Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании




Государственный бюджет, являясь составной частью финан­сов, отражает их качественные признаки. Как отмечалось в главе 1, финансы представляют собой денежные распредели­тельные отношения, следовательно, бюджет — это совокуп­ность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюд­жетного фонда. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов субъек­тов хозяйствования и граждан является объективной необходи­мостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию экономического развития, решению соци­альных задач, организации управления и обеспечению нацио­нальной обороны. Отчасти об этом уже говорилось в § 2.3.

Исторически возникновение бюджета обусловлено сущест­вованием государства, развитием товарно-денежных отноше­ний и объективной необходимостью удовлетворять обществен­ные потребности посредством государства.

В древнем мире общественные запросы ограничивались пот­ребностью в функционировании суда, организации управления и обеспечении военной защиты. В средние века, когда общие потребности все чаще удовлетворялись совместными усилия­ми, началось укрепление союзов общественно-принудительного характера — княжеской и королевской власти, появились за­чатки государства. Одновременно возросли сборы средств в пользу этих союзов.

Дальнейшее общественное развитие вызвало к жизни ряд но­вых потребностей, удовлетворявшихся за счет общих средств. Увеличению бюджетного фонда способствовал рост государственных расходов на вооружение, ведение войн, отправление суда, управление, народное образование и др. Народ признавал их необходимость и оплачивал путем натуральных или денеж­ных взносов.

Развитие бюджета происходило одновременно со становле­нием общества, государства и товарно-денежных отношений. Организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требовала мобилизации опреде­ленных доходов для создания бюджетного фонда и осуществле­ния государственных расходов.

Очевидно, что существование бюджетных отношений обус­ловлено наличием государства. Несмотря на это, бюджетные от­ношения являются органической частью экономической струк­туры общества, элементом базиса, а не надстройки, поскольку объективно предопределены закономерностями общественного развития.

Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общего­сударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функционирую­щие специфические денежные отношения.

Для более глубокого раскрытия природы бюджета необходи­мо определить место и специфику бюджетных отношений в сис­теме финансовых отношений.

Признавая тот факт, что финансы выступают особой формой производственных отношений и изначально формируются в мо­мент расщепления денежной и эквивалентной им материаль­но-вещественной формы движения совокупного общественного продукта на первой стадии воспроизводственного процесса и возникновения самостоятельной формы движения совокупного общественного продукта — чистого дохода, можно определить генетические истоки бюджетных отношений, конкретизировав момент их зарождения.

Итак, в момент расщепления натурально-вещественной и эквивалентной ей стоимостной формы чистого дохода начина­ется относительно самостоятельное движение части сово­купного общественного продукта — чистого дохода в его де­нежной форме. На этой основе формируются финансовые отно­шения, сопровождающие дальнейшее движение чистого дохо­да, его распределение, формирование денежных фондов.

На стадии обособления стоимости чистого дохода возникают финансовые отношения, формируются стоимостные пропорции будущего распределения, направления и объемы будущих финансовых потоков. Такое положение определяется тем, что в условиях рыночных отношений, когда деятельность субъектов хозяйствования строится на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется в бизнес-проектах заранее для обеспечения не только расширенного воспроизводства, но и расчетов с государ­ством по уплате налогов и других обязательных платежей.

На этом основании можно предположить, что в составе фи­нансовых отношений при обособлении стоимости чистого дохо­да зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распре­деления (перераспределения) будет направлена в централизо­ванный фонд государства, а именно — бюджетные отношения. Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей.

Бюджетные отношения носят перераспределительный ха­рактер, они сопровождают движение бюджетных потоков и опосредуют взаимосвязи субъектов хозяйствования с государ­ством по поводу изъятия части чистого дохода (налоги, обяза­тельные платежи) для формирования доходов бюджета.

При действующей системе налогообложения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в пере­распределении стоимости совокупного общественного продукта.

Более того, при современной организации отношений субъ­ектов хозяйствования и государства платежи в бюджет являют­ся первоочередными. Порядок их исчисления и уплаты опреде­ляет пропорции распределения чистого дохода, влияет на вели­чину той его части, которая остается в распоряжении предпри­ятия и может быть направлена на расширение производства и формирование децентрализованных денежных фондов.

