Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основной вопрос философии и философские школы




Наука, религия и философия

Философия особое знание и тип мировоззрения; система наиболее общих теоретических взглядов на мир и место человека в нем, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

РЕЛИГИЯ - особое образование, выполняющее в обществе важные функции, с верой в существование сверхъестественных сил

НАУКА – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности

Социально-исторические условия возникновения философии

Философия возникает в период становления раннеклассового общества, в период перехода от присваивающего хозяйства первобытности к производящему хозяйству раннеклассового общества, когда происходят глубокие сдвиги в структуре и масштабности общественного производства - освоении больших земельных площадей, возникновении городов, и, как следствие, строительстве дорог, зданий, возникновении торговли и т.д. Но для этого требовалось знание свойств и законов природы. Однако знание законов природы - не дар Божий, оно достигается в ходе исследовательской работы. Последняя возможна лишь тогда, когда производство знаний выделяется в особую область социальной деятельности, становится профессией. Это фиксируется фактами возникновения в период ранней античности(8-7 в. д.н.э) зачатков математики, астрономии, механики. Из подобных фактов следует один вывод: потребность в знаниях законов природы, т.е. потребность в науке, возникает, когда в самом материальном производстве возникают потребности в таