Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и структура философии




Для того, чтобы выявить специфику философии, следует учитывать различие между объектом и предметом познания. Обычно под объектом исследования понимают систему, на которую направлено познание, а под предметом принято понимать аспект, сторону объекта, которые изучаются той или иной наукой, научной дисциплиной. Так, например, объектом научного исследования является человек как сложнейшая система в мире. Человек выступает объектом познания многих наук, но каждая из них изучает определенные, отдельные аспекты, стороны человека, т. е. имеет свой особый предмет. Физиология рассматривает материальные процессы функционирования органов человеческого тела и нервной системы; психология – психические, духовные процессы, свойственные человеку; социальные аспекты человека изучают этнография, социология, социальная психология, история и другие.

Философия имеет свой, специфический как объект, так и предмет исследования. В отличие от частных наук и отдельных научных дисциплин, которые берут в качестве объекта отдельные части, сферы природы, общества, человека, объектом философии выступает и природа, и общество, и человек. При этом философия рассматривает их и по отдельности, как наиболее общие системы бытия, и в их целостном единстве, как мир в целом, бытие мира как единое. При таком понимании объекта философии в него, естественно, входят и все формы связи между человеком, обществом и природой. Наиболее общими из них являются познавательные ценностно-оценочные, этические, эстетические и практические.

Предмет философии, как всякого мировоззрения, составляют наиболее общие вопросы строения, функционирования и развития природы, общества, человека и их бытия как единого целого.

Историческое развитие философии сопровождалось постоянным изменением не только содержания воззрений на мир, но и понимания предмета философии. До середины XIX века это развитие исходило из предпосылки о том, что рано или поздно будет создана такая философия, которая решит главную задачу – создать предельно обобщенную универсальную картину мира и места человека в нем. Эта картина будет бесспорно истинной на все времена.

Такие претензии на создание завершенной и законченной системы философского знания отчетливо выражены в философиях Гегеля и Маркса. Гегель полагал, что в его философской системе абсолютный дух (мировой разум) приобрел совершенную форму, а потому ее основные положения являются абсолютными и неизменными истинами. Марксизм придерживался подобного взгляда. Его суть заключается в том, что впервые на смену многообразным философским учениям в истории человечества приходит единственно верная, научная философия в лице марксистской философии. Все предшествующее историко-философское развитие – это лишь подготовка к возникновению и осознанию подлинного содержания философии. Однако, середине XIX века произошли коренные изменения во взглядах на предмет философии.

Благодаря этому в истории развития западноевропейской философии выделяют два основных этапа: этап становления и развития традиционной, классической философии и этап нетрадиционной, неклассической философии, который начался во второй половине XIX в. и продолжается в настоящее время. В чем суть этих изменений относительно понимания предмета философии и средств философского познания?

Во-первых, неклассическая философия отбрасывает претензии на создание такой философии, которая раз и навсегда решит коренные проблемы философского познания, и даже не ставит перед собой такой задачи, считая такую постановку бессмысленной. Обоснованием такой позиции является то, что человеческое мышление всегда обусловлено конкретно-историческими социально-культурными обстоятельствами. Поэтому всегда происходит изменение общества, системы знаний, совокупной культуры и в том числе философских представлений о природе, обществе, человеке и мире в целом. И соответственно невозможно в принципе достижение последнего, окончательного, абсолютного философского знания.

Во-вторых, социокультурная, историческая обусловленность познания приводит к изменению средств и методов, которыми пользуются философия. Неклассическая философия уже не считает человеческий разум самодостаточным основанием для решения коренных проблем бытия. На каждом историческом этапе развития человечества разум тоже ограничен конкретными социально-культурными условиями. И вместе с тем эти границы, пределы разума расширяются по мере развития общества, человека. Познание, с позиций современной философии, должно опираться не только на мышление, разум, но и на всю совокупность духовных сил и способностей человека: на его волю, веру, на чувственно-эмоциональные явления психики, на подсознание, интуицию и т. д. Неклассическая философия лишает разум того привилегированного статуса, какой он имел в классической философии.

