Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционные, классические




контент-анализ

общие специальные

(понимание, (психологические,
интуиция, юридические,

осмысление) социологические, лингвистические, исторические методы)

Таким образом, можно выделить два основных вида анализа документов: традиционный (классический, качественный, неформализованный) анализ и форма­лизованный (количественный, контент-анализ). Хотя между ними существуют различия, они все же не ис­ключают друг друга, а дополняют, и это связано с тем, что цель у них одна — получить надежную и достовер­ную информацию.

Традиционный анализ. Использование интуиции, об­щего уровня культуры и практической ориентации ис­следователя играют важную роль при анализе докумен­тов. Но проведение анализа документов, основанного только на подобного рода традиционных методах, в на­стоящее время у многих, и часто вполне обоснованно, вызывает скепсис и настороженность. Поэтому в ряде конкретных общественных наук уже давно идет поиск и развитие других, хотя тоже традиционных, но более специализированных методов изучения документов . Все, кто читают документы, делают качественный ана­лиз. Каждый раскрывает содержание документа, просле­живая за мыслью автора. Но уровень постижения содер­жания у всех разный. Читатель, более подготовленный в научном отношении, лучше поймет документ. Специа­лист по данной проблеме еще лучше осознает его смысл, а в тонкостях текста и содержания, естественно, лучше всего разберется специалист более высокого класса. Но в любом из этих вариантов очень большое значение имеет уровень подготовки читателя в области работы с до­кументами и свободное владение техникой этого дела.

Некоторые виды документов в силу своей специфи­ки требуют специальных методов анализа, поэтому для проведения необходимого анализа порой необходимо привлечение специалистов данных областей знания.

В отличие от простого ознакомления с документом или прочтения его с целью получения нового знания, традиционный специальный анализ документов являет­ся именно методом исследования, который, как и любое другое научное исследование, предполагает выдвиже­ние определенных гипотез, тщательное изучение содер­жания анализируемого материала, логики текста, обос­нованности и достоверности приводимых сведений.

Остановимся кратко на некоторых специальных методах анализа документов89.

Исторический метод. Решает проблему валидности в трех аспектах:

1. Подлинность текста и установление его автора. Исследователь должен убедиться в том, что изучаемый документ является именно тем, каким он его принима­ет, и в действительности принадлежит давно живуще­му автору. Подобного рода подлинность может быть
установлена по разным характеристикам текста: мате­риальным признакам (бумага, чернила и т. д.), призна­кам формы (стиль, тон, словарь) и т. д.

2. Правдивость фактов изложения в тексте.

3. Валидность интерпретации текста, его значение по отношению к автору текста, по характеру, целям, которые он преследует.

Выяснения подлинности и правдивости текста осо­бенно важны для исторического метода. Следует отме­тить, что данный метод может применяться и при изу­чении юридического или литературного текста.

Литературный метод выявляет подлинность текста и автора путем изучения тона, стиля и словаря. С помо­щью его устанавливается, например, что такой-то писа­тель не мог быть автором определенного произведения. Юридический метод используется при изучении всех видов юридических документов. Он дает возмож­ность определить правомочность документа, сравни­вать тексты, исследовать мотивы решения, цели зако­нодателя и т. д. Специфика данного метода заключает­ся в том, что в правовой науке разработан особый словарь терминов, в котором значение каждого слова строго однозначно определено. Поэтому при анализе юридических документов незнание юридического словаря может привести исследователя к грубым ошибкам и искажению полученной информации.

Психологический метод — наиболее индивидуален и, как правило, применяется при рассмотрении личных документов. Он позволяет исследовать психологичес­кие особенности как самого автора, так и изображае­мого им, соотносить изображенных героев с социаль­ной средой, породившей их. Объяснение будет зави­сеть от школы, к которой принадлежит исследователь (психоаналитическое, экзистенциалистское и т. д.). Социологический метод объясняет документ в его социальном контексте, подвергая анализу социально значимую информацию.

Лингвистический метод заключается в выявлении минимальных единиц языковой системы (фонемы и морфемы), а также в исследовании сочетаний и по­следовательности этих единиц. Главное для лингвиста не значение текста, а его структура. Он обращает вни­мание на присутствие или отсутствие определенных лингвистических единиц, а также — как часто они употребляются.

