Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел




По мере изучения чисел первого десятка учитель не только знакомит учащихся с местом данного числа в натуральном ряду чисел, но и учит сравнивать это число с числами, стоящими рядом, а также другими числами. Например, уже при изучении числа 2 учитель показывает учащимся, что 2 больше 1. Вначале это сравнение проходит на предметных множествах: «В верхнем ряду 1 круг, а в нижнем — 2 круга. Где кругов больше? Где меньше? Почему? В каком ряду лишний круг? В каком ряду не


хватает кругов?» Аналогичные упражнения проводятся и на дру-гих множествах: «Какую цифру поставим около одного круга? Какую цифру поставим около двух кругов? Какое число больше: 2 или 1? Какое число меньше: 2 или 1? Почему 2 больше, чем 1? Покажи сначала на кругах, а потом на яблоках».

Далее учитель просит уравнять количество кругов в верхнем и нижнем рядах: «Что нужно сделать, чтобы в верхнем ряду было столько же кругов, сколько в нижнем?» (Добавить 1 круг.) «Что нужно сделать, чтобы в нижнем ряду кругов было столько же, сколько в верхнем?» (Убрать 1 лишний круг.)

Учащиеся работают в этот период в основном с множеством предметов, устанавливая взаимно однозначное соответствие между элементами множеств: они не только выясняют, где пред-метов больше (меньше), но и определяют, сколько лишних пред­метов в большем множестве и сколько их недостает в меньшем. Одновременно они сравнивают и числа, которые являются харак-теристикой этих множеств. Сначала сравниваются два рядом стоя­щих числа, например 3 и 4, а затем и любые два числа.

Например, сравниваются множества яблок и груш (яблок 3, а груш 4). Ученики раскладывают груши в ряд, а под каждой грушей кладут яблоко, т. е. устанавливают взаимно однозначное соответст­вие. Одна груша лишняя — груш больше. Одного яблока недоста­ет — яблок меньше. Значит, 4 больше, чем 3, а 3 меньше, чем 4.

Полезны и такие вопросы:

«Сколько надо добавить яблок, чтобы их стало столько же, сколько груш?»

«Сколько надо отнять груш, чтобы их стало столько же, сколь­ко яблок?»

«Сосчитаем, сколько тетрадей в стопке (7 тетрадей). Сколько нужно для них обложек?»

«Нарисуйте 4 кружочка. Возьмите столько же треугольников. Сколько треугольников надо взять?»

Затем учащиеся сравнивают числа, абстрагируясь от конкрет­ных множеств: «Какое число больше: 5 или 6? Сколько лишних единиц в числе 6? Сколько их недостает в числе 5? Что нужно сделать, чтобы уравнять числа?»

Учащиеся должны хорошо усвоить, что все числа, предшест­вующие данному (те, которые стоят в числовом ряду перед дан­ным числом, раньше его, ближе к началу числового ряда), меньше данного, а все последующие числа (те, которые стоят после дан­ного в числовом ряду, дальше от начала) больше данного. Исполь­зование иллюстративной таблицы с изображением множеств и


чисел, а также «числовой лестницы» поможет учащимся в сравне­нии чисел, известного им отрезка числового ряда.

Для закрепления сравнения чисел могут быть использованы

упражнения: «Сосчитай, сколько здесь синих шаров. Покажи циф­рой», «Отсчитай красных шаров больше. Покажи, сколько крас-ных шаров ты отсчитал», «Какое число больше (меньше)?», «Сколько лишних единиц в большем числе?» (Аналогичное упраж­нение с использованием понятий «столько же», «меньше».) Подоб­ные упражнения можно проводить с хлопками, прыжками и т. д.: «Покажи число три», «Покажи числа, большие числа 3», «Покажи столько же пальчиков. Покажи пальчиков больше (меньше)».

Число 10, которым заканчивается изучение первого десятка, отличается от ранее изученных чисел. Учащимся 1-го класса можно дать только один способ образования этого числа: 9+1. Число 10 обозначается не одной, а двумя цифрами 1 и 0, и уместно дать учащимся термины однозначные числа и двузнач­ные числа. Однозначные числа записываются одной цифрой. Дву­значное число 10 записано двумя цифрами. Какой-либо четкой дифференциации однозначных и двузначных чисел провести при этом нельзя, так как учащиеся знают только одно двузначное число. Однако эти термины ввести следует. Необходимо при этом закрепить понятия число и цифра.