В-третьих, неклассическая философия берет в качестве посредника между бытием, миром в целом и человеком язык, понимаемый в расширительном и обобщенном смысле. Он включает в себя не только обычный разговорный язык, но и все имеющиеся у человека средства общения: математический и логический языки, многообразные средства фиксации и передачи информации, языки компьютерных технологий, художественно-символические средства и т. д.

В-четвертых, важнейшим опосредствующим звеном между природным бытием и человеческим сознанием, разумом в неклассической трактовке предмета философии является культура, которая тоже берется в расширительном, обобщенном смысле. Под культурой понимается вся творческая деятельность человека и ее продукты. Культура – это все то, что несет на себе отпечаток следов и продуктов человеческого воздействия на природный мир и само это воздействие. Отсюда предметом философии является анализ так называемых универсалий культуры, т. е. ее всеобщих характеристик, свойств, качеств.

Таким образом, и в неклассической философии ее предметом является то наиболее общее, всеобщее, что имеется во взаимодействии человека с окружающим его природным и общественным миром.

Философское знание имеет специфический характер, отличающий его от обыденного знания и научного, от идеологии и искусства. В то же время философия имеет некоторые черты сходства и с обыденным сознанием, и с наукой, и с искусством. Философия, представляет собой комплексный вид знания. Философское знание характеризуется следующими чертами:

1. Некоторым сходством с научным знанием, удовлетворяя таким критериям научности, как:

­объективность, т. е. стремление познать свои объекты (природу, общество, человека) такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений;

­рациональность, т. е. судьей при определении истины является разум;

­направленность на постижение самых глубоких сущностей, закономерностей природы, общества, человека;

­особая системность знания, т. е. упорядоченность по осознаным принципам;

­проверяемость знания как логикой, так и в конечном счете практикой.

2. Обществоведческая сторона философии сходна с идеологией как отражением общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов. Эта сторона философии в конкретно-историческом обществе закономерно имеет социальную (а в классовом обществе – классовую) направленность как по предметному содержанию, так и по реальной роли в противоречивом процессе общественного развития.

3. В той части, в какой философия интересуется человеком, его внутренним миром, его отношениями с обществом, она выступает гуманитарным знанием.

4. Философскому знанию присущи также черты, характерные для искусства: личностно-эмоциональный компонент, выражающий личность и переживания философа, его отношение к действительности; философские труды нередко обретают форму художественных произведений (например, у Платона, Ницше, Камю, Достоевского, Толстого и др.).

5. Философия есть трансцендирующее постижение объекта, т. е. выходящее за границы рационального, за границы возможного опыта. Этот выход связан с самоуглублением. Ведь мы постигаем рационально лишь частицу окружающего нас мира и собственного внутреннего мира, но благодаря трансрациональному мы доходим до первоосновы мира, до первоосновы человека. Трансцендирование хотя и не дает точного знания, как научная рациональность, тем не менее оно способно уловить некоторые глубинные свойства постигаемого бытия. Результатом философского трансцендирования является философская вера – психологическая установка индивида, принимающего что-то необоснованное за реально существующее. Трансцендирующий характер философского знания близко подводит его к религии и мистицизму.

6. Содержание философского знания, которое включает в себя установку здравого смысла с его ориентацией на ближайшие причины явлений, их познание и использование в повседневной практике, характеризует его как любовь к мудрости. Мудрость – это не просто постижение глубинных основ, сущностей бытия, но и соединение этого знания с жизненным опытом, с любовью к миру и человеку; это высшее состояние умственного и нравственного совершенства.

Таким образом, в философском знании представлены все имеющиеся в человеческой культуре виды знания; они переплетены здесь и дают единое интегральное целое. Философия – это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи.

Структура философии определяется ее объектом. Она состоит из следующих тесно связанных друг с другом частей, разделов, отраслей философского знания.

