Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы




Цель занятий: студенты получат представление о рынке труда, его структуре м механизме функционирования.

Задачи:

В ходе занятий студенты:

1) раскрывают содержание понятия «рынок труда»;

2) получают представление о структуре рынка труда;

3) получают о различных видах рынков труда;

4) получают знания о механизме взаимодействия спроса и предложения на рынке труда;

5) выявляют особенности современного российского рынка труда..

Основные понятия и персоналии:

Культура, субкультура, контркультура, ценность, норма, обычай, традиция, язык, деятельность, этноцентризм, культурный релятивизм, аномия.

А. Маршалл, Дж. Кейнс, Т. Веблен, У. Ростоу, М. Фридмен и другие..

 

Вопросы:

1. Дайте определение понятия «рынок труда». В чем принципиальное отличие рынка труда от рынков других ресурсов?

2. Что относится к компонентам рынка труда?

3. В чем заключается различие взглядов современных российских ученых на сущность рынка труда?

4. Как «работает» механизм рынка труда?

5. Что такое сегментация рынка труда и какова роль отдельных сегментов в механизме рынка?

6. Какие виды рынков труда вы знаете? Дайте характеристику основных национальных моделей рынка труда.

7. В чем специфика первичного и вторичного рынков труда?

8. Что такое конъюнктура рынка труда и каковы формы ее проявления?

9. Какие негативные факторы препятствуют эффективному функционированию российского рынка труда в настоящее время?

10. Чем характеризуется российская модель рынка труда?

Прогнозируемый результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

1) знают основные элементы рынка труда;

2) знают механизм действия рынка труда;

3) имеют представление о рыночной инфраструктуре и ее элементах;

4) понимают сущность рынка труда;

5) умеют выявить специфику российской модели рынка труда.

Литература

Основная:

1. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009.

2. Одегов Ю.Г. Экономика труда: учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М., 2011.

2. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. – М., 2010.

3. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М., 2007.

Дополнительная:

7. Жулина Е.Г. Экономика труда: Учеб. пособие. – М., 2010.

8. Маренков Н.Л., Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами / Н.Л. Маренков, Е.А. Алимарина (Высшее образование). – М., Ростов-н/Д,, 2004.

9. Экономика и социология труда: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2010.

 

Тема 5. Государственное регулирование рынка труда и занятости

Цель занятий: студенты получат представление об основных принципах и стратегиях государственного регулирования рынка труда и занятости.

Задачи:

В ходе занятий студенты:

1) раскрывают содержание понятия «политика занятости»;

2) анализируют основные цели политики занятости;

3) раскрывают роль государства на рынке труда;

4) анализируют специфику активной и пассивной политики занятости;

5) научатся характеризовать подходы к регулированию рынка труда;

76) выявляют меры государственной поддержки занятости в современном российском обществе.

Основные понятия и персоналии:

Государственная политика занятости, активная политика занятости, пассивная политика занятости.

опросы:

1. В чем заключается роль государства на рынке труда?

2. Выявить и охарактеризовать основные направления государственной политики занятости на рынке труда.

3. Охарактеризовать политику занятости в РФ.

4. В чем состоит принципиальное отличие между активной и пассивной политикой занятости на рынке труда?

5. Дайте характеристику основных инструментов государственного воздействия на рынок труда.

6. Место государственной службы занятости в регулировании рынка труда.

7. В чем состоит предназначение государственных служб занятости населения, помимо содействия в и трудоустройстве?

8. Какова роль негосударственных структур содействия занятости на рынке труда?

9. Какова роль малого бизнеса в решении проблем занятости населения?

10. В чем специфика системы управления занятостью в регионе? Каковы способы создания новых рабочих мест?

Прогнозируемый результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

1) знают специфику системы управления занятостью;

2) умеют выявить предназначение государственных служб занятости;

3) имеют представление о негосударственных структурах содействия занятости населения на рынке труда;

4) имеют представление о стратегии занятости, реализуемой в современной России;

5) знают роль и значение оплачиваемых общественных работ в материальной и моральной поддержке высвобождаемых работников.

Литература

Основная:

1.Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009.

