Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности психического и личностного развития в зрелом возрасте.




В возрастной психологии отдельные ученые зрелый возраст условно делят на два периода: до сорока лет и после сорока лет (Г.С. Абрамова). При этом считается, что на стадии до сорока лет у человека активно накапливается жизненный опыт, и он достигает к концу этого периода полного расцвета (возраст «акме» - вершина), а после сорока лет человек постепенно начинает как в физическом, так и в психологическом плане сдавать свои позиции. Вторая стадия зрелого возраста описывается в пессимистическом плане. Такой подход имеет право на существование. Однако, если учитывать возрастные закономерности психического и личностного развития то в развитии человека все значительно сложнее. Каждый возраст по-своему хорош, имеет преимущества и некоторые слабые стороны перед другими возрастными стадиями.

В соответствии с возрастной периодизацией развития по Э. Эриксону выделяется три стадии взрослого человека: ранняя взрослость (20-45 лет), средняя взрослость (45 – 60 лет) и поздняя взрослость свыше 60 лет.

В ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Э. Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Эту способность отдать часть себя, не боясь потерять собственную идентичность. При благоприятных условиях для удовлетворения возрастных потребностей возникает способность - близость к людям, а при неблагоприятных условиях - возникает психическое образование - изоляция от людей.

В средней взрослости, после того как предыдущие конфликты хотя бы частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. В этом случае проявляется позитивная направленность развития – творчество. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов, при пассивном отношении к жизни часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности собственным здоровьем, стремлением удовлетворить собственные психологические потребности, уберечь свой покой. В данном случае развитие определяется как застой.

В поздней зрелости человек обычно пересматривает прожитую жизнь, и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал себя, что было ему отпущено судьбой. В таком случае человек испытывает полноту жизни. При неблагоприятном истечении, если человеку жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает отчаяние.

Следуя возрастным закономерностям психического и личностного развития, на наш взгляд, в зрелом возрасте можно выделить несколько стадий.

Первая стадия зрелого возраста начинается с возникновением новой возрастной потребности – потребности самореализоваться в расширении свои возможностей в межличностном взаимодействии, поиске новых форм общения и отношений. Эта потребность возникает, как правило, к двадцати семи годам и удовлетворяется в целом к тридцати шести годам. Этот возраст можно условно назвать «бальзаковским возрастом» (См. О. де Бальзак «Тридцатилетняя женщина»).

Социальная ситуация развития включает переживание межличностных отношений с другими людьми, возможностей изменить что-то в жизни, искать новое, необыкновенное в отношениях и общении.

Ведущим видом деятельности для большинства людей этого возраста является коммуникативный компонент профессиональной деятельности. Работа цениться тем, насколько она удовлетворяет возрастным потребностям в общении, комфортных межличностных отношениях, совместной с другими людьми активности. При достаточно высоком уровне личностного развития и при благополучных условиях на работе в семье человек приобретает в этом возрасте психические и личностные новообразования: понимание других людей, чувствование их, доверительные отношения, открытость и другие свойства, обеспечивающие ему «близость к людям» (Э. Эриксон).

При неудовлетворении возрастных потребностей возникает отчужденность, непринятие других людей, а иногда возникает потребность в сексуальной близости как компенсация духовной близости к людям. Сензитивной сферой является система отношений в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Второй стадией зрелого возраста можно назвать период примерно с тридцати шести лет до сорока двух лет. На этой стадии возникает новая потребность – потребность в самореализации и самоутверждении в профессиональной деятельности, в большей мере ее когнитивного и поведенческого компонента. Следовательно, ведущим видом деятельности в психическом и личностном развитии является профессиональная деятельность. Успехи в деятельности, материальные блага, карьера, признание наиболее полно удовлетворяют возрастные потребности. Кроме этого, влияет на развитие семейное благополучие, различные успехи членов семьи, успехи в учебе детей.

Социальная ситуация личности в этом возрасте характеризуется переживания собственных жизненных успехов, ретропереживаний своего поведения на предшествующей возрастной стадии. При благоприятном течении обстоятельств, при удовлетворении возрастных потребностей проявляются психические и личностные новообразования: самоуважение, самодостаточность, ощущение себя как успешного человека. При неблагоприятном истечении условий развития человек может испытывать неудовольствие своей работой, чувство вины, безысходность, безразличие, ощущение себя как неудачника.

На этой стадии возникает такое психическое новообразование как уважение к мудрости. Человек может легче, чем на других возрастах перенести первые потери – смерть близких людей, родителей. Он готов спокойнее принять отчуждение детей, их вступление в брак, рождение детей и рационально осознавать и переживать все значимые для него события.