Все классические методы (кроме лингвистического анализа документов) имеют много общего. В опреде­ленной степени они интуитивные, личные, субъектив­ные, хотя могут быть и рациональными (юридический анализ документов).

Традиционный анализ часто выступает предпосыл­кой для формализованного изучения документов. Как отмечают авторы «Рабочей книги социолога»: «Под тра­диционным, классическим анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае»90. То есть традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документа в соответствии с целью исследования. Традиционный анализ представ­ляет из себя цепочку логических, умственных построе­ний, направленных на выявление сути анализируемых документов. Он помогает исследователю уловить основ­ные идеи и мысли материала, проследить их развитие, ныяснить логику их обоснования и оценить следствия.

Необходимость проведения такого вида анализа связа­на с тем, что большинство документов не предназначено специально для исследовательских целей социологии. Так как документы создаются с другими целями: общественны­ми, ведомственными, личными, то от исследователя требу­ется переосмыслить их содержание для того, чтобы можно было извлечь необходимую информацию. Таким образом, проведение традиционного анализа приводит к преобразо­ванию первоначальной формы информации в нужную ис­следовательскую форму. Особое значение в качестве само­стоятельного метода традиционный анализ приобретает при изучении уникальных документов, число которых все­гда невелико, и поэтому не возникает необходимости проводить количественную обработку информации. Он позво­ляет охватить самые глубинные, скрытые стороны содер­жания изучаемого документа, например, проследить политическую, гражданскую позицию автора, обнаружить возможные «умолчания» или оценить своеобразие автор­ского языка и стиля изложения.

Традиционный анализ бывает внешним и внутренним.

Внешний — это анализ «исторического контекста» документа и всех сопутствующих его появлению обстоятельств. При проведении внешнего анализа опре­деляется вид документа, время и место появления, идеологическая, психологическая ситуации, цель его создания, выясняются данные об авторе, возможная тенденциозность документа, каков его контекст, об­наруживаются содержащиеся в нем ошибки и иска­жения фактов.

Внутренний — это уже исследование непосредст­венно содержания документа. Исследователь выявля­ет различия между фактическим и литературным со­держанием, устанавливает уровень компетентности автора документа в делах, которые он описывает, вы­ясняет личное отношение автора к описываемым в до­кументе фактам, а самое главное, систематизирует и интерпретирует имеющие место в документе факти­ческие сведения.

Следует отметить, что на первом этапе исследова­ния осуществляется внешний анализ, а на втором — внутренний.

Авторы «Рабочей книги социолога» приводят ряд вопросов, на которые должен ответить исследователь при проведении традиционного анализа:

«Что представляет собой документ? (Задаваясь

этим вопросом, следует обратить внимание на вид,

форму документа, решить, потребует ли его анализ

применения каких-либо специальных методов и т. п.).

Каков его контекст?

Кто его автор? (Автором может быть как один чело­век, так и коллектив.)

Каковы цели, с которыми был создан документ? Какова надежность самого документа? Какова достоверность зафиксированных в нем дан­ных?

Каково общественное действие, общественный ре­зонанс документа? (Этот вопрос вытекает из того об­стоятельства, что документы могут представлять собой только свидетельства о каких-либо общественных яв­лениях, например, записки политического деятеля о событиях, а могут и сами быть этими явлениями, на­пример, публичное выступление того же политическо­го деятеля.)

Каково оценочное содержание документа? (Ре­зультатом ответа на этот вопрос должна быть полная ясность относительно того, что именно в документе можно считать выражением оценок, мотивов, устано-1U)к — вообще ценностных представлений, получив­ших в нем отражение.)

Какие выводы можно сделать о фактах, содержа­щихся в документе?

Какие выводы можно сделать об оценочных уста­новках, содержащихся в документе? Деление на фак­тическое и оценочное содержание документа (кроме различной направленности исследования) имеет смысл потому, что независимо от добросовестности исследо­вания выводы о фактах всегда значительно более объ­ективны, чем выводы о ценностных представлениях.

Какие выводы можно сделать относительно автора документа? Этим вопросом задаются далеко не всегда, а лишь в тех случаях, когда целью исследования явля­ется получение представления о личности автора, |) ценностных представлениях социальной среды или чпохи, к которым принадлежит автор.