Онтология – учение о мире в целом, о бытии рассматривает обычно такие вопросы миропонимания, как бытие и его формы, материя и движение, структура материи и формы ее движения, конечность и бесконечность мира, материя и сознание, категории, выражающие организацию и детерминацию, обусловленность бытия и др.

Антропология – философское учение о человеке. Являясь важной частью бытия, человек в то же время противостоит ему, поэтому сам становится объектом философии. Философия исследует сущность человека, общечеловеческое в его существовании, отличие его от живой природы, место его в мире, связь человека с обществом, материальное и духовное бытие человека, историческое развитие человека и др. Человек не просто противостоит, а взаимодействует с природным и общественным миром. Это взаимодействие осуществляется на трех основных уровнях, каждый из которых становится объектом следующих трех дисциплин философии.

Гносеология – философское учение о познавательном отношении человека к миру. Гносеология исследует вопросы о взаимодействии субъекта и объекта познания, познаваемости мира, познавательных способностей человека, закономерностях процесса познания, исторического развития познания, формах и уровнях знания и т. д.

Человек не только познает мир, но и оценивает его. Аксиология – философское учение о ценностно-оценочном отношении человека к миру; оно исследует такие вопросы, как: сущность ценностей, виды и формы оценок, ценностные общественные отношения, роль ценностей в жизни общества, значение их для человека и т. д.

Человек познает и оценивает окружающий его мир в конечном счете для того, чтобы преобразовывать его с целью обеспечения и развития своего существования. Праксиология – философское учение о практическом отношении человека к миру; оно решает такие вопросы как: специфика практической деятельности людей, ее составные элементы и характер их взаимодействия, закономерности исторического развития практики, ее значение для человека и общества и т. д.

Важной частью бытия выступает общество, которое исследуется в философии социальной философией. Эта дисциплина связана с выяснением вопросов о том, что такое общество, чем отличается общественное от природного, специфика социальных закономерностей, как они проявляются в строении, функционировании и развитии общества и др.

Отдельные аспекты социогуманитарного бытия исследуют более узкие философские дисциплины. К ним обычно относят такие, как:

­философия истории, которая исследует наиболее общие закономерности всемирного исторического процесса;

­этика выявляет фундаментальные, предельные основания справедливых и разумных действий в совместной жизни людей;

­эстетика предлагает общие определения прекрасного и исследует формы его проявления в искусствах и природе, его воздействие на воспринимающего;

­философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества;

­философия науки изучает происхождение и сущность науки как определенной деятельности и системы знаний, ее строение и динамику, формы и методы, закономерности исторического развития и т. д.;

­философия религии выясняет особенности происхождения и сущности религии, ее функции в жизни человека и общества, соотношение с философией и наукой и т. д.

­философия культуры изучает происхождение и сущность культуры, значение культуры как системы ценностей в жизни человека и общества, закономерности функционирования и развития и т. д.;

­философия техники исследует сущность техники, закономерности ее развития, отношение между человеком и техническими системами, социальные последствия технизации производства и быта и др.;

­философия права решает проблемы обоснования права;

­политическая философия рассматривает построение, функцию и смысл государства, закономерности его развития, особенности управления и т. д.

Любая научная дисциплина, любой тип деятельности человека могут быть рассмотрены с философской точки зрения. Поэтому существуют и разрабатываются «философия математики», «философия физики», «философия химии», «философия биологии», «философия бизнеса», «философия управления» и т. д.

2. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

Жизнедеятельность человека, осуществляемая в материально-произ­водственной сфере общества, заключается в обеспечении всех социальных субъектов от индивида до общества в целом. При этом человек как разумное существо руководствуется установкой: при наименьших затратах труда средств и других ресурсов добиться наибольшего результата. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями всегда выступает источником и движущей силой развития способа производства материальных благ (диалектика противоречий):

· Производительные силы являются более динамичной стороной способа производства, чем производственные отношения. Обусловлено это тем, что человек является главным элементом произво­дительных сил.

