Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подробнее о цветовом круге




Все рисующие люди, учившиеся дизайну, рекламной графике или иллюстрации, во время обучения подвергались «пытке цветовым кругом», после которой возненавидели цветик-семицветик на всю оставшуюся жизнь. Преподаватели-гуманисты довольствовались приблизительным сходством с оригиналом, изверги требовали идеальной чистоты цвета и проверки черно-белым ксероксом, якобы отображающим правильные цвета пятьюдесятью процентами серого.

Профессора оглашали манифест о дополнительных цветах, объясняли, что зеленый рядом с красным смотрится особенно ярко, а цвета, расположенные в круге через один, помещать рядом не рекомендуется. Эти несложные правила всем хорошо запомнились.

Далее студентам предлагалось изготовить себе такой круг, всегда держать его под рукой и пользоваться им. Но как?

Результаты небольшого опроса о возможном использовании цветового круга в иллюстраторской практике изрядно меня позабавили. Близок к истине оказался коллега, ответивший, что цветовой круг нужен только художникам, рисующим реалистично. Что именно предполагается найти в магическом круге, не знал и он.

Художник, знакомый с оптикой, сможет правильно подобрать все цвета для реалистичной картины, не имея перед глазами объекта изображения. На уроках живописи нам неоднократно сообщалось, что цвета предметов и теней содержат всевозможные оттенки и их появление подчинено весьма четким правилам.

Йоханнес Иттен, основоположник «новой науки о цветах», проделав однажды эксперимент с разноцветными лампами и объектами, сформулировал эти правила. К сожалению, описание эксперимента приводится в его обширных трудах фрагментарно. Перечитывать все книги самостоятельно большинство студентов ленится, а попытки восстановить целое по обрывочной информации остаются без результата. В этой главе я обобщила все сведения, которые удалось найти.

Итак: при естественном освещении предмет отбрасывает на ахроматический (черный, белый или серый) фон тень дополнительного к нему цвета: красный — зеленую, желтый — фиолетовую, синий — оранжевую. Найти подходящую тень для объекта с более сложным цветом поможет цветовой круг — нужно посмотреть, что находится в круге напротив цвета объекта. Белый предмет отбрасывает зеленую тень.

При наличии дневного света цветной свет, направленный на белый предмет, также отбрасывает тень дополнительного к нему цвета: например, свет от зеленой лампы — красную, а от фиолетовой — желтую. Два исключения: свет красно-оранжевой или сине-зеленой лампы отбрасывает черную тень. Если тень падает на цветной фон, ее цвет смешивается с цветом фона.

Знания приведенных правил достаточно, чтобы выбрать гармоничные или правдоподобные цвета не только для реалистичных картинок.

Удивительные и неожиданные результаты дал эксперимент, проведенный с разноцветными лампами в темноте. Запомнить и использовать эти закономерности в работе помогает цветовой круг.

В отсутствие дневного света освещение предмета двумя цветными лампами приводит к следующим эффектам.


В красном и зеленом свете красный луч отбрасывает зеленую тень, зеленый — красную. Красный и зеленый лучи, пересекаясь, дают желтый


В синем и оранжевом свете синий луч отбрасывает оранжевую тень, оранжевый — синюю. При пересечении синего и оранжевого лучей получается пурпурно-розовый (фиолетово-белый *)

* В своей «Науке о цвете» Иттен не пользовался терминами «светло-зеленый» или «темно-розовый», так как затемнить или высветлить цвет можно не только за счет примеси черного и белого. Например, зеленый можно смешать с белым или желтым. В обоих случаях результатом будет более «светло-зеленый», но это совершенно разные оттенки. Поэтому Иттен называл их «бело-зеленый» и «желто-зеленый». «Фиолетово-белый» означает, что фиолетовый цвет на 50% разбавлен белым.


В желтом и фиолетовом свете желтый луч отбрасывает фиолетовую тень, фиолетовый — желтую. Пересекаясь, желтый и фиолетовый лучи дают белый


В красно-оранжевом и сине-зеленом свете красно-оранжевый луч отбрасывает синюю тень, сине-зеленый — красно-оранжевую. Пересекаясь, красно-оранжевый и сине-зеленый лучи дают пурпурно-розовый


В желто-оранжевом и фиолетово-синем свете желто-оранжевый луч отбрасывает фиолетовую тень, фиолетово-синий — желто-оранжевую. Пересекаясь, желто-оранжевый и сине-зеленый лучи дают пурпурно-розовый


В желто-зеленом и красно-фиолетовом свете желто-зеленый луч отбрасывает красную тень, красно-фиолетовый — желто-зеленую. Пересекаясь, желто-зеленый и красно-фиолетовый лучи производят желто-белый


В синем и зеленом свете зеленый отбрасывает синюю тень, синий — зеленую. Пересекаясь, эти лучи производят сине-зеленый


В зеленом и желтом свете желтый отбрасывает зеленую тень, зеленый — желтую. Пересекаясь, эти лучи производят желто-зеленый


В желтом и оранжевом свете желтый отбрасывает оранжевую тень, оранжевый — желтую. Пересекаясь, эти света производят желто-оранжевый


В оранжевом и красном свете оранжевый отбрасывает красную тень, красный — оранжевую. Пересекаясь, эти лучи производят красно-оранжевый


В красном и фиолетовом свете красный отбрасывает фиолетовую тень, фиолетовый — красную. Пересекаясь, эти света производят красно-фиолетовый


В фиолетовом и синем светах, фиолетовый отбрасывает синюю тень, синий — фиолетовую. Пересекаясь, эти света производят фиолетово-синий

Во всех случаях тени в пересекающихся лучах — черные.

Использование трех разноцветных источников света — красно-оранжевого, сине-зеленого и зеленого — сопровождается следующим эффектом: в красно-оранжевом свете тень объекта становится сине-зеленой, в зеленом — пурпурно-розовой, в сине-зеленом — желтой. При пересечении эти три луча производят белый. Данный опыт продемонстрировал, что введение еще одного источника света изменяет и безмерно усложняет правила поведения лучей разного цвета и теней. Запомнить их практически невозможно.

Выходит, для создания совершенно реалистичной картины цветового круга все же недостаточно. Настоящая жизнь непременно одарит картину новым цветом или тенью. А для удачного выбора колорита изображений вымышленных или упрощенных цветового круга вполне хватает.

Структуры и фактуры

Фактура — важный декоративный элемент в иллюстрации. С ее помощью можно разнообразить однотонную плоскость, создавать контраст в композиции и даже иллюзию полутона.

Фактурой считается любое нагромождение изобразительных элементов, настолько мелких, что они воспринимаются зрителем как «шум». Самая популярная разновидность фактуры — растр. В поп-арте и комиксах с помощью декоративных растров рисуют тени, заполняют большие плоскости «для разнообразия» или изображают оттенки при печати, в которой невозможны полутона (например, в технике шелкографии, при нанесении флока, использовании трафарета).

Большой популярностью у иллюстраторов пользуются орнаменты. Здесь идет в ход все — от «гороха» до линейных рисунков или сканированных фрагментов тканей, обоев и упаковочной бумаги.


Орнамент наложен поверх рисунка

Сделать иллюстрацию по-настоящему объемной практически нереально (это было бы слишком дорого), зато можно создать ощущение, что картинка нарисована на мятой бумаге или неровной поверхности. Для этого нужно отсканировать или сфотографировать объект с соответствующей структурой, наложить на изображение в «Фотошопе» новым слоем в определенном режиме. Чаще всего хорошие результаты получаются с эффектом «умножить» или «наложить», однако здесь многое зависит от цвета, контрастности и темноты фактуры, и в каждом случае приходится искать наиболее удачный режим.

Чтобы сделать видимой поверхность акварельной бумаги или холста, нужно нанести на нее слой карандашной пыли или покрыть лист восковым мелком, стараясь прокрасить только верхний слой.

Получившийся рисунок сканируют, переводят в режим «монохром» и делают светлее и контрастнее — теперь его можно накладывать в «Фотошопе» на иллюстрации методом «умножить» или «высветлить».

Чем однороднее раскраска объекта, тем меньше на нем различимы наложенные в «Фотошопе» фактуры. Чтобы спецэффекты было лучше видно, рекомендуется закрасить плоскость двумя близкими тонами с плавным переходом от одного к другому либо создать едва заметные пятна похожих цветов с помощью аэрографа.


На ровный слой зеленого наложена фактура


Та же фактура, наложенная на переход от зеленого к темно-синему — неровности видно значительно лучше

Структуры и фактуры

Пример пошагового нанесения структур и фактуры на простой рисунок

Задача — сделать простой линейный рисунок интересным и законченным.

Для начала я закрасила цветом весь фон, чтобы придать иллюстрации более плотный вид. Для контура выбрала цвет, подходящий к фону. Раскрасила фигуру несколькими контрастными цветами. Сместила раскраску, чтобы в дальнейшем создать эффект «разъехавшейся печати». Скопировала контур и расположила объекты так, чтобы композиция стала менее симметричной.

На новом слое поместила сетку из оранжевых точек. Чтобы сетка выглядела живее, я поставила несколько крупных точек там, где контур становится толще.

Точки рисовались вручную, круглой кистью. Чтобы получить много точек одного диаметра, нужно отключить чувствительность к нажиму у линии.

Слой с желтыми точками я перевела в режим «наложить». За счет этого точки, попадающие на красные и бордовые пятна, приобрели другие цвета. Далее я создала копию этого слоя и покрасила ее в зеленый цвет. Новый слой я немного сместила и стерла некоторые его части, чтобы сделать в нем «прорехи».

Из своей коллекции фотографий старых листов бумаги я выбрала особо колоритный экземпляр.

Выставила максимальную контрастность и инвертировала изображение. Получившееся пятно я наложила в новом слое на свою иллюстрацию в режиме «умножить». Вышел очень темный развод.

Чтобы эффект был менее заметным, я уменьшила прозрачность слоя до 20 %. На новом слое нарисовала несколько оранжевых разводов в режиме «умножить». Скопировала из слоя с зелеными «помехами» небольшой кусок, сильно увеличила и покрасила в светло-розовый цвет. Дополнила линией, чтобы создать иллюзию краски, осыпавшейся на сгибе.

Если в картинке слишком много деталей похожего размера, она вся может восприниматься зрителем как «шум». Многие иллюстраторы сознательно пользуются этим эффектом, потому что мелкие детали бывает интересно рассматривать. Глухо заполненная информацией поверхность часто смотрится выигрышно уже благодаря плотности изображения. Иллюстратору не приходится думать над композицией: «шум» не нужно компоновать, им равномерно заполняют плоскость от края до края. Однако такой стиль работы может быстро наскучить иллюстратору и начать его тяготить. Пустое пространство поддерживает закрашенные части и создает определенную атмосферу, а простое заполнение пустых мест «чем попало» лишает картинку «воздуха» и может легко превратиться для иллюстратора в скучное и монотонное занятие. Тем не менее и этот жанр имеет право на существование. Чтобы не было проблем с придумыванием «наполнителя», нужно регулярно собирать изобразительный материал для будущих работ. Лучшие источники — энциклопедии и библиотеки с тематическими рисунками. Полезно собирать вырезки из журналов и газет, фотографировать коллекции предметов на блошиных рынках или ярмарках, делать наброски необычных вещей. Хорошо отсортированная библиотека дает возможность выбрать перед началом работы все объекты, которым суждено встретиться на будущей иллюстрации, разложить их рядом и потом перерисовывать, последовательно заполняя плоскость.

 

Сложнее всего делать так называемые «картинки-мельтешилки» для детей, очень популярные у детских журналов и книжных издательств. На них обычно изображена какая-нибудь бытовая ситуация во всех деталях: сценка из деревенской жизни, городской праздник, аттракционы в карусельном парке... Здесь часто требуется показать несколько сотен людей, поэтому нужно сразу выбрать очень упрощенную модель человека, чтобы без труда повторить ее много раз с небольшими изменениями. Для конструкций, автомобилей и элементов архитектуры тоже нужно искать достаточно простые формы: чтобы было не совсем мало деталей, но и не слишком много работы. Все объекты нужно рисовать в одинаковой перспективе.


Здесь фасад дома изображен фронтально, чтобы избежать работы с перспективой


Все предметы изображены в изометрической проекции

В иллюстрациях для детей нельзя использовать бессмысленные элементы, служащие исключительно для заполнения пространства. Дети изучают любимые книги и журналы во всех подробностях, поэтому все герои должны быть задействованы в понятных и узнаваемых сюжетах.


Автор — Наташа Ратковски

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...