Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разнообразие художественных исканий М. Врубеля.




Врубель Михаил Александрович (1856–1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова; уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М.Фортуни и английские прерафаэлиты).

Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности," Сошествие Святого Духа ", 1884); тогда же художник написал и икону "Богоматерь с младенцем" (Киевский музей русского искусства). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же).

После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Здесь живописец пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).

«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно " Принцесса Грёза", заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).

Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи", "Сирень" (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897; все работы – в Третьяковской галерее). Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова "Демон" (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах "Демон" (1890) и "Демон поверженный" (1902; обе работы – Третьяковская галерея).

Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.

В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством ("Жемчужина", 1904; Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.

В 1906 художник ослеп. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.

Художественные объединения в России рубежа 19 – 20 вв.

Объединение Мир искусства

Предыстория художественного объединения Мир искусства началась с группы Невские пиквикианцы— А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым.

Через некоторое время к кружку примкнули С. Дягилев и Л. Бакст. Сергей Дягилев не был профессиональным художником, однако сыграл выдающуюся роль в развитии художественного объединения..

Под руководством Дягилева камерные «невские пиквикианцы» к концу 1890-х годов превратились в экспансивный «мир искусства». В объединение влились художники московской школы (входившие в состав абрамцевского кружка) — Коровин К. А., Серов В. А., Васнецов В. М., Васнецов А. М, Врубель М. А., Нестеров М. В..

Их первым масштабным публичным выступлением явилась «Выставка русских и финляндских художников», состоявшаяся в начале 1898 в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.

Художественная ориентация группы «мир искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям товарищества передвижников художники «мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены объединения утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника.

Однако разногласия царившие внутри группы, привели к распаду и движения и журнала. Движение формально прекратило свое существование в 1903 (в 1905 вышел последний номер журнала).

Союз русских художников (СРХ) - объединение художников Петербурга и Москвы, возникшее в феврале 1903 года.

Членами объединения стали представители двух выставочных групп - "36 художников" и "Мир искусства". Учредителями выступили московские живописцы А. Архипов, А. Васнецов, М. Врубель, Н. Клодт, С. Коровин, М. Нестеров, Л. Пастернак, и др. В течение 1903 года состав членов СРХ расширился за счет московских и петербургских художников: Л. Бакста, А.Бенуа, В. Э. Борисова-Мусатова, О. Браза, А. Головина И. Грабаря, К. Коровина Е. Лансере, С. Малютина, Ф. Малявина, Н. Рериха, К. Сомова, К. Юона и др. К Союзу примкнул также С. Дягилев. Несколько позднее членом Союза стал Б. Кустодиев. Своей главной целью Союз русских художников считал содействие "распространению произведений русского искусства"Основным направлением деятельности была объявлена организация ежегодных выставок в Москве и Петербурге. Причем, Устав союза закреплял право его действительных членов выставлять свои работы без жюри. Первая выставка прошла в декабре 1903 - январе 1904 годов в Москве. Всего состоялось 18 выставок. Кроме Москвы и Петербурга работы членов Союза русских художников экспонировались в Харькове, Одессе (1909), Киеве, Екатеринославе, Вятке (1910), Вологде и Калуге (1914), …

В 1910-11 годах Союз русских художников пополнили новые талантливые мастера - Н. Крымов, М. Сарьян, Л. Туржанский и др..

После Октябрьской революции многие представители Союза русских художников входили в отдел пластических искусств ИЗО Наркомпроса, Комиссию охраны памятников искусства и старины, были членами советов Третьяковской галереи и Исторического музея, вели педагогическую работу.В 1923 году состоялась последняя, "Весенняя выставка СРХ". Затем (1924 год) Союз русских художников прекратил свою деятельность.

Живопись мастеров СРХ оказало огромное влияние на творчество будущих поколений российских художников. В частности определенное воздействие испытал выдающийся советский художник Пластов А. А.

Общество станковистов (ОСТ) - объединение художников, основанное в 1925 г. в Москве группой выпускников Вхутемаса мастерской Д. П. Штеренберга (1881 — 1948). Члены ОСТа ставили целью отражение типических явлений советской действительности.

Ядро будущего общества станковистов сложилось после «Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства», состоявшейся в 1924 г

Его составили участники выставки студенты ВХУТЕМАСа, входившие в состав следующих группировок: «проекционисты» (С.Лучишкин, С.Никритин, К.Редько, Н.Тряскин, А. Тышлер).

«конкретивисты» (П.Вильямс, К.Вялов, В.Люшин, Ю.Меркулов).

«группa трех» (А. Дейнека вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым).

Учредителями общества художников-станковистов выступили: Анненков Ю. П.,Дейнека А. А., Вильямс П. В., Денисовский Н. Ф., Костин С. Н., Лабас А. А., Пименов Ю. И., Штеренберг Д. П.. Председателем ОСТа, как наиболее почтенный и «старшина», был выбран Штеренберг.

Общество вело активную выставочную деятельность. Большие выставки его членов прошли в апреле-мае 1926 г., в апреле 1927 и 1928 г

В связи с определенными разногласиями в 1928 г. внутри общества четко определились две группы художников, отличавшихся своими творческими позициями: первая группа - в нее входили Вильямс, Дейнека, Лучишкин, Пименов и др. - тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. Их работы отличала динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм.

вторая группа, объединявшаяся вокруг Штеренберга (Гончаров, Лабас, Тышлер, Шифрин и др.), работала в более свободной манере, предпочитая лиричность и живописность рациональной организации произведений.

В 1932 г. общество художников-станковистов было распущено в связи с созданием Московского отделения Союза советских художников.

Союз художников СССР, творческая общественная организация, объединявшая советских художников и искусствоведов. Единый союз художников СССР был создан в 1957. 1-й съезд состоялся в 1957. Высший руководящий орган — Всесоюзный съезд. Исполнительные органы — Правление и Секретариат. В систему СХ СССР входили союзы художников союзных и автономных республик а также местные организации художников ряда краев, областей и городов.

Задачей союза являлось содействие художникам в создании высокохудожественных произведений искусства воспитывающих советский народ в духе коммунистических идей. Союз советских художников вел работу по повышению идейно-политического уровня и профессионального мастерства своих членов, по популяризации их творчества, организовывал и финансировал творческую деятельность в том числе предоставлял членам бесплатно мастерские, организовывал творческие поездки по регионам.

В ведении союза художников СССР находились Дирекция выставок, Экспериментальная студия, «Агитплакат», Художественный фонд СССР, издательство «Советский художник».

 

+++++++++++++++++++++++++++++

Абрамцевский кружок

После возвращения в Москву Поленов, Репин и Васнецов В. стали часто посещать дом Мамонтовых на Садово-Спасской улице и их подмосковное имение Абрамцево. Таким образом начинает складываться Абрамцевский (Мамонтовский) кружок.

Активная деятельность кружка приходится на период с 1878 г. по 1893 г., при этом он никогда не был официальным обществом или художественной группировкой. В него входили виднейшие представители творческой, по преимуществу московской, интеллигенции. Членами объединения в разное время были Васнецов А. М., Врубель М. В., Коровин К. А., Левитан И. И., Нестеров М. В., Остроухов И. С., Поленова Е. Д., Римский-Корсаков Н. А., Серов В. А., Станиславский К. С., Якунчикова М. В. и др.

В кружке уделялось огромное внимание изучению и популяризации традиций русского народного творчества.

В 1899 г. над Мамонтовым разразилась беда. Он провел несколько месяцев в тюрьме по обвинению в финансовых злоупотреблениях и был разорен. Затем его оправдали. Однако за это время жизнь разбросала в разные стороны членов его объединения. Абрамцевский кружок закончил свое существование.

++++

В 1910 году выставка молодых художников с эпатажным заголовком Бубновый валет стала заметным явлением в культурной жизни Москвы.

Одним из вдохновителей и организаторов выставочной акции стал Михаил Ларионов. Среди участников мероприятия также были Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Роберт Фальк, братья Давид и Владимир Бурлюки. Выставка получила неоднозначные критические отклики в прессе и вызвала ошеломляющий интерес публики.

Бубновый валет вышел на авансцену русского искусства в то время, когда в глубоком кризисе находились консервативный академизм, недавно передовые направлениясимволизм и модерн, серьезные затруднения испытывало передвижничество.

В 1916 - 1917 гг. произошел очередной раскол: Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Рождественский, Фальк и другие умеренные художники вышли из группировки в знак протеста против активного внедрения в экспозицию супрематических произведений Малевича и его сторонников. Вслед за этим объединение Бубновый валет фактически прекратило свое существование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...