Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование целей функционирования организации




Определение качественных целей организации осуществля­ется в следующем порядке:

1. Формирование качественных целей.

2. Оценка (ранжирование) качественных целей.

3. Построение дерева целей.

4. Построение количественных целей.

5. Оценка степени прогресса в достижении целей.

Этап 1. Формирование качественных целей. Формирование качественных целей осуществляется в две стадии:

1) формируются качественные цели, вытекающие из положения данной организации в общей иерархии и законодательных ак­тов, регламентирующих ее деятельность,

2) выбираются граничные качественные характеристики цели. Формулировка цели должна быть предельно четкой и допустима только в по­велительном наклонении.

Пример. Цель 1. Провести исследование рынка.

Цель 2. Изготовить изделие «А»..

Цель 3. Обеспечить изделию «А» устойчи­вое конкурентное преимущество.

Этап 2. Оценка (ранжирование) качественных целей функцио­нирования организации. Ранжирование осуществляется для обо­снования выбора целей функционирования, положенных в ос­нову дальнейшего проектирования организации.

Ранжирование целей функционирования имеет принципи­альное значение для решения проблем проектирования органи­зационных систем по следующим причинам:

• все реальные организации по своей природе многоцеле­вые;

• периоды действия целей функционирования различны, следовательно, при проектировании организации необходимо исходить из целей, период действия которых сопоставим с пе­риодом проектирования организации, в противном случае про­цесс проектирования становится непрерывным;

• число целей функционирования должно быть по воз­можности ограниченным.

Проблема ранжирования целей функционирования в силу важности ее для организационного проектирования должна быть решена достаточно корректно и требует применения наи­более объективных методов.

В настоящее время не существует аналитических или рас­четных методов, позволяющих решать эту задачу однозначно. Решение такого класса задач возможно только на основе ис­пользования экспертных методов, теория которых разработана весьма подробно. Ранжирование с помощью экспертных мето­дов требует применения специальной методики и может быть осуществлено в несколько этапов.

На первом, подготовительном, этапе формируются эксперт­ные группы на выбранных уровнях управления и подготавлива­ется вся документация, необходимая для проведения ранжиро­вания.

На втором, организационном, этапе обрабатываются резуль­таты оценки целей функционирования. На этом этапе должны быть выполнены все необходимые расчеты для сопоставления целей функционирования, определения компетенции экспертов и степени согласованности.

На третьем, заключительном, этапе проводится обработка результатов экспертизы, в результате чего формируется набор целей функционирования на данном уровне управления.

Если ранжирование оценки исследователем не принимается в силу ряди причин, вытекающих из объективных условий или теории экспертных оценок, оно должно быть повторено до по­лучения приемлемого результата.

Этап 3. Построение дерева целей. Доведение целей до каж­дого уровня управления и их комплексная оценка требуют по­строения дерева целей. Дерево целей представляет собой струк­турное отображение распределения целей по уровням управле­ния рассматриваемой организации и их взаимосвязи. В качест­ве примера можно рассмотреть следующий фрагмент дерева целей (рис. 2).

 
 
   


Рис. 2. Фрагмент дерева целей

Такое дерево целей строится для каждого уровня управле­ния, а затем производится «сшивание» дерева целей каждого уровня в общее дерево целей организации.

Этап 4. Построение количественных целей. Этот наиболее важный этап для управления прежде всего потому, что количе­ственные цели определяют выбор методов управления органи­зацией, которые в свою очередь допускают применение мате­матических методов, а следовательно, и компьютерной техни­ки. Количественная цель функционирования ориентирует ор­ганизацию на достижение определенных показателей и являет­ся конкретизацией качественной цели.

Этап 5. Оценка степени прогресса в достижении целей. Как указывалось выше, организация считается добившейся успеха, если она реализовала поставленную цель. Следовательно, на этом этапе в каждый момент времени необходимо фиксировать состояние объекта управления, причем как критическое, и ка­ждый раз принимать корректирующее управленческое решение. Здесь необходим регулярный анализ внешней и внутренней среды организации, в частности, совокупности таких факторов, как социальное поведение коллектива, и др. Степень влияния этих факторов на достижение целей организации, а также на выбор критериев их достижения очень велика и требует внима­тельного наблюдения за всеми сторонами деятельности объекта управления.

 

 

 


Отсюда вытекают и направления в страте­гии развития фирмы, и ее тактические задачи, и функции менеджмента в организации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...