Иначе говоря, бюджетные отношения являются определяю­щими во взаимосвязях с финансовыми отношениями, которые опосредуют образование различных децентрализованных фон­дов (рис. 13.1). Это положение следует учитывать при обоснова­нии роли бюджета в государственном регулировании экономи­ческих и социальных процессов.

Распределение чистого дохода — процесс многостадийный. Прежде всего из чистого дохода выделяется та его часть (m1),которая в соответствии с действующим законодательством в первоочередном порядке должна быть направлена на формиро­вание централизованных фондов денежных средств государства в виде обязательных платежей в бюджет. На этом этапе формируются финансовые ресурсы государства. Далее из чис­того дохода, остающегося в распоряжении предприятия (m2), вычленяется та его часть, которая направляется на обеспечение расширенного воспроизводства. Из нераспределенной части чи­стого дохода могут быть сформированы децентрализованные денежные фонды.

Рис. 13.1. Формирование бюджетных отношений и бюджетных потоков:

М — чистый доход; m1 — часть чистого дохода, направляемая в распоряжение государства для формирования бюджетного фонда; m2 — часть чистого дохода, остающаяся у субъектов хозяйствования

На этой основе возможно уточнить генетические истоки, мо­мент зарождения и место бюджетных отношений в системе фи­нансовых отношений.

Итак, бюджетные отношения зарождаются задолго до не­посредственного перераспределения стоимости общественного продукта, а именно — одновременно с формированием финан­совых отношений и в их составе, главным образом на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспреде­лении чистого дохода, сопровождая движение реальных денеж­ных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетво­рения общегосударственных потребностей.

К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использо­ванием централизованного фонда денежных средств государства.

Представляя особую область стоимостного распределения, бюджетные отношения имеют следующие особенности:

• обусловлены функционированием государства;

• связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;

• носят перераспределительный характер;

• опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;

• регламентированы бюджетным и налоговым законодательством.

Государство является обязательным участником бюджет­ных отношений, охватывающих все сферы экономики и обще­ственной деятельности, уровни хозяйствования и регионально­го управления.

Действие бюджетных отношений ограничено областью бюд­жетного распределения и осуществляется в рамках бюджетного процесса. Однако, несмотря на это, бюджет воздействует на все стороны общественного воспроизводства и выполняет исключи­тельно важную роль в системе государственного регулирования.

Таким образом, по своей сущности бюджет представляет собой совокупность специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на различных этапах общественного развития.

Вместе с тем формы проявления бюджетных отношений раз­личны. Бюджетные отношения находят материальное вопло­щение в бюджетном фонде, иначе говоря, материализуются. Объем бюджетного фонда характеризует степень централиза­ции финансовых ресурсов в руках государства и зависит от уровня экономического развития страны и тех социально-эко­номических задач, которые решает то или иное государство на конкретном этапе развития.

В бюджетном фонде концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций, населения в виде налогов, сборов и других платежей, которые составляют доходы бюджета. Они предназначены для решения задач в масштабах всего общества путем финансирования общегосударственных расходов: на под­держку отраслей экономики, развитие социальной сферы, орга­низацию управления и обеспечение обороноспособности госу­дарства. Это дает основания рассматривать бюджет как основ­ной централизованный фонд денежных средств государства.

Бюджетные фонды, формируемые на различных уровнях государственной власти, образуют бюджетную систему.

По своей организационной (внешней) форме бюджет — это финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Он является основным финансовым планом государства, в пользу чего свидетельству­ют следующие аргументы:

• бюджет формируется как финансовая база государства;

• через бюджет перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения стоимости;

• порядок формирования доходов бюджета влияет на условия образования и объемы децентрализованных фондов субъектов хозяйствования, доходы населения;

• объемы государственных расходов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами
каждого конкретного этапа развития общества;

• в конечном счете бюджет объединяет все финансовые планы экономических агентов через систему показателей (платежи в бюджет и ассигнования из бюджета), отражающих взаимоотношения с бюджетом в специальных разделах финансовых планов предприятий, организаций и сметах бюджетных учреждений.