Достаточно ли полны сведения, содержащиеся и проанализированном документе, насколько эти све­дения отвечают целям исследования, есть ли необхо­димость привлекать для дальнейшей работы дополни­тельный материал?»91

При проведении исследования перечисленные вы­ше вопросы можно использовать в качестве пример­ного ориентира для постановки более конкретных во­просов.

Традиционный анализ является интенсивным. Не­достатком его можно назвать то, что ему присущ субъ­ективизм. Традиционные, классические методы ана­лиза в значительной степени основаны на интуиции исследователя, поэтому для них характерна потенци­альная возможность субъективных смещений в вос­приятии и интерпретации содержания документов. Каким бы добросовестным ни был исследователь и как иы не старался максимально беспристрастно рассмот­реть материал, сделанная им интерпретация всегда бу­дет в большей или меньшей степени субъективной.


 


Причиной этого могут быть: психологические особен­ности исследователя (устойчивость внимания, памяти, утомляемость); наличие определенных установок, ин­тересов, сложившихся стереотипных представлениях о предмете анализа; предубеждения или симпатии ис­следователя к автору (например, выделение «прият­ных» и пропуск «неприятных» аспектов); методологи­ческая позиция исследователя (например, исследова­тели разных мировозренческих взглядов при объяснении конкретного явления могут признать су­щественными два разных факта); личная компетент­ность; уровень его творческих возможностей и т. д. С увеличением числа анализируемых документов и объема их содержания существенным образом воз­растает возможность и опасность подобного рода субъективных смещений. Исследователь часто может это даже и не осознавать. А так как не существует оп­ределенных строгих критериев для обнаружения по­добного рода субъективных смещений при интуитив­ном, понимающем анализе, то как альтернатива ему возник формализованный анализ. Методики форма­лизованного анализа, основанные на статистическом учете различных объективных характеристик текста, позволяют преодолеть отмеченный недостаток.

формализованный анализ (количественный, кон­тент-анализ). Формализованный анализ документаль­ных источников рассчитан на извлечение социологи­ческой информации из больших массивов докумен­тальных источников, не доступных традиционному интуитивному анализу, с ориентацией на использова­ние современной вычислительной техники при обра­ботке содержания текстов. «Суть метода контент-ана­лиза, — как отмечает Г.М. Андреева, — заключается в выделении в тексте документа некоторых ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последую­щим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с дру­гом, а также с общим объемом информации»92. Авторы книги «Рабочая книга социолога» также подчерки­вают, что суть данного метода сводится к тому, «чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документов (например, частота употребле­ния определенных терминов), которые с необходимо­стью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается из­меримым, доступным точным вычислительным опера­циям»93.

Контент-анализ, как отмечал В.А. Ядов, «это пере­вод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последую­щей статистической ее обработкой»94. Контент-ана­лиз основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных по­казателей изучаемых характеристик текста. При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые сущест­венные черты изучаемых социальных явлений и про­цессов.

Несмотря на то, что формализованный анализ до­кументов имеет дело с текстом, прежде всего он ори­ентирован на изучение реальности, стоящей за текс­том. «Под внетекстовой реальностью имеются в виду не только те реальные события, факты, отношения, о которых идет речь в тексте, но и те установки, пози­ции, интересы, которые определяют принципы отбора материала для данного текста и которые присутствуют в этом тексте неявным образом»95. Внетекстовой ре­альностью выступают не только факты, события, чело­веческие отношения, отраженные в тексте, но и прин­ципы отбора материалов при подготовке текстов. Это


 


означает, что для исследователя может быть в равной степени важно как то, что содержится в тексте, так и то, что оказалось вне его рамок.

Ограниченность контент-анализа заключается в том, что не все богатство содержания документа можно измерить с помощью формальных показате­лей. Формализованный анализ есть анализ экстенсив­ный. Основной его недостаток — неполное, неисчер­пывающее раскрытие содержания документа.

Слово контент-анализ произошло от английского content-analysis — анализ содержания. Первое упоми­нание о применении специальной техники для анализа содержания текстов ученые относят к 1640 г.96 В конце

XIX в. количественный вариант контент-анализа начал применяться для анализа содержания газет, а позднее, в более развитых формах, он стал применяться и для
анализа других видов документов. С 20 —30-х годов XX века контент-анализ начинает широко использо­ваться в социальных науках в США. Правила проведе­ния контент-анализа впервые были подробно описаны в 1949 г.