Десять единиц дети учатся объединять в один десяток, пользу­ясь рассыпными палочками и связкой палочек, 10 косточками на первой проволоке счетов и 1 косточкой (одним десятком) на вто­рой проволоке; работая с абаком, дети заменяют 10 кружков в первом столбце, обозначающем разряд единиц, одним кружком во втором столбце, 10 монет по одной копейке — одной монетой в 10 копеек, 10 квадратиков — полоской, на которой они укладыва­ются в ряд, и т. д. На многочисленных упражнениях с использо­ванием разнообразных наглядных пособий и дидактического мате­риала следует отдифференцировать понятия десять единиц и один десяток.

Обучение сложению и вычитанию в пределах 10

С арифметическими действиями учащиеся знакомятся сразу же после изучения числа 2. Изучение каждого из чисел первого десятка (кроме 1) завершается изучением действий сложения и вычитания в пределах этого числа. Действия сложения и вычита­ния изучаются параллельно.


Учащиеся знакомятся со знаками сложения — плюсом (+), вычитания — минусом (—) и знаком равенства — равно (=).

При изучении данной темы учащиеся должны овладеть вычис-лительными приемами, получить прочные вычислительные навы-ки, заучить результаты сложения и вычитания в пределах 10, а также состав чисел первого десятка, узнавать и показывать ком-поненты и результаты двух арифметических действий (сложения и вычитания) и понимать их названия в речи учителя.

В основе сложения и вычитания в пределах 10 лежат операции с предметными совокупностями и некоторые вычислительные приемы. Изучение состояния знаний учащихся, поступивших в 1-й класс вспомогательной школы, показывает, что большинство из них либо вообще не имеют представления о действиях сложения и вычитания и вычислительных приемах, либо находят результаты этих действий путем операций над предметами. Поэтому обучение учащихся арифметическим действиям сложения и вычитания не­обходимо начать с этапа овладения всеми учащимися операциями над предметными совокупностями. Предметно-практическая дея­тельность детей сопровождается счетом: «К одной лампочке при бавить еще одну лампочку. Сколько получится лампочек?» Это записывается так: 1 + 1=2. Учащиеся на партах прибавляют к одному предмету еще один предмет и пересчитывают результат.

Запись примеров идет на доске и в тетрадях. Учащиеся учатся читать пример: «К одному прибавить один, получится два». На этом же уроке учащиеся знакомятся с решением и записью при-меров на вычитание. Пример читают так: «От двух отнять один, получится (останется) один».

После знакомства с числом 3 дети учатся решать примеры вида 2+1, 1+2, 3—1, 3—2. Чтобы решить пример 2+1, надо отсчитать 2 предмета (2 красных круга), а потом отсчитать еще 1 предмет (зеленый круг), соединить их, пересчитать и записать ответ. Учитель обращает внимание учащихся на то, что когда прибавляют, то становится больше, чем было.

При вычитании 3—2 ученик должен взять 3 предмета, отсчи­тать (удалить) 2, пересчитать оставшиеся предметы и записать ответ. Учитель обращает внимание на то, что когда вычитают, то становится меньше, чем было.

Одновременно на этом же этапе организуются наблюдения уча­щихся над свойством сложения. Учитель показывает, что если к двум красным кругам прибавить один зеленый, то получится три


круга. И наоборот: если к одному зеленому кругу прибавить два красных, тоже получится три круга. Учащиеся наблюдают пере-местительное свойство сложения. Учитель обращает внимание на перестановку групп предметов, чисел в примерах и неизменность при этом результата. Учащиеся подводятся к доступным им обоб-

щениям.

По мере овладения учащимися натуральной последователь­ностью чисел и свойством этого ряда (каждое число меньше сле-дующего за ним на единицу и больше стоящего перед ним на единицу) нужно знакомить их и с приемом сложения и вычита-ния, опирающимся на это свойство натурального ряда чисел. Дети учатся этим приемом прибавлять и вычитать единицу из числа, т. е. присчитывать и отсчитывать по 1.

Пособием для овладения этим приемом должен быть натураль­ный ряд чисел от 1 до числа, которое учащиеся изучают. (Число­вой ряд постоянно должен находиться на наборном полотне в классе и на партах учащихся.) Например, надо решить: 3+1. Учитель показывает цифру 3 в числовом ряду и просит найти число на 1 больше. Это следующее в числовом ряду число 4, значит, 3+1=4. Пример 3—1 решается так: находим число 3, число на единицу меньше — это число, которое стоит перед числом 3, т. е. число 2. Значит, 3—1=2. Дети успешно пользуют-ся табличкой числового ряда, которая помогает овладеть вычисли-тельным приемом без опоры на конкретный материал.