На этом возрасте может наблюдаться у человека первая стадия стагнации брачных отношений.

Сензитивная сфера психического и личностного развития самосознание – формирование «Я- образа».

На следующей стадии зрелого возраста, в соответствии с законом отрицание отрицания возникают новые возрастные потребности – потребности в самореализации во взаимодействии с другими людьми. Примерные возрастные границы этой стадии от сорока двух до сорока восьми лет. Серединой этого возраста является возраст сорока пяти лет, о котором в народном творчестве существуют известные поговорки.

Социальная ситуация развития этого возраста определяется возрастными потребностями и возможностями их удовлетворять. При благополучных условиях личность в этом возрасте активно реализуется в совместной деятельности. В этом возрасте личность стремиться в взаимодействии оказывать помощь, опекать других людей, поучать их. На этой стадии снова доминирует межличностное общение, но в отличие от общения на первой стадии зрелого возраста, характеризуется высоким уровнем социальной направленности. В этом возрасте иногда возникает настальгия по общению и отношениям со старыми товарищами, друзьями из детства и юношества. Люди этого возраста интересны тем, что с ними легче общаться как по профессиональным вопросам, так и по поводу личных проблем. Они уже имеют богатый жизненный опыт и в соответствии с возрастными потребностями еще не чувствуют своего возраста. При неблагополучном истечении событий, в этом возрасте возникает замкнутость на себе, уход в работу (психологическая зависимость), обеднение эмоциональной сферы.

Возрастными психическими новообразованиями этого возраста является эмпатия, умение сочувствовать и переживать не только родным и близким людям, но в целом к любому человека.

В этом возрасте проявляется такое возрастное новообразование как «аутичная генеративность» - психологическая готовность иметь внуков. Это психическое новоообразование часто неосознанно проявляется в рассказах о семьях друзей или знакомых, у которых уже появились дети или внуки.

Центральным образованием личности является дальнейшее формирование «Я-образа», в котором гармонизируются «Я-реальное», «Я-будущее», «Я- идеальное» и другие «Я» образуя самость, самодостаточность личности.

При удовлетворении возрастной потребности этого возраста зарождаются и проявляются новые возрастные потребности для следующего возрастного периода зрелости – потребности в самореализации личности в профессиональной деятельности или другой деятельности (домашнее хозяйство), осознании значимости своих достижений в профессиональной деятельности и материальном благополучии.

Возрастные границы данного возраста примерно от сорока восьми до пятидесяти четырех лет. Социальная ситуация развития этого возраста характеризуется переживаниями о той деятельности, которой занимается человек. Как правило, человек, с особой тщательностью выполняет свои обязанности, ответственно относится ко всему, чем занимается, и это значимо переживается в этом возрасте. Отношение к профессиональной деятельности несколько похоже на отношение к работе на втором этапе зрелого возраста, только эти отношения являются более мудрыми, философскими. В этом возрасте основными новообразованиями являются профессиональное самоуважение. Личность, как правило, конструктивно переживает свои достижения, ценит себя как личность. При негативной оценке со стороны других людей болезненно переживает это. Наряду с самоуважением формируется ответственное, а иногда и гиперответственное отношение к профессиональной деятельности (деятельности, которой занимается). В этом возрасте проявляется такие качества, как бережливость, критичность.

Сензитивной сферой развития является дальнейшее развитие «Я- образа».

В соответствии с общими законами развития, примерно к пятидесяти пяти годам проявляется возрастная потребность в самореализации в профессиональной деятельности в другом плане – социальном. Социальная ситуация развития в этом возрасте характеризуется переживаниями личности об отношениях, складывающихся на работе и дома. В этом возрасте человеку до всего есть дело, и это иногда проявляется в чрезмерной вербальной активности. И вообще типично для этого возраста делать все так, как в последний раз хорошо. Ведущим видом деятельности в этом возрасте чаще всего является профессиональная деятельность. В этом возрасте формируется такие новообразования возраста как мудрость: умение предупреждать и успешно разрешать конфликтные ситуации, быть снисходительным и хорошо понимать других людей и уметь прощать им. В последней стадии зрелого возраста личность еще устремлена в будущее: строит еще жизненные планы, начинает осуществлять новые проекты, не боится начать новое дело. Хотя для лиц этого возраста типично адекватно, и иногда скептически относится к своим успехам в трудовой деятельности, и больше ценить в себе и людях нравственные качества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...