Как специфический финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми субъекта­ми хозяйствования и населением. Показатели закона о бюдже­те в количественном выражении отражают движение финансо­вых ресурсов, перераспределяемых посредством бюджета.

Не следует отождествлять сущность бюджета и формы его проявления. Сущность государственного бюджета как объек­тивных специфических финансовых отношений и его назначе­ние остаются неизменными в различных общественно-экономи­ческих формациях, но его качественное содержание и роль как фонда денежных средств и финансового плана зависят от ряда объективных факторов: типа государства, уровня развития производительных сил, характера производственных отноше­ний, экономического потенциала страны, территориальных, природных и других особенностей. Кроме того, содержание бюджета во многом определяется такими субъективными фак­торами, как проводимая правительством экономическая и фи­нансовая политика, приоритеты социально-экономического раз­вития и финансирования и др.

Государственный бюджет функционирует посредством осо­бых экономических форм: доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Источники доходов бюд­жета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. Основными видами доходов бюджета стран с развитой рыночной экономикой являются налоги, кото­рые представляют собой часть валового внутреннего продукта, централизуемую в бюджеты всех уровней.

Бюджету, как и финансам в целом, присущи распредели­тельная и контрольная функции. Посредством бюджета пере­распределяются значительная часть национального дохода и ВВП. Сфера действия распределительной функции включает перераспределение различных уровней: между структурными подразделениями общественного производства, межотраслевое, межтерриториальное, между уровнями бюджетов.

Контрольная функция бюджета проявляется в процессе формирования и использования фонда денежных средств госу­дарства. Через показатели доходов можно определить, насколь­ко своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государ­ства, в какой степени они соответствуют потребностям, как складываются пропорции в распределении средств и насколько эффективно они расходуются.

В современных государствах (как с развитой рыночной эко­номикой, так и с переходной) бюджет широко используется в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов. Это возможно благодаря бюджетному механизму — совокупности форм бюджетных отношений, методов мобилиза­ции и способов использования бюджетных ресурсов.

Бюджетный механизм создается государством для реализа­ции бюджетной политики на конкретном этапе развития стра­ны, регулирования экономики путем маневрирования бюджет­ными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета — обезличенность доходов государственного бюдже­та, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам.

С помощью бюджетного механизма государство перераспре­деляет валовой внутренний и совокупный общественный про­дукты, изменяет структуру общественного производства, влия­ет на экономические преобразования и социальные реформы, создает условия для контроля за экономическими процессами. В Республике Беларусь в 2002 г. через бюджет перераспределя­лось около 34 % ВВП, в 2004 г. — 30 % ВВП без Фонда со­циальной защиты населения и около 40 % ВВП — с учетом средств фонда.

Государство оперирует такими формами прямого и косвен­ного воздействия на экономические и социальные процессы, как бюджетное финансирование, государственные инвестиции, передача трансфертов, субсидий и субвенций, предоставление льгот и преференций, объявление налоговых каникул и др.

Необходимость соблюдать макроэкономические пропорции требует бюджетного финансирования отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов.

В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов субъектов хозяйствования и отрас­лей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует экономичес­кую активность субъектов хозяйствования,

В соответствии с установленным порядком распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней фор­мируются бюджеты отдельных территорий, составляющие их финансовую базу. Трансферты из вышестоящих бюджетов вы­равнивают доходы разных регионов и уравновешивают их со­циально-экономическое развитие.

Из бюджетного фонда финансируются важнейшие государ­ственные программы: инвестиционные, природоохранные, по развитию рыночной инфраструктуры, конверсии военного про­изводства, созданию новых рабочих мест, социальной защите граждан, ликвидации последствий стихийных бедствий, разви­тию топливно-энергетического комплекса и др.

Расходы бюджета на образование, здравоохранение, культу­ру способствуют воспроизводству трудовых ресурсов. Через бюджетный фонд организуется система социальных выплат, которая обеспечивает перераспределение доходов, сохранение политической стабильности.

Таким образом, в современном мире бюджет не только не ут­ратил своей роли, но и широко используется в системе государ­ственного регулирования благодаря активизации его функций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...