2.Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учеб. Пособие. – М., 2008.

3. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М., 2007.

 

 

Дополнительная:

4. Алиев И.М., Горелов Н.А, Ильина Л.О. Экономика труда: Учеб. пособие. – М., 2011.

5. Маренков Н.Л., Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами / Н.Л. Маренков, Е.А. Алимарина (Высшее образование). – М., Ростов-н/Д,, 2004.

6. Одегов Ю.Г. Экономика труда: учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М., 2011.

7. Экономика трудовых ресурсов: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М., 2008.

 

Тема 6. Взаимосвязь трудовых организаций и служб занятости

Цель занятий: студенты изучат назначение государственной службы занятости и обязательства предприятий в области обеспечения занятости, в том числе программы обеспечения занятости.

Задачи:

В ходе занятий студенты:

1) раскрывают роль предприятий в регулировании ситуации на региональном рынке труда;

2) получают знания о механизме развития самозанятости населения;

3) анализируют программы обеспечения занятости и снижения уровня скрытой безработицы;

4) выявляют специфику мер, направленных на переориентацию предложения рабочей силы.

Основные понятия и персоналии:

Государственная служба занятости населения, негосударственные коммерческие организации содействия занятости населения.

Вопросы:

1. Государственная служба занятости и кадровые агентства г. Екатеринбурга.

2. Рынок труда и рынок образовательных услуг в Свердловской области.

3. Каким образом осуществляется взаимодействие работодателей и службы занятости?

4. Охарактеризуйте общую программу занятости населения. Перечислите основные критерии типовой программы занятости населения.

5. Порядок оказания финансовой помощи работодателям в организации рабочих мест и трудоустройства граждан.

Прогнозируемый результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

1) знают порядок оказания финансовой помощи работодателям в организации рабочих мест;

2) имеют представление о деятельности кадровых агентств г. Екатеринбурга;

3) понимают механизм стимулирования организации рабочих мест.

Литература

Основная:

1. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009.

2. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учеб. Пособие. – М., 2008.

3. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М., 2007.

Дополнительная:

4.Алиев И.М., Горелов Н.А, Ильина Л.О. Экономика труда: Учеб. пособие. – М., 2011.

5. Жулина Е.Г. Экономика труда: Учеб. пособие. – М., 2010.

6. Маренков Н.Л., Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами / Н.Л. Маренков, Е.А. Алимарина (Высшее образование). – М., Ростов-н/Д,, 2004.

 

Тема 7. Сокращение рабочей силы: социальная защита и трудоустройство высвобождаемых работников

Задачи:

В ходе занятий студенты:

1) раскрывают содержание понятия «высвобождение персонала»;

2) получают представление об особенностях процесса высвобождения персонала;

4) получают знания о мероприятиях по защите высвобождаемых работников;

5) раскрывают содержание понятия «сокращение числа занятых»;

6) выявляют причины высвобождения работников.

Основные понятия и персоналии:

Высвобождение персонала, увольнение работников, сокращение занятых.

Вопросы:

1. Что такое высвобождение персонала? Назовите виды увольнения персонала.

2. Перечислите главные основания увольнения работников.

3. Чем отличается высвобождение рабочей силы от увольнения?

4. Каковы обязательства работодателя в процессе высвобождения рабочей силы? Опишите систему мероприятий по работе с сотрудниками, увольняемыми по инициативе администрации.

5. Какие вопросы работодатели должны согласовывать со службой занятости?

6. Нарушению, каких функций труда потенциально угрожает высвобождение работников из организации?

Прогнозируемый результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

1) знают основные подходы к проблеме сокращения числа занятых, используемых в мировой практике;

2) имеют представление о политике и мероприятиях по защите высвобождаемых работников;

3) знают содержание понятий «высвобождение», «увольнение», «сокращение»;

4) умеют выявить причины высвобождения работников.

Литература

Основная:

1.Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учеб. пособие. – М., 2008.

2.Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009.

3. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2011.

Дополнительная:

4.Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М., 2007.

5. Управление персоналом: энциклопедия / Под ред. проф. А.Я. Кибанова. – М., 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...