· Производительные силы выступают первичной опреде­ляющей стороной по сравнению с производственными отношениями. Они образуют содержание способа производства а производственные отношения — его общественную форму. При всей объективности производительных сил активным элементом их являются люди, которые не просто приводят в действие производи­тельные силы, но и оценивают их эффективность с целью достижения максимального результата при минимуме затрат. Таким образом, в качестве элемента производительных сил люди воздействуют на производственные отношения объективно, определяя в наиболее общих чертах их характер. В качестве же субъективного фак­тора люди воздействуют на производственные отношения, определяя их конкретно-историческое содержание, направления и формы развития.

Во взаимодействии производительных сил и производст­венных отношений действует, вероятно, закон максимально возможного разнообразия производственных отношений, которые в большей либо в меньшей мере соответствуют данному уровню развития производитель­ных сил. Стихийность в развитии производственных отношений выражается в том, что конкрет­но-исторические общества, отыскивая наиболее эффективные отноше­ния для существующих производительных сил, учитывает не только их характер и уровень развития, но и многие иные факторы — существую­щие традиции и обычаи, географические и климатиче­ские условия (не только объективные, но и субъективные факто­ры). Поиск человечеством производственных отношений, в большей либо и меньшей мере соответствующих аграрным производительным силам, привел в конечном счете к исчерпанию возможностей ручных орудий груда. Установление капиталистических производственных отношений и капиталистического способа производства в качестве господствующей в Западной Европе экономической системы привело к политическому созреванию нового социального субъекта – рабочего класса. Общим результатом качественного превращения данного соци­ального субъекта был его переход от стихийного к сознательному разви­тию. Установление социалистических производственных отношений в ря­де стран мира, выявление их возможностей в плане развития способа производства, обнаружение на практике существенных недостатков и по­роков социалистической системы хозяйствования по сравнению с капи­талистической в ее наиболее развитых формах привело к новому качест­венному скачку в развитии основных социальных субъектов, который заключается в переходе от классово-эгоистических ориентации к альтру­истическим, социально-компромиссным ориентациям. Таким образом, современ­ное человечество подошло к необходимости замены классового эгоизма в производственных отношениях на классовый альтруизм, а в междуна­родных экономических отношениях – эгоизма наиболее богатых об­ществ на альтруизм в отношениях между странами и народами. В целом о диалектике взаимодействия производительных сил и про­изводственных отношений можно сказать, что человечество вначале сти­хийно, а затем сознательно ищет максимально соответствующий произ­водительным силам тип производственных отношений. Один тип произ­водственных отношений, исчерпав свои возможности, уступает место другому – более соответствующему данному уровню развития произво­дительных сил.

Билет №3

Функции философии

В трактовке функций философии (как способов проявления активности системы философского знания) все большее признание и распространение получает точка зрения П. В. Алексеева и А. В. Панина (см. их учебник философии: М.: Изд-во МГУ, Проспект, 2007. – С. 4-27). Она основывается на том, что философия выступает в двух ипостасях: как знание о мире в целом и отношении человека к этому миру и как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. Отсюда все функции философии делятся на две группы: мировоззренческие и методологические.

К мировоззренческим функциям относятся:

1. Гуманистическая функция. Современная жизнь содержит в себе много моментов, которые ведут к дегуманизации человека, к его духовной деградации. Это: убыстрение темпов общественного развития; ставшая обычной сверхзанятость человека, которая делает его лишь рабочей силой; превращение свободного времени в сферу только развлечений и бездумной праздности, но не познания и совершенствования; умножение факторов, ведущих к духовному оскудению личности – рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, рост жестокости и в жизни, и в массовой культуре (кино, телевидение и т. д.), наследие тоталитаризма в политической жизни и т. п. Важнейшим противовесом этим негативным тенденциям является философия. И не всякая, а только та, которая наполнена глубоким гуманистическим содержанием, т. е. дает каждому человеку знание о смысле его существования, о высокой ценности индивида, о гуманистической ориентации жизни.

2. Социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на две важнейшие подфункции: а) конструктивно-ценностную – функцию разработки философией представлений о ценностях (добро, справедливость, правда, красота и т. д.) и о социальном идеале; б) интерпретаторско-критическая функция социальной действительности связана с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Рожденная противоречиями действительности, стремясь теоретическим путем вскрыть и разрешить эти противоречия, философия всегда несет в себе критический заряд.

3. Культурно-воспитательная функция. Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности – ориентации индивида на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного мышления. Только философия воспитывает человеческий ум так, чтобы столкновение с противоречием служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельному рассмотрению вещи, а не только того что сказали о ней другие люди. Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Философия дает людям общий язык, вырабатывает общезначимые представления о главных ценностях жизни.

4. Информационная функция. Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, конкретно-исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. Подобно науке философия представляет собой информационную систему, элементами которой выступают принципы, законы и категории (наиболее общие понятия философии).

Философия не только дает воззрение на природу, общество, человека и мир в целом, выполняя мировоззренческие функции, но и выступает всеобщим методом познания и преобразования действительности. Методологическая деятельность философии относится прежде всего к науке, а уж через нее – к практике.

Методологические функции философии таковы:

1. Эвристическая функция состоит в содействии приросту научных знаний, в создании предпосылок для научных открытий. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Например, как показывает история развития физики, физические теории создаются не только на определенном эмпирическом, но и внеэмпирическом базисе. Важную роль при этом играют предпосылки, к которым относятся философские понятия, идеи; именно они оказываются определяющими в нахождении основания теории и, следовательно, самой теории. Так, Галилей использовал философскую идею самодвижения, непосредственно не вытекавшую из опыта, для создания принципа инерции; философская идея взаимосвязи явлений природы оказалась лежащей в основании общенаучного понятия поля (в теории Максвелла), а идея корпускулярности материи – в основании гипотезы о квантах энергии.

2. Координирующая функция философии состоит в согласовании (координации) методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает в связи с углубляющейся специализацией ученых и усложнением отношений между предметом исследования и методом, с постоянным развитием методов и сложностью взаимодействия между старыми и новыми методами, с появлением объектов, которые одновременно исследуются разными науками и соответственно своими специфическими методами, и с другими особенностями современной науки.

3. Интегрирующая функция философии заключается в необходимости интеграции научного знания, которое в настоящее время, дифференцируется на множество отраслей и дисциплин, между которыми утрачиваются связи. В основе решения этой проблемы лежит философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный характер природы обусловливает системность, интегративность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью. Поэтому в современном естествознании имеются науки – интеграторы разного типа:

­дисциплины, связующие смежные отрасли знания (например, физическая химия или биофизика);

­дисциплины, объединяющие ряд далеко стоящих друг от друга наук (например, кибернетика, социальная экология);

­прикладные науки, возникающие как синтез ряда наук для исследования и решения определенной проблемы (например, онкология).

Все три типа наук представляют собой способ интеграции посредством взаимопроникновения методов исследования. Аналогичную роль играет категориальный аппарат философии, выступающий всеобщим методом познания. Категории философии («объект», «субъект», «системность», «развитие», «детерминизм», «закон» и многие другие) все более глубоко проникают в частные науки и выступают своеобразным каркасом всего научного знания, создавая и укрепляя его единство.

4. Логико-гносеологическая функция философии заключается в разработке самого философского метода и в обосновании понятий научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки конкретных логико-методологических средств. Поэтому частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания, которые разрабатываются философией.

2 Человек и власть.

