Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационные особенности круглых столов

Центральная городская библиотека им. Н. А. Некрасова

Инновационно-методический отдел

 

 

 

Методическая разработка

 

 
 

 


Краснодар

2016

ББК Кр78.34(2)

Т38

 

 

Т38 Технология проведения круглого стола: методическая разработка / ин­но­вац.-метод. отдел ЦГБ им. Н. А. Не­кра­сова; [сост. Н. В. Шокотко]. – Краснодар: МУК ЦБС города Красно­дара, 2016. – 10 с. – (Серия «Библиотечные технологии»).

 

ББК Кр78.34(2)

 

 

© МУК ЦБС города Краснодара, 2016

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

 

Методика круглого стола. 5

Подготовительный этап круглого стола. 5

Этап проведения круглого стола. 6

Варианты проведения круглых столов. 7

Модерация (ведение) круглого стола. 8

Список используемой литературы.. 10

 

 

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

Одним из наиболее популярных и действенных методов приоб­щения читателей к книге в последние годы во многих библиотеках России стала форма массового мероприятия «круглый стол». В библио­течной отрасли он пред­ставляет собой совокупность методов пропа­ганды книги и чтения, в ос­нове которых лежит идея коллективного обсуждения актуальных проблем.

В этом смысле дискуссии, диспуты, беседы и другие традицион­ные методы проведения мероприятий являются родственными круг­лому столу. Но, несмотря на сходство, он обладает рядом преиму­ществ.

В представленной методической разработке содержится важная информация об особенностях, организации и проведении круглого стола. Издание составлено в помощь библиотечным работникам.

 

 

Методика круглого стола

 

Круглый стол – один из самых популярных форматов проведе­ния дискуссионных мероприятий. Но не стоит его воспринимать как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». У каждого из них свое содержание, которое лишь отчасти совпадает друг с другом.

Круглый стол, прежде всего, подразумевает активное участие достаточно большого количества читателей, привлечение группы спе­циалистов для обсуждения актуальных проблем, оперативное рас­смотрение широкого круга вопросов, представляющих для аудитории как теоретический, так и практический интерес.

Кроме того, такая форма мероприятия позволяет реализовать и другие методы массовой работы (диалог, полемику) и отличается по­вышенной информативностью.

Его участники не только получают и усваивают новую инфор­мацию, учатся анализировать проблемы и отстаивать свою позицию, но и показывают свои знания, умения убеждать, и аргументировано спорить.

Методика круглого стола, как и любого другого мероприятия, включает в себя подготовительный этап и сам этап проведения.

 

Подготовительный этап круглого стола

1. Библиотекарь заблаговременно определяет, сообщает читате­лям и всем заинтересованным лицам тему, время и место про­ведения мероприятия. При этом тема может формулироваться в соответствии с учетом интересов и пожеланий самих чита­телей.

2. В подготовительный период целесообразно рекомендовать чи­тателям перечень изданий, которые отражают тему круг­лого стола и содержат различные точки зрения на проблему.

3. На этапе подготовки круглого стола приглашается группа спе­циалистов, которая будет своего рода генератором идей на мероприятии. Это могут быть представители местных го­сударственных и общественных организаций, вузов, специа­листы различного профиля. В отдельных случаях роль спе­циалистов могут сыграть наиболее подготовленные читатели, библиотечные активисты, которые предварительно готовят короткие сообщения по различным аспектам обсуждаемой темы.

4. Для повышения познавательной активности читателей в пери­од подготовки к мероприятию осуществляется сбор письмен­ных вопросов по теме круглого стола. Они являются ориен­тиром для подготовки библиотекаря и приглашенных специалистов.

5. Чтобы мероприятие прошло интересно, содержательно и с вы­сокой активностью, следует в период подготовки про­думать порядок его проведения, использование принципа на­гляд­но­сти, технических средств, материалов, средств массо­вой ин­фор­мации и таких форм активизации читательской актив­но­сти, как ситуативные вопросы, видеофрагменты.

6. Важно соответствующим образом подготовить помещение для мероприятия: расставить столы, оформить библиотечную выставку по проблеме обсуждения, подготовить слайд-презентацию.

7. Особая ответственность в период подготовки круглого стола лежит на ведущем (библиотекаре). С одной стороны, он орга­низует работу читателей, проводит подбор литературы по теме, обеспечивает качество проведения мероприятия с использо­вание различных технических средств, а с другой – координи­рует подготовку приглашенных специалистов.

 

Этап проведения круглого стола

1. Проведение круглого стола целесообразно начать со вступи­тельного слова ведущего (библиотекаря). Он огла­шает тему, цели и основные проблемы мероприятия, пред­ставляет ауди­то­рии приглашенных участников и порядок ра­боты.

2. Ведущий предоставляет слово выступающим с краткими сооб­­щениями по различным аспектам обсуждаемой темы (проблемы), либо приглашенным специалистам, либо заранее подготовленным читателям. Это могут быть как инициатив­ные выступления, так и заблаговременно под­готовленные ответы на поступившие письменные вопросы читателей.

3. Если после сообщений читатели задают устные вопросы, то веду­щий (библиотекарь) по своему усмотрению для отве­тов предоставляет слово тому или иному специали­сту. Если у чита­телей возни­кает желание обменяться мнениями по суще­с­тву высту­плений, им необходимо предоставить возможность высказаться.

4. После завершения обсуждения ведущий (библиотекарь), как пра­вило, берет заключительное слово, в котором подво­дит итоги круглого стола. В своем выступлении ведущему це­лесообразно отметить полноту и глубину рассмотрения темы и ее основных проблем, дать оценку активности читателей, поступивших вопросов и ответов на них.

 

Варианты проведения круглых столов

Вариант 1. Участники выступают с докладами, затем прово­дится их обсуждение. При этом ведущий только распределяет время выступлений и предоставляет слово участникам обсуждения.

Вариант 2. Ведущий интервьюирует участников мероприятия или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения вызывает большой интерес у аудитории. Но он требует от ведущего высокого уровня мастерства и глубокого знания нюансов обсуждаемой проблемы.

Вариант 3. Методические посиделки. Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлага­ются вопросы, необходимые для решения каких-то ключевых задач биб­лиотечного процесса. Тема обсуждения заранее не объя­в­ля­ется. В этом случае мастерство ведущего должно заклю­чаться в том, чтобы в непри­нужденной обстановке вызвать слушате­лей на откро­вен­ный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к опреде­лен­ным выводам. Целью таких «посиделок» является форми­рование пра­виль­ной точки зрения по определенной библиотечной проблеме, создание благо­прият­ного психологического климата в дан­ной группе слушателей.

Вариант 4. Методический диалог. В формате такого меро­при­ятия слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ве­дется по опре­деленной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность участников. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет создать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, прини­мается решение о дальней­ших совместных действиях.

 

Организационные особенности круглых столов

 

· отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. У организатора практически нет инструментов прямого влия­ния на ход мероприятия (нельзя заставить гостей гово­рить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвен­ное. К при­меру, можно поделить все обсуждение на не­с­коль­ко смысло­вых блоков, оформив тем самым струк­туру меро­приятия. Но все происходящее в рамках этих бло­ков целиком и пол­ностью зависит от ведущего.

· существенные ограничения в плане количества посетителей;

· относительная дешевизна проведения по сравнению с дру­ги­ми «открытыми» форматами мероприятий;

· камерность мероприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...