Когда учащиеся научились прибавлять и вычитать по 1, надо учить их прибавлять по 2: к четырем прибавить 2. Ученик ставит палец на число 4 в числовом ряду, прибавляет 1, получилось 5, еще прибавляет 1, получилось 6. Палец ученика скользит по числовому ряду.

С первых уроков математики целесообразно обучать комменти­ровать свою деятельность с предметами и числами. Сначала учи-тель сам комментирует производимые им совместно с учениками действия, а учащиеся повторяют. Постепенно доля самостоятель­ности в комментировании деятельности у учащихся увеличивает­ся, а помощь со стороны учителя уменьшается.

Переходным этапом от операций над конкретными множества­ми к действиям над числами является знакомство учащихся (при выполнении сложения и вычитания) с приемом присчитывания и отсчитывания нескольких единиц.


При использовании приема присчитывания учащиеся пересчи-тывают первое множество, запоминают это число, к нему по одно-му присчитывают элементы второго множества и.сразу говорят сумму. Например: 2+2 =? Учитель говорит: «Сосчитаем яблоки в корзине. Их 2. Нужно прибавить к ним еще 2 яблока. Узнаем, сколько всего яблок в корзине. Считать будем так: к двум приба-вим еще 1, будет 3 и еще 1, будет 4. В корзине 4 яблока, значит 2+2=4. Проверим, что в корзине 4 яблока (пересчитаем)». Затем учащиеся не пересчитывают первое множество, а сразу называют число. В коробке 3 карандаша. Прибавим еще 2 карандаша. Счи-таем так: к трем прибавим 1, будет 4, прибавим 1, будет 5.

Когда учащиеся овладели приемом присчитывания, учитель знакомит их с приемом отсчитывания: 5—2 =? На наборном по-лотне выставляются 5 кругов. Нужно отнять 2 круга. Отсчитыва-ем 1, осталось 4, отсчитываем еще 1, осталось 3, значит, 5—2=3.

Если приемом присчитывания ученики 1-го класса овладевают довольно быстро, то приемом отсчитывания — намного медлен-нее. Особенно это относится к ученикам со значительной сте-пенью умственной отсталости. Трудность состоит в том, что прием отсчитывания основан на хорошем знании обратного счета, а об-ратный счет для многих учащихся 1-го класса труден. Кроме того, ученики плохо запоминают, сколько нужно отнять, сколько уже отняли, сколько еще надо отнять.

При изучении каждого числа первого десятка учащиеся получают представления и о составе этих чисел. Состав чисел усваивается учащимися при объединении двух предметных совокупностей, а также разложении их на две группы и определении количества предметов в каждой группе. Например, при изучении числа 5 уча­щиеся отсчитывают 5 предметов и раскладывают их на две группы, пересчитывают предметы в каждой группе и обозначают их количе­ство соответствующей цифрой. Затем группы предметов меняют мес­тами. На наборном полотне составляется таблица (рис. 6).

При изучении состава чисел первого десятка необходимо ис­пользовать как можно больше различных предметов. Это ускорит запоминание состава числа. Учащимся становится доступным вы­полнение упражнений вида

4=3+[ ] 4=[ ]+1 4=2+[ ] 4=[ ]+[ ]

При изучении состава числа в качестве дидактического мате-риала необходимо использовать пальцы рук ребенка (это «посо-


 

бие» всегда налицо). Надо на-учить ребенка любое число пер-вого десятка представлять на пальцах и раскладывать на две группы с помощью пальцев. На-пример, число 5 — это 4 и 1, 3

и 2

Для закрепления состава чисел наряду с пальцами надо использовать работу с косточ-

ками на первой проволоке сче­
тов. Лучшему запоминанию со­
става чисел способствуют уп­
ражнения с частичным исполь- рис.6
зованием предметных пособий
и без них.