К материальной, практической деятельности человека относятся не только производство, распределение и потребление материальных благ, но и социально- преобразующая деятельность, главным выражением ко­торой является политическая деятельность, связанная с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти. Поэтому к материальному бытию человека относится не только экономи­ческое, но и политическое бытие, которое связано с властью и управле­нием в обществе. Всякая власть есть способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия, убеждения, внушения и других средств. В обществе существует множество видов власти: экономическая, политическая, власть идей, теорий и другие. Существует как духовная, так и материальная власть, которые находятся во взаимодействии. Более глубокое, решающее влияние на жизнедеятельность людей и общества оказывает материальная власть, а в ней — экономическая и политическая. Основными формами осуществления власти являются гос­подство, руководство, управление, организация, контроль. Власть существует для сплачивания общества в единый организм. Организующая роль власти заключается в объединении деятельности индивидов и направлении усилий на воспроизводство их существова­ния в условиях возрастания потребностей. Власть, суще­ствующая в обществе, определяюще воздействует на жизнедеятельность индивидов. Но это вовсе не означает ее первичности в обществе.. Конкретно-историческими детерминантами власти выступают достигнутые на тот или иной данный момент уровни развития потребностей и интересов индивида, интересов малых и больших социальных групп, производительных сил и произ­водственных отношений. Начиная с эпохи Возрождения социальные философы пришли к выводу, что концентрация власти создает усло­вия для различного рода злоупотреблений властью, манипулирования принципами демократии, ограничения прав и свобод человека. Чем больше власть концентрируется, тем больше она развращается и тем больше ограничиваются права и свободы индивида. Абсолютная власть развращается абсолютно и ограничивает права и свободы индивида абсолютно. «Отцы-основатели» американской демократии считали глав­ной идеей политической власти идею свободы человека. Они понимали, что люди не равны по способностям и, следовательно, не могут иметь одинаковые условия существования, но люди равны в своих естественных правах на жизнь, свободу и достижение счастья. Основатели американской демократии разработали систему фор­мирования власти посредством избрания народных представителей и сдерживания одних ветвей власти другими. В современном развитом обществе противоположностью государ­ственной власти выступает гражданское общество. Гражданское об­щество, идея которого предложена еще Гегелем, означает систему различных объединений граждан, которая защищает и ограждает права и свободы каждого индивида от возможных поползновений государства. Фун­даментальные права человека не предоставляются, а присущи ему от рождения, действуют независимо от конституционно-правового закреп­ления. Права человека естественны, неотъемлемы и священны, а госу­дарство лишь охраняет и гарантирует их. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность т. д. Права человека делятся на негативные и позитивные. Негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц, организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Это, например, право на образование, охрану здоровья, достойный жизненный уровень и т. п.

Более конкретной классификацией прав и свобод человека по срав­нению с их делением на негативные и позитивные является их подразде­ление в зависимости от сфер реализации:

1) гражданские (личные)—право на жизнь, на тайну переписки и телефонных разговоров и т. п.;

2) политические — избирательные права, свобода союзов, демонстраций и собраний, свобода слова, мнений и т. п.;

3) экономические—право на частную собственность, предприни­мательство и свободное распоряжение рабочей силой;

4) социальные—право на труд, социальное обеспечение, отдых, благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и др.;

5) культурные — право на образование, доступ к культурным ценно­стям, свободу художественного творчества и др.

Права человека становятся реальностью, если они неразрывно связаны с обязанностями людей. Необходим целый комплекс социальных гарантий: материальных, юридических, духовных и др..

ВЫВОДЫ 1. В отношениях между человеком и властью первичной стороной является индивид, ибо он выступает источником власти. Власть должна существовать для индивида, а не наоборот. 2. Права человека естественны, неотъемлемы и священны, они присущи каждому индивиду от рождения. Государственная власть существует лишь для их охраны и обеспечения исполнения. 3. Ненадлежащее исполнение государственной властью своих обязанностей в отношении прав человека есть показатель ее несостоятельности и основание для замены другою, более эффективной властью.

Билет №4

1 Основные онтологические вопросы

Античная философия дала миру богатейшее разнообразие философ­ских идей, проблем, взглядов, теорий, школ. В античной философии были поставлены все основные вопросы и выработаны зачастую в наивной форме возможные пути их решения. Эти вопросы составляют по сути три части, раздела философии: онтология —учение о мире. гносеологию — учение о познании и антропологию — учение о челове­ке и его взаимодействии с обществом.