Объективной предпосылкой возникновения кон­тент-анализа была массовизация информационных и пропагандистских процессов, рост читательской аудитории, увеличение числа источников информа­ции и объема содержащейся в них информации. Воз­росший поток передаваемой информации, естест­венно, потребовал совершенствования методов ана­лиза данного вида документов в двух основных направлениях, что и выразилось, во-первых, в необ­ходимости привлечения к анализу документов груп­пы аналитиков, которые работали бы по единым, унифицированным (стандартизированным) прави­лам, исключающим возможность систематических смещений при анализе изучаемого материала, во-вторых, необходимость разработки методологии и методики расчленения печатного текста на элемен­тарные единицы содержания, позволяющие перейти к количественным, статистическим характеристикам содержания больших массивов печатной инфор­мации97.

Развитие метода контент-анализа во многом обязано социологическим исследованиям, хотя способы и при­емы контент-аналитических исследований находят ши­рокое применение и в других науках (литературоведе­ние, социальная психология, психология, криминоло­гия, исторические науки, психиатрия, педагогика, этнография, лингвистика, археология, антропология и т. д.). Везде, где исследовательская задача связана с уг­лубленным пониманием содержания текста, способов его производства и обращения в обществе, восприятия со стороны адресата или читателя, а также там, где есть текст (массовая совокупность текстов), там можно про­водить контент-аналитические исследования. В настоя­щее время контент-анализ достаточно активно исполь­зуется.

При проведении контент-анализа необходимо со­блюдать следующие требования.

«Объективность: Анализ следует проводить по пра­вилам, он должен подчиняться достаточно ясным и точ­ным правилам, чтобы разные толкователи, работая с од­ним и тем же текстом, получали одинаковые результаты. Это предполагает возможность договориться по всем ас­пектам анализа, добиться одинакового понимания всех категорий и рабочих определений каждой из них.

Систематичность. Все содержание должно быть упорядочено и интегрировано в категориях, избран­ных в зависимости от преследуемой цели. Никакие элементы информации, имеющие отношение к цели, не должны оставаться вне поля зрения.

Измеримость. Чаще всего речь идет о перечисле­нии значимых элементов, о подсчете их частоты и т. д.»98

В зависимости от целей исследования контент-ана­лиз может быть как основным методом (например, в исследовании социальной направленности газеты), параллельным, т. е. в сочетании с другими методами (например, опрос общественного мнения по какой-ли­бо проблеме в комбинации с анализом писем в редак­ции по этой же проблеме), вспомогательным или кон­трольным (например, анализ ответов на открытые во­просы анкет). Несмотря на то, что он не всегда пригоден как основной метод исследования, как вспо­могательный метод он очень полезен во всех видах ис­следований.

Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. В со­циологии он используется для изучения документов с целью описания социального поведения или провер­ки гипотез о нем. Наиболее часто его применяют при описании событий или процессов, происходящих в об­ществе, и при изучении социальных изменений. Про­водя контент-анализ средств массовой информации или каких-либо частных документов, можно получить сведения о том, какие произошли и происходят изме­нения в системах ценностей, установках, мотивах по­ведения людей. Хотя контент-анализ в основном вы­полняет описательную функцию, его можно также ис­пользовать для проверки гипотез. Чаще всего это гипотезы об изменении ценностных установок и соци­ального поведения людей в течение определенного временного периода.

Можно выделить два несколько отличающихся друг от друга подхода к применению метода контент-анализа". Первый сложился и нашел широкое распро­странение в области исследования средств массовой коммуникации. В данном случае контент-анализ пони­мается как анализ содержания информации и ни на какие другие документы он не распространяется. Дан­ный способ применения контент-анализа во многом обусловлен общими задачами исследований в этой об­ласти. Он используется как способ количественного описания содержания, например, журнала и заключа­ется в установлении пропорций определенных тем, мере упоминания различных людей (политических де­ятелей, ученых, спортсменов, поэтов и т.д.), отраже­нии географии материалов и т. д. Подобное использо­вание контент-анализа помогает осуществить анализ отдельного номера журнала или комплекта номеров за определенный период, расклассифицировать изучае­мый материал или по темам (политика, спорт, эконо­мика), или по форме (очерки, рассказы, реклама), или по типу авторства (видные журналисты, известные пи­сатели, специалисты в какой-то области и т. д.).

Второй подход приемлем как к содержанию инфор­мации массовой коммуникации, но в другом «масшта­бе», так и к другим видам документов. В данном случае речь идет не столько об анализе содержания журнала в целом, сколько о более подробном рассмотрении, на­пример, одной статьи, с точки зрения частоты упо­требления в ней определенных терминов или оттенков суждений, и такой подход иногда называют лингвосоциологическим.

Следует отметить, что при обоих подходах метод контент-анализа заключается в выделении смысловых единиц в тексте, в статистической обработке (подсчет частоты употребления этих единиц, т. е. количествен­ное соотношение элементов текста), либо в установле­нии степеней выражения той или иной мысли в изуча­емом тексте. То есть осуществляется перевод смысло­вого содержания документа в цифровое выражение. Но при лингвосоциологическом анализе данный «пе­ревод» осуществляется при выделении более мелких единиц анализа, не ради того, чтобы «оценить», напри­мер, номер журнала с точки зрения распределения в нем материала, а для того чтобы выяснить удельный вес, «тональность» освещения определенной узкой, конкретной цели в интересующем исследователя до­кументе.

В социологических исследованиях объектом кон­тент-анализа могут быть любые документальные ис­точники, содержащие текст различного характера: ма­териалы средств массовой информации (газет, радио, телевидения), средства массовой устной пропаганды

 


(лекции, доклады, выступления и др.), письма граждан в органы социального управления, протоколы собра­ний общественных организаций, решения органов уп­равления, различного рода служебные документы (ха­рактеристики и др.), тексты неформализованного ин­тервью, ответы на открытые вопросы анкет. Но не каждый документ может стать объектом контент-ана­лиза. Для этого должен соблюдаться, во-первых, — принцип формализации, т. е. необходимо, чтобы изу­чаемое содержание позволило применить однознач­ное правило для надежного фиксирования нужных ха­рактеристик, во-вторых, — принцип статистической значимости, т. е. интересующие исследователя эле­менты содержания должны встречаться достаточно часто. Применение метода контент-анализа целесооб­разно в следующих случаях:

— когда имеется достаточное количество обширного по объему и несистематизированного материала (много отдельных однородных документов, напри­мер, автобиографий, газетных статей определенно­го типа и т. д., или есть несколько или даже один до­кумент, но достаточно большого объема, например, дневник), непосредственное использование которого затруднено;

— когда категории, важные для целей исследования, встречаются в исследуемых документах с достаточ­ной частотой;

— когда требуется высокая степень точности и объек­тивности анализа;

— когда для исследуемой проблемы важное значение имеет язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.

В некоторых случаях, даже когда в наличии имеет­ся очень большой, но не цельный массив информации, нельзя использовать контент-аналитическое исследо­вание. Например, необходимо изучить вопрос, как от­ражено в печати правление президента за его прошед­ший президентский срок. Взята подшивка газет, вышедших за время его правления. Информации много, но если не хватает ряда номеров, изучение уже не даст достоверных данных.

Невозможно применять контент-анализ, если нару­шена временная ось. Например, необходимо изучить материалы подшивки газет за послеперестроечный пе­риод по проблеме приватизации земли, а газета стала выходить только с 1995 года. В данном случае нет ника­кого смысла применять контент-анализ.

Следует помнить, что не все документы могут стать объектом контент-анализа. Это может быть связано и с трудностями, возникающими при формализации содержания некоторых документов. Иногда бывает трудно, а порой и просто невозможно задать четкие, однозначные правила для фиксирования нужных ха­рактеристик содержания исследуемого документа, на­пример, формализовать описание лирического героя некоторых поэтических произведений. Поэтому при­менение контент-анализа не всегда бывает возможно и целесообразно.

4.4. Использование контент-анализа в социальных науках

Контент-анализ используется в социальных науках очень широко, при этом предлагаются различные ком­муникационные схемы и модели. Так, например, Бе-рельсон насчитывает до шестнадцати различных при­менений контент-анализа103. Несмотря на это, самой популярной до наших дней остается предложенная Лассуэлом еще в 40-х годах словесная формула для изучения коммуникации. При таком подходе главной целью анализа содержания документов является уста­новление того: «Кто говорит? Что говорит? Кому? По какому каналу? С каким эффектом?». Позднее он до­бавил еще один элемент «Почему? (с какой целью?)».