Вначале необходимо давать такие упражнения, в которых одно из слагаемых воспринимается детьми наглядно, а второе они отыс­кивают по представлению. Учитель говорит: «Сосчитайте, сколько грибов я поставлю на наборное полотно». Учитель выставляет грибочки, а ученики хором считают. (Всего 5 грибочков.) «Все закройте глазки, а я сорву несколько грибов. Сколько грибов осталось?» (Дети пересчитывают и говорят результат.) — «Оста­лось 3 гриба». — «Было 5 грибов. Осталось 3 гриба. Сколько грибов я сорвала?» Учащиеся отвечают. После этого учитель по­казывает 2 гриба.

Или учитель говорит: «У меня 7 кругов. Сосчитаем их хором. Я разложу их за спиной в две руки. Кто отгадает, как я разложи­ла круги?» Учащиеся называют различные варианты состава числа 7. Кто-то из детей обязательно назовет тот вариант, кото­рый у учителя.

Важно научить детей при выполнении действий сложения и вы­читания пользоваться приемом, опирающимся на знание состава чисел. Например, надо выполнить действие 3+5=? При этом рас­суждения проводятся так: «Из 3 и 5 состоит число 8, значит, 3 + 5=8». Пример: 8—3=? «Число 8 состоит из 3 и 5. Если от 8 от­нять 3, то останется 5, значит, 8—3 = 5». Пример: 8—5=? «8 состо­ит из 5 и 3. Если от 8 отнять 5, то останется 3. Значит, 8—5 = 3». Пользоваться этим вычислительным приемом могут успешно толь­ко те учащиеся, которые хорошо знают состав чисел.


Важно систематически повторять с учащимися состав чисел. Например, отсчитать 8 кубиков и разложить их несколько раз на две кучки, а потом записать: 8=4+4, 8 = 5+3, 8=3+5, 8=6+2, 8=2+6, 8 = 7+1, 8=1+7. К концу учебного года учащиеся долж-ны хорошо знать (выучить наизусть) таблицу сложения чисел в пределах 10. Эту таблицу можно составить по постоянному второ-му слагаемому или по постоянному первому слагаемому.

Очень полезны упражнения на решение четверок примеров на сложение и вычитание с одинаковыми числами: 6+3, 3+6, 9—3, 9-6.

Необходимо сопоставление примеров, определение их взаимо-связи, выявление признаков сходства и различия.

Школьники с нарушением интеллекта с большим трудом улавли-вают связь между сложением и вычитанием. Понимание этой связи достигается только практически. Учитель начинает демонстрацию множеств предметов. К четырем красным кубикам присоединяется 3 зеленых кубика. Кубики пересчитываются. Записывается: 4+3 = 7. Если из всех кубиков удалить зеленые кубики, останутся красные кубики. Записывается: 7—3=4. Затем, наоборот, из всех кубиков удаляются красные, остаются зеленые. Записывается: 7—4=3.

Необходимо чаще для отыскания ответа при вычитании отсы-лать учащихся к таблице сложения. Например, при решении при-мера 7—3 учащиеся должны в таблице сложения отыскать пример 3+4 = 7. Полезно решать сразу три примера 3+4, 7—3, 7—4, сопоставляя их. По примеру на сложение 5+2 = 7 учитель также учит детей составлять и решать два примера на вычитание с теми же числами: 7—2, 7—5.

Решение и сопоставление подобных примеров, а впоследствии и составление по одному примеру на сложение других трех, не только способствует осознанию взаимосвязи между действиями и запоминанию табличного сложения и вычитания, но и играет ог­ромную корригирующую роль. Анализ, сравнение будят мысль ребенка, заставляют его сознательно подходить к выполнению действий. Надо помнить о том, что ученик 1-го класса, как бы много подобных упражнений он ни выполнял, не вскроет заложен­ных в этих примерах зависимостей. Учитель своими заданиями по выделению признаков сходства, различия, организацией наблюде­ний над изменением компонентов действий способствует активи­зации мыслительной деятельности, преодолению косности и фор­мализма в знаниях.


Уже в 1-м классе при изучении чисел первого десятка важно

обратить внимание учащихся на то, что складывать можно любые

числа, а вычитать — только из большего числа меньшее, что

решить пример вида 3—4 нельзя. Если учитель не обратит внима-

ние умственно отсталых школьников на это, то они допускают

ошибки и при решении и при составлении примеров на вычита-ние: вычитают из меньшего числа большее, составляют примеры

вида 5-7=2.

При выполнении действий сложения и вычитания в пределах

данного числа вводится решение примеров с отсутствующим ком-понентом. Его обозначают точками, рамками, знаками вопросов и т. д., например:[ ]+1=3, 4+...=6,?-2=4, 6-?=2.