Онтология:

I)в ряду онтологических вопросов уже первых античных философов интересовал прежде всего вопрос о сущности м и р а. Что являет­ся первоначалом, из которого все произошло? Что лежит в основе всего? При ответе на данный вопрос в античной философии сформировались следующие позиции: материали­стическая, идеалистическая и дуалистическая.

Материалистический взгляд на мир утверждал, что сущность мира материальна, первоначалом всего является нечто материальное.

Демокрит (около 460—370 гг. до н. э.)- взгляд на сущность мира в атомистическом учении. Атом — это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, частица сущест­ва; пустота — это чистое пространство. Допустить существование пус­тоты заставили наблюдения над явлениями: сгущение и разрежение, проницаемость (ведро золы принимает в себя ведро воды), разница в весе одинаковых по объему тел и т. п. Пустота — условие всех этих процессов — неподвижна и беспредельна. Она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Бытие — антипод пустоты. Если она не имеет плотности, то бытие абсо­лютно плотно. Число форм атомов бесконечно, поэтому бесконечно в мире и разнообразие вещей, явлений. Плотность атомов в пустоте различна, и когда в той или иной части пространства сходится много атомов, то они сталкиваются друг с другом и образуют вихрь. Так возни­кают земля (как скопление тяжелых атомов) и небо — скопление легких и малых атомов. Земля неподвижна, а вокруг нее движутся звезды. Космические Миры преходящи. Одни из них только возникают, другие находятся в расцвете, третьи гибнут.

Идеалистический ответ - на вопрос о сущности мира - признании первоначалом всего существующего чего-то нематериального, идеального. Платон (427—347 гг. до н7э.). Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и произведен от мира идей. Чувственному миру как кажуще­муся и нереальному Платон противопоставляет идеальный мир как дей­ствительный и реальный. Он составляет истинно сущее бытие мира. Число идей велико, но не бесконечно. Наряду с безжизненной материей и идеями, которые дают форму, структуру вещам, Платон вводит третье начало мира — душу космо­са, мировую душу. Она есть динамическая и творческая сила, которая связывает мир идей и мир вещей. Она заставляет вещи подражать идеям, а идеи — присутствовать в вещах.

Дуалистический ответ:

Аристотель: основой всякого бытия он считает так называемую первую материю. Эта первичная материя — бесформенное и принципиально нёопределенное вещество. Материя (оформленная!!!) и определима, и познаваема. Первая же материя «сама по себе непозна­ваема». Аристотелевская первоматерия пассивна, безжизненна, неспособ­на сама по себе из себя ничего породить. Эта первая материя вечна. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Форма — суть бытия, материя — его субстрат качество, количество, время, место, отно­шение, действие, страдание, положение, обладание. Всякая возможность, присущая первоматерии, стремится превратиться в действительность. Бытие обла­дает целенаправленностью. Под целью всякого существования Аристо­тель понимал стремление к благу. Благо — это завершение и осуществле­ние конкретной потенции

II)Важным онтологическим вопросом, поставленным в античной фило­софии, был и вопрос о состоянии мира. В каком состоянии на­ходится мир: изменчив или неизменен, движется или покоится?

а)мир неизменен:

Парменид (ок. 540—470 гг. до н. э.) отрицал «сотворение» сущего, обосновывал его вечность в своем существовании и неизменность. Парменид отвергал движение и развитие; он рассуждал следующим образом: все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Ведь если что-то захочется переменить, то это сделать невозможно, так как там есть уже некое другое сущее. Отсюда сущее является единым, наполненным и неподвижным.

б)мир меняется:

Принцип все течет (панта рей) был центральным мотивом всего учения Гераклита (540—480 гг. до н. э.). Не случайно основой всего су­щего он считал огонь. Движение внутренне присуще и атомам Демокрита, является их неотъемлемым способом существования. Движение присуще атомам от природы. Оно вечно. Сталкиваясь, атомы изменяют направление своего движения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...