Данная коммуникационная формула сразу же была подвергнута критике со стороны американских ученых и были предложены другие модели коммуника­ции. В новых моделях, в отличие от односторонней на­правленности в формуле Лассуэла, учитывался уже двухсторонний характер процесса коммуникации. А уже для советских ученых одним из обязательных элементов коммуникационной модели стало высту­пать сообщение или совокупность сообщений104.

Таким образом, если после Второй мировой войны развитие контент-анализа шло в рамках описанной выше схемы Лассуэла, то в последние годы делаются попытки, не изменяя общей схемы, расширить рамки контентного анализа, обогатить ее, особенно в отно­шении вопросов «кто говорит?, «кому?», «с каким ре­зультатом?».

В зависимости от конкретного случая порядок во­просов, охватывающих практически все совокупности проблем, может меняться. Контент-анализ можно при­менять, для того чтобы изучать105:

1. Кто говорит? Исследование коммуникатора. Ча­сто исследователь не имеет никакой связи с коммуни­катором, и только по содержанию передаваемой информации (письма, дневники, выступления) определя­ет характеристики коммуникатора.

2. Что говорит? В данном случае речь идет об ис­следовании содержания передаваемого сообщения, выявлении того, что хочет коммуникатор подчеркнуть в своем сообщении.

Можно сравнивать предвыборные выступления од­ного политического деятеля за определенный период времени. Но чаще всего проводят сравнение данных различных источников, например, сравнивают, что обещают разные политические деятели во время пред­выборной агитации или содержание различных средств массовой коммуникации (телепередач и мате­риалов прессы).

Изучение характеристик содержания различного рода официальных документов также может дать исследователю очень много. Например, на основании данных о том, какого рода информация передается от одной организации к другой, можно сделать вывод о характере существующих между ними функцио­нальных связей.

3. Кому? Изучение реципиента. Исследователь ус­танавливает, кем является реципиент сообщения, ко­му оно направлено. При этом необходимо учитывать не только явных, но и скрытых адресатов. Например, президент или какой-либо политический деятель на­
шей страны выступает с обращением к населению России, а на самом деле это выступление обращено к международному сообществу или американскому президенту. Изучение характеристик текста позволя­ет выяснить, как содержание сообщения будет ме­няться в зависимости от аудитории, т. е. тех, к кому оно направлено. Например, текстовые характеристики лекции, читаемые одним и тем же преподавателем, по одному и тому же курсу, в зависимости от различ­ного состава студентов (профессионального, образо­вательного, возрастного и т. д.) будут отличаться.

4. Как? В данном случае важным является выясне­ние, с помощью каких средств сообщение должно про­ извести или производит соответствующее впечатле­ние. Для этого проводится изучение элементов, кото­рые производят впечатление (например, выбор слов, композиция фраз, повторы и т.д.). Таким способом осуществляется качественный анализ содержания
текстов, а после этого исследователь переходит к коли­чественному анализу, выяснению частоты употребле­ния определенных слов. Например, подсчет и сравне­ние стилистических особенностей выступлений пре­тендентов на пост президента могут помочь решить задачу, почему выступления одних были эффективны­ми, а других нет.

5. С каким результатом? Исследователь выясняет какой эффект оказывает сообщение на респондента. Например, для изучения воздействия фильмов ужасов на детей можно исследовать письма читателей или произвести анкетный опрос. Может быть проведено
исследование паники, возникающей каждый раз в на­шей стране после сообщений об очередном обмене денег. Подвергаться исследованию может не только уже имевший место факт влияния коммуникации, но ино­гда и предвидимое влияние, например, во время изби­рательной компании.

Первые контент-аналитические исследования бы­ли направлены на изучение действия самой коммуни­кации (т. е. на источник сообщения, на его убедитель­ность) и на реципиента (абстрактную личность, на ко­торую каким-то образом оказывало влияние сообщение), и для этого производилось произвольное членение социальной действительности, т. к. она включает в себя большое число сообщений, а комму­никатор и реципиент не изолированы от остального общества. Развитие исследований в области коммуни­кации привело к тому, что исследователи начали изу­чать не только схему, но и сам процесс, т. е. и воздей­ствие среды. При этом разные виды воздействия, из­меняющие эффект коммуникации, стали приниматься во внимание на разных уровнях.