Знакомство с нулем проводится после изучения чисел в преде-лах 5. Подготовка ведется на предметных пособиях, потом на картинках и, наконец, на числах. Например, учащимся предлага­ется построиться у доски (вызываются 3 человека). «Сколько учеников стоит у доски? — спрашивает учитель. — За парту сядет Надя. Сколько осталось? (Осталось 2 ученика.) За парту сядет Леня. Сколько учеников осталось? (Остался 1 ученик.) Сядет за парту Сережа. Сколько учеников осталось у доски? (Не осталось ни одного ученика.)». Учитель объясняет, что когда не осталось ни одного ученика, то можно сказать, что остался нуль учеников.

Запишем 1 — 1=0 (отсутствие предметов обозначают циф­рой 0). Решаются еще примеры, когда разность равна 0.

Нуль сравнивается с единицей. Устанавливается, что нуль меньше единицы, а единица больше нуля, поэтому нуль должен стоять перед единицей. Однако учитель должен помнить, что нуль не относится к натуральным числам. Поэтому ряд натуральных чисел должен начинаться с единицы.

Вводить число нуль (0) в качестве вычитаемого, а потом и слагаемого следует на большом числе упражнений. Смысл дейст-вий с нулем будет лучше понят учащимися, если нуль в качестве вычитаемого и нуль в качестве слагаемого будет вводиться не­одновременно. Затем проводятся упражнения на дифференциацию примеров, в которых нуль будет слагаемым и вычитаемым.

Упражнения на дифференциацию должны включать все воз­можные сочетания, например: 1 — 1, 2—2, 5—5, 1—0, 2—0, 3—0, 1+0, 0+3, 0+0, 0-0 и т. д.

В 1-м классе после знакомства с числами от 1 до 5 учитель использует в своей речи названия компонентов и результата дей­ствия сложения.


 




Закреплению действий сложения и вычитания способствуют:

составление примеров с данным ответом на сложение и вычи-тание (например, [ ]+[ ]=6,[ ]—[ ]=6);

разложение любого числа на два слагаемых (например, 8=... +..., 10=... +...);

дополнение любого однозначного числа до данного числа или до 10.

Полезно показать учащимся и зависимость изменения суммы от изменения слагаемых, а также изменения остатка от изменения уменьшаемого.

Учитель должен обращать внимание учащихся на то, что сумма всегда больше каждого из слагаемых (или равна ему), а остаток всегда меньше уменьшаемого (или равен ему). Уменьшаемое боль-ше или равно вычитаемому, в противном случае вычитание произ-вести нельзя.

Примеры с тремя компонентами следует сопоставлять с приме-рами, имеющими два компонента, выявлять их различие. Учителю следует помнить о том, что умственно отсталые первоклассники примеры с тремя компонентами часто решают так же, как с двумя, т. е. выполняют одно действие и сразу записывают ответ, считая, что решение примера закончено, например: 4+2 — 3=6. Предупреждению подобных ошибок способствует приучение уча-щихся к планированию предстоящей деятельности. Этому способ-ствует постановка перед выполнением арифметических действий вопросов вида: «Прочитай пример. Сколько действий надо выпол­нить? Какое 1-е действие? Какое 2-е действие?» Затем требова-лось от учащихся рассказать последовательность предстоящих операций. Например: «В примере надо сложить (прибавить) и вычесть. Сначала я буду складывать (прибавлять), потом вычи­тать, запишу ответ». Можно разрешить на первых порах писать результат первого действия над знаком действия, например: 5+4—2 = 7. Это один из приемов самоконтроля, к которому следу­ет готовить учащихся с 1-го класса. Они должны приучаться к проверке правильности решения примеров.

Вопросы и задания

1. Покажите особенности изучения первого десятка. Назовите этапы изу­чения любого числа первого десятка.

2. Из учебника математики для 1-го класса выпишите 8—10 упражнений на закрепление знаний последовательности отрезка числового ряда (1—5,


1 - 10). Укажите упражнения, направленные на развитие обобщений у уча-

3. Перечислите приемы сложения и вычитания чисел первого десятка. Раскройте методику ознакомления с ними.

4. Составьте фрагменты по одной из тем: «Число и цифра 0», «Состав числа 5». «Сложение (вычитание) в пределах 5» и др. Подготовьте наглядные

пособия к уроку.

Глава 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...