Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация видов документов




Исследователь должен иметь полное и четкое пред­ставление о существующих документальных источни­ках, в которых содержится необходимая информация по изучаемой проблеме. Чтобы хорошо ориентиро­ваться в многообразии существующих документов, необходимо знать их классификацию. Документы можно классифицировать по разным основаниям:

1. По способу фиксирования: письменные (рукопис­ные, печатные, машинописные); иконографичес­кие, или аудиовизуальные (видео-, кино-, фотодо­кументы, картины, гравюры) и фонетические, т. е. звуковые (грампластинки, магнитные и лазерные записи).

2. По форме изложения: вербальные и статистичес­кие.

3. По статусу документального источника: офици­альные и неофициальные (частные).

4. По степени персонификации: личные и безличные (общественные).

5. По отношению к источнику информации: первичные и вторичные.

6. По способу получения: целевые и наличные (естест­венно существующие) документы.

7. По характеру создания: индивидуальные и груп­повые.

8. С точки зрения подлинности: подлинные и под­дельные.

9. С точки зрения истинности: адекватные и неадек­ватные.

А также выделяют прессу и косвенные документы. Рассмотрим данную классификацию подробнее.

Письменные, иконографические [аудиовизуальные] и фонетические документы

По способу фиксирования выделяют документы: — письменные (рукописные, машинописные, печат­ные). Рукописные и машинописные документы ■— это личные записки, дневники, письма, заявления, отчеты, ответы на открытые вопросы анкет и т. д. Печатные документы — это литература (брошюры, книги) и пресса (газеты, журналы), Письменные до­кументы — это наиболее обширный виддокументации. В своей работе исследователь чаще всего име­ет дело с письменными документами. — иконографические, или аудиовизуальные (видео-, кино-, фотодокументы, картины, гравюры, скульп­туры и т. д.).

Если раньше основным источником научной ин­формации выступали рукописные источники, то по мере совершенствования техники печатания эта функция перешла к книгам, газетам, журналам. Печат­ные источники в настоящее время дают обществу наи­большую массу информации, следует отхметить особое значение, которое они играют в развитии науки. Но технический прогресс не стоит на месте, и на сме­ну письменным источникам пришли аудиовизуальные и фонетические источники.

Как отмечают авторы «Рабочей книги социолога», иконографические документы могут быть проанали­зированы в 3-х направлениях:

«1) как документы прошлых эпох, позволяющие де­лать заключения о тех или иных сторонах и деталях ду­ховной или материальной жизни этих эпох, о тех или иных деталях быта;

2) как документация по изобразительному искус­
ству в том случае, если само это искусство как соци­
альное явление становится предметом исследования.

3) как «человеческие документы», т. е. документы,
позволяющие судить о личностях их авторов. Это тем
более важно, что авторами произведений искусства,
как правило, бывают чрезвычайно духовно богатые
люди, оставляющие после себя заметный след в исто­
рии культуры»68.

Документация подобного рода обладает большой ценностью при изучении прошлого, т. к. является единственным реальным свидетелем человеческой стороны жизни. Рисунки на античных вазах, предше­ственники мультипликационных фильмов, показыва­ют нам повседневную жизнь людей. Хотя в музеях и хранится одежда прошлых лет, только картины пока зывают нам, как эту одежду носили. По картинам и гравюрам мы может восстановить условия жизни, атмосферу прошедших эпох.

Кино- и фотодокументы также можно анализиро­вать в этих, правда немного отличающихся, направ­лениях. Документальные кинофильмы и фотогра­фии, выступая документальными свидетельствами происшедших социальных явлений, событий, фак­тов, являются особенно ценным материалом и источ­ником информации для социолога. Данные исследо­вания очень актуальны в настоящее время, так как телевидение и кино превратились в одно из важней­ших средств массовой пропаганды. Кино- и фотодо­кументы делятся на документальные и художествен­ные, а произведения искусства — на копии и подлин­ники.

фонетические, т. е. звуковые (грампластинки, маг­нитные и лазерные записи).

Такие документы представляют для исследователя интерес как репродукции прошедших событий. Например, песни появились задолго до появления пе­риодической печати, и поэтому они были не только способом выражения интересов политической и соци­альной оппозиции, но и средством воспитания, источ­ником информации. В настоящее время интерес пред­ставляет изучение фонетической записи какого-ни­будь собрания или митинга, так как в отличие от текста (стенографической записи и т. д.) исследователь мо­жет не только прослушать звучание выступающих, но и ознакомиться с непосредственной реакцией слу­шателей на то или иное выступление.

Но чаще всего фонетические документы интерес­ны для исследователя как источник информации линг­вистического характера. Изучение структуры языка во многом способствует изучению структуры и куль­туры мышления. Для исследователя могут представ­лять интерес сопоставления литературного и разго­ворного языка, различных языковых особенностей, которые характерны для разных социальных групп и т. п. Фонетические документы могут быть официаль­ными и личными.

В последние годы появились и продолжают появ­ляться новые возможности для хранения письменной и иконографической документации (например, мик­рофильмы, микрофиши). Особо следует отметить ставший очень распространенным, наконец, и в нашей стране способ хранения и передачи информации в ма­шиночитаемой форме на магнитных (магнитные лен­ты, дискеты и т. п.) и оптических (оптические диски) носителях для компьютера. Например, предприятия хранят в ЭВМ данные по кадровому составу, данные переписей населения также хранятся в машиночитае­мой форме, многие газеты распространяют тексты электронным способом — на машиночитаемых носи­телях.

В зависимости от способа фиксирования информа­ции можно определить цель и метод использования документа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...