4.5. Выбор необходимых видов документов для проведения исследования

Работая с документами, имеющими место в обще­ственной жизни, исследователь должен соблюдать оп­ределенные правила и нормы использования докумен­тов. Приступая к проведению исследования, очень важно определить весь круг документов, которые мо­гут быть использованы, и решить вопрос об их сравни­тельной ценности, в первую очередь с точки зрения надежности содержащейся в них информации.

Выбор необходимых видов документов зависит от замысла и цели применения анализа документов. Нельзя начинать подборку документов до тех пор, по­ка не определена цель. Необходимый и достаточный круг документальных источников при проведении анализа документов определяется проблемой, целью, задачами исследования, а также организационными, техническими и финансовыми возможностями иссле­дователя.

При сборе информации из документальных источников В.И. Волович рекомендует исследователю руководствоваться двумя взаимодополняющими друг друга критериями — количеством и качеством информации. В связи с этим исследователь должен придерживаться следующих правил: 1. исключать информацию, кото­рая взята из документов сомнительной надежности, или информацию, степень научной пригодности кото­рой близка к нулю; 2. использовать информацию ис­ключительно из документального первоисточника или перепроверенных данных; 3. рассматривать докумен­тальную информацию во взаимосвязи с другой инфор­мацией, надежность которой уже определена106.

Первоначально следует проверить, какие из инте­ресующих исследователя документов есть в наличии и доступны для обработки, а также, в каком они нахо­дятся состоянии. Очень часто даже официальные до­кументы бывают составлены недобросовестно, быва­ют неполными по содержанию, малопоказательными, устаревшими. Поэтому на этом этапе необходимо па­раллельно вести поиск новых, ранее неизвестных до­кументов, содержащих необходимую информацию.

После этого необходимо определить пригодность выбранных документов. Для этого анализируются и оцениваются условия, обстоятельства и намерения, с которыми составлялись документы. Очень важно пе­ред началом анализа документов иметь общее пред­ставление, насколько наличные документы полны и надежны, а также отвечают требованиям репрезен­тативности107.

Перед началом исследования необходимо опреде­лить, какое количество документов нужно изучить, чтобы данные об объекте были достоверными, т. е. ре­шить вопрос с выборкой.

При изучении документов, специально созданных для целей исследования, особых сложностей не возни­кает, анализу подвергают все без исключения доку­менты. В остальных случаях при построении выборки необходимо производить отбор источника информа­ции и отбор документов108.

Прежде всего исследователь должен решить, какие источники могут наилучшим образом представить изучаемые характеристики объекта. В том случае, если все документальные источники информации имеют одинаково важное значение для целей исследо­вания, то может быть построена случайная выборка с помощью одного из стандартных методов. А если до­кументы не равнозначны, то исследователь может об­ратиться к расслоенной выборке, отражающей те ка­чественные и количественные стороны источников информации, которые для него будут важными и кото­рые он выберет в качестве критериев расслоения. В некоторых случаях выбор источника информации может быть решен и с помощью экспертной оценки.

Характер выборки может определяться качествен­ными или количественными критериями. В первую очередь это относится к средствам массовой коммуни­кации. В данном случае, например, выборка может строиться в соответствии с такими количественными критериями, как тиражность газет и журналов.

Часто в процессе отбора источников информации количество документов, подлежащих обработке, авто­матически сокращается до приемлемых размеров. Но иногда и после этого количество документов оста­ется чрезмерно большим, тогда необходимо провести отбор документов.

При построении выборки в первую очередь следу­ет определить, какой объем выборки позволит распро­странить полученные в ходе исследования результаты на генеральную совокупность с необходимой точнос­тью. На размер выборки существенным образом ока­зывают влияние цели исследования и характер полу­чаемых данных. Но в любом случае, каков бы не был размер выборки, необходимо убедиться, что ей не при­сущи циклические колебания, свойственные гене­ральной совокупности. Если исследователь не учтет такого рода колебания (например, в выборку попадут только субботние номера определенной газеты), то да­же при хорошо составленной программе достовер­ность полученных данных будет искажена.

Следует подчеркнуть, что построение выборки в каждом исследовании, проводимом с помощью ана­лиза документов, решается по-своему, в зависимости от целей исследования, от имеющихся в распоряже­нии исследователя документов и от необходимого уровня точности результатов.

Выбор документов может зависеть от того, каким образом будет строиться выбо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...