымыты, книги аккуратно сложены на столе.

 

71. Двоеточие не ставится на месте пропусков в предложениях

а) Одет он был щеголем _ тонкие сапоги, новый картуз, городской пиджак, шелковая лиловая рубаха.

б) За время хлопотливой работы он сильно изменился _поседел и постарел, свое домашнее хозяйство запустил.

в) Вот уже и утро наступает, а из спального мешка вылезать неохота _ холодно!

г) Грачи улетели _ лес обнажился _ поля опустели.

72. Двоеточие не ставится на месте пропусков в предложениях

а) Ему подавались обычные в трактирах блюда, как-то _ щи, мозги с горошком, сосиски с капустой.

б) Все у него в доме _ и музыка, и мебель, и кушанья, и вина ― не только не могло назваться первостепенным, но даже во вторую степень не годилось.

в) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика _то разгулье удалое, то сердечная тоска.

г) Опять все затихло _только ветер шевелил сучья дерев, то открывая, то закрывая звезды.

 

73. Двоеточие ставится на месте пропусков в предложениях

а) Шестнадцать лет служу _ такого со мной не случалось

б) Их замысел был понятен _ они хотели схватить меня живьем и поэтому не открывали огня.

в) Кругом ярко светит солнце _ поохотиться еще можно.

г) Сова и та молчит _ сидит да тупо из ветвей глядит.

Тема 2.7 Тире

 

74. Тире ставится в бессоюзном сложном предложении

а) Если в одной части содержится сравнение с тем, о чём говорится в другой (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто)

б) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку)

в) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т.п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание

г) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слово «а именно»)

75. Тире не ставится в бессоюзном сложном предложении

а) Если между частями перечислительные отношения.

б) Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если, когда)

в) если вторая часть имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что)

г) если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это

76. На месте пропуска тире ставится в предложении

а) Удивительная в лесу тишина _ лес отдыхает.

б) Сотни вузовцев листали книги _ они хотели знать всё.

в) Пеший конному _ не товарищ.

г) Кто он и отчего умер _ никто не знал.

 

77. На месте пропуска ставится тире в предложении

а) Был я не по годам силён и в бою ловок _ это признавали сами же враги.

б) Среди травянистых растений есть такие, что живут всего одно лето, например _ лебеда, левкой, редис, овёс, просо.

в) Хорошо, что Лемм нас не слышал_он бы в обморок упал.

г) Над лугом летали разнообразные насекомые _ пчёлы, осы, бабочки.

78. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

а) Изредка заворошится под снегом прижатая к земле копытом ветка, затрещит ― тогда всхрапывает конь.

б) Посещать и слушать злых людей ― это уже начало злого дела.

в) Весна, бесспорно, ― самое лучшее время года.

г) Пройдёт ливень ― и долго мокреют луга.

 

79. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

а) Кто он и отчего умер – никто не знал.

б) Неверно расставишь знаки препинания – лишится смысла весь текст.

в) Твёрдость – есть сила, основанная на союзе разума с волей.

г) Раздалась команда капитана – и шлюпки спустили на воду.

 

80. Тире на месте пропусков ставится в предложениях

а) Сегодня у него счастливый день _ он был зачислен в команду.

б) Если предложение простое, задай себе вопрос _ нужно ли ставить запятую внутри предложения?

в) Снег глубок _ год хорош.

г) В квартире была полная тишина _ мама с отцом на работе, братишка уже убежал в школу.

 

81. Тире на месте пропусков ставится в предложениях

а) Отсюда неизменный геологический вопрос _ как возникло это месторождение минералов?

б) Пустили новую линию метро _ жителям стало удобно добираться в центр.

в) Мы прислушались _ каждый из сверчков исполнял свою песню.

г) А когда белка стала носиться по моей городской квартире так, точно и родилась там, я понял _ в сердечке этого зверька теплится какая-то искорка привязанности ко мне.

 

82. Тире ставится на месте пропусков в предложении

а) На следующих станциях жадно хватали все газеты _ центральные, местные, краевые.

б) И предстала пред ним картина _ устало полегшие травы, безжизненно блистающие солончаки, трепетное марево над дальними курганами.

в) На крокетной площадке, на лужайке, в беседке _ всюду тишина, безлюдье.

г) Туман казался неподвижным и сонным _ трава и кусты были мокрыми.

83. Тире ставится на месте пропусков в предложении

а) Ничего не видно _ ни массива, ни скал, ни лесов.

б) Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный мусор _ мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки.

в) Пшеница, просо, овес, подсолнух, кукуруза _ словом, все уже созрело и требовало хозяйских хлопот.

г) Приходит время вовремя всегда _ март наступает в марте, лето _ летом.

84. Тире не ставится на месте пропусков в предложении

а) Родная сторона _ мать, чужая _ мачеха.

б) Мир _ прекрасен, и вне его нет спасения.

в) Земля _ это огромный театр, в котором одна и та же трагедия играется под различными названиями.

г) Истина, свобода и добродетель _ вот единственное, ради чего нужно любить жизнь.

 

85. Тире ставится на месте пропусков в предложении

а) Печаль _ не помощник в беде.

б) Скорость _ нужна, а поспешность _ вредна.

в) Красота _спасёт мир.

г) История _ сокровищница наших дней, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

 

86. Тире ставится на месте пропусков в предложении

а) Один _ в поле не воин.

б) Молодость и природа _ ускорили мое выздоровление.

в) Горы _ как пышные складки на богатой одежде земли.

г) Друга спасти _ это высшая честь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...