Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика основных специально-юридических методов познания




 

Методы юридической науки можно разделить на несколько групп: Методы собирания, распределения и проверки фактического материала.

1. Формально-юридический, или интерпретация нормативных актов. Это работа с текстом, толкование нормативных и иных актов.

Использование этого метода дает нам чисто юридические знания, формальные моменты. Чтобы увидеть право в реальности, необходимо применить другие способы:

2. Конкретно-социологический метод.

Особенно хорош при изучении отдельных сфер деятельности правовых и государственных институтов, их результативности. В рамках этого метода могут быть использованы различные приемы: наблюдение, анкетирование, опрос, интервьюирование.

3. Социально-правовой эксперимент - это опытная проверка целесообразности и эффективности нормативного юридического акта.

Дает возможность заранее проверить действие какого-либо установления, проверить действие планируемых реформ, решений нормативных актов.

4. Статические методы - выявляемая ими повторяемость процессов позволяет увидеть эмпирические закономерности (статистика вообще имеет дело с подсчетами, устанавливает количественные показатели).

Подчеркнем, метод выявляет эмпирические закономерности - т. е. данный метод дает возможность увидеть эти закономерности, но не дает им объяснения. Методы обработки фактического материала:

1. Нормативно-догматический анализ /технико-юридический анализ;

2. Метод сравнительного правоведения и сравнительного государствоведения. В его рамках существуют свои приемы, например:

а) территориальное исследование, т. е. сравнение аналогичных юридических институтов в разных странах;

б) хронологическое исследование, когда один и тот же институт рассматривается на различных временных отрезках. При помощи метода сравнительного правоведения понимаются национальные особенности правовой системы.

В теорию проникают и методы других наук:

1. Системно-структурный метод /метод системного подхода/, при котором правовые явления характеризуются как элементы различных правовых систем;

2. Функциональный анализ, при котором рассматриваются функции каждого элемента системы;

3. Кибернетические /информационные/ методы, при котором анализ закона дается с точки зрения содержащейся в нем информации, а правовые явления рассматриваются как определенные команды;

4. Аксиологический подход, при котором общественные явления характеризуются как ценности, соответствующие тем или иным идеалам;

5. Психологический метод, в котором государственная власть - авторитет, который признают и которому подчиняются, а право рассматривается как воля;

6. Метод моделирования, который исходит из предположения, что между различными объектами существуют однозначные соответствия, так что, зная характеристики одного из объектов - модели, - можно с достаточной определенностью судить о другом /об оригинале/.

Говоря о методах ТГП, логично давать и более краткое их изложение:

Методы:

 

1) Исторический /используется при изучении происхождения, особенностей государства и права в различные эпохи/;

2) Социологический, при котором государство рассматривается как политико-территориальная организация, которая распределяет свою власть за все население. В рамках метода рассматривается связь и взаимовлияние гражданского общества;

3) Юридический метод, где государство рассматривается как правовая форма

организации государственной власти, изучаются связи между государством и

правом;

4) Политический метод: государство - организация политической власти в обществе.

5) Психологический метод, при котором государственная власть - авторитет, право - воля.

Существуют дополнительно к этому следующие методы: логический, сравнительный, моделирования, анкетирования. Главное - только совокупность (а точнее - система) методов дает правильное представление о государстве и праве, т. е. необходимо использование принципа методологического плюрализма.

Ниже предлагается схема методологии юридической науки. Все уровни методологии, все конкретные методы необходимы, чтобы познать, изучить конкретные государственно-правовые явления. Познание начинается с низшего уровня, т. е. при помощи специально-юридических методов. Например, государство, право, законодательство, деятельность правоприменительных органов изучаются, прежде всего, с помощью частных методов, например, сравнительного анализа, формально-юридического анализа и др. Полученные в результате этого изучения знания обрабатываются с помощью методов общенаучного уровня (анализ, синтез, дедукция и т. д.), т. е., используя логические приемы обработки информации, ученый строит выводы, получает какие-то результаты - знания о государстве и праве. А для того чтобы знания были достоверными, истинными, весь процесс познания, т. е. весь процесс применения методов познания должен соответствовать принципам познания, образующим философский уровень. Иными словами, методы каждого уровня должны применяться в соответствии с вышестоящими уровнями методологии (рис. 1.1.2.3).

 

Философский уровень

-принцип историзма

-принцип системности

-принцип методологического плюрализма

-принцип объективности и конкретности

Общенаучный уровень

-синтез

- анализ

- индукция

- дедукция

- абстрагирование

Социально-научный уровень

-формально-юридический анализ

-формально-логический анализ

-правовой эксперимент -сравнительное правоведение

-сравнительное государствоведение -правовое моделирование

-метод конкретно-социологических исследований

-системно-структурный анализ -системно-функциональный анализ

Рис. 1.1.2.3

 

В курсе теории государства и права часто используются термины "понятие" и "категория".

Понятие - форма мышления, которая отражает и закрепляет существенные отличительные признаки предметов и явлений.

Например, понятия: государство, право, норма, правоотношение, функции механизма.

Категория - более широкое понятие, включает в себя несколько понятий.

Например, категория государства может быть раскрыта через понятие сущности, формы государства, политической власти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...