Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип этнической природосообразности




Принцип природосообразности, открытый и обоснованный Я.А. Коменским, имеет глубокое методологическое значение для этнодидактики. Немецкий педагог А. Дистервег писал: «Если ты хочешь узнать, что вообще является природосообразным, тогда ты должен исследовать природу; если ты хочешь узнать, что, в частности, сообразно с человеческой природой, тогда ты должен исследовать природу человека, природу ребенка и ход развития детской природы до взрослого человека» [64, с. 31].

Глубоко осознавая значение принципа природосообразности в образовании, десятки, сотни отечественных ученых посвятили свою жизнь изучению биологической природы человека, его физиологии, психики и психологии. Но кроме биологической природы существует этническая природа человека, мало исследованная, этносоциальная сторона. Понимание личности как результата формирования общих стереотипов позволяет сделать вывод о возможных способах формирования национального самосознания. Социальные законы управляют развитием индивидуальности каждого человека через всю совокупность социальных институтов и отношений. Для обеспечения социально-исторической преемственности и устойчивости форм существования этнических общностей необходимо эффективное функционирование каналов социальной программы наследования. Именно они обеспечивают социально-историческую непрерывность существования этноса. В структуре каждого этноса формируются механизмы этнической социализации [82, с. 19]. К основным способам трансляции этносоциального опыта относятся семейные и народные бытовые обычаи, религиозные обряды, образцы народного художественного творчества, образовательные институты, национальные формы материальной культуры.

Невозможно построить природосообразное обучение вне этнической природы. Поэтому принципом всех этнодидактических принципов (метапринципом) является этническая природосообразность образования.

Согласно принципу этнической природосообразности эффективным является такое содержание образования, такие методы, приемы и формы обучения, которые соответствуют этнической природе индивида.

«Этническая природа» – понятие сложное. Оно состоит из большого количества элементов, которые по-разному влияют на эффективность обучения и воспитания детей. К этнической природе относят, в частности, язык, народную мудрость, устное народное творчество (сказки и сказания, пословицы и поговорки, загадки и считалки и т.д.), этнорелигиозные взгляды; педагогические воззрения и традиции, обычаи и обряды, этику и мораль, народные игры и песни, трудовые традиции и этнопромыслы; этнический менталитет (этнический уклад жизни, стереотип, характер), национальную психологию и этническое самосознание, этнокультурные представления и роли и многое другое.

Учитывать абсолютно все факторы этнической природы в разработке содержания образования – задача архисложная, да и практически неосуществимая. Поэтому вместо реальной этнической природы вводится модель (рис. 12), которая передает основные функции этнической природы.

 

Рис. 12. Базовые компоненты этнической природы

Ядром этнической природы является родной язык. Этническое образование не мыслимо вне родного языка. Наиболее полное умственное, нравственное, эстетическое развитие получает человек, погруженный в родную языковую среду. Родной язык лежит в основе существования любого народа. Пока жив язык, народ живет и имеет свое будущее. Утрата языка ведет к утрате культуры и подрыву духовной силы этноса. Этнос – это, прежде всего, язык, на котором изложена древняя история народа, его песни и сказания, память о предках, секреты народных ремесел. Через глубокое изучение языка народная педагогика растит в душах детей уважение к труду, родителям, дает ощущение Родины, чувство родства с окружающим миром. За долгие столетия народная педагогика отобрала все культурные ценности, и то, что дошло до нас, воплотилось в родном языке.

Вокруг языка располагаются такие базовые компоненты этнической природы, как:

этнофилософия (народная мудрость, национально-религиозное мировоззрение, устное народное творчество и т.д.);

этнопедагогика (народные и семейные традиции обучения и воспитания, быт и этнопромыслы, этика и мораль, религиозная культура и т.д.);

этнопсихология (этнический менталитет и стереотип, этническая психология и самосознание и т.д.).

Воспользуясь данной моделью, сформулируем принцип этнической природосообразности. По-другому мы его называем метапринципом соответствия.

Содержание этнического образования, методы, приемы и формы обучения соответствуют этнофилософским взглядам, этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим особенностям народа.

Теперь более детально рассмотрим принцип этнической природосообразности, вычленив из него три самостоятельных принципа, соответствующие базовым компонентам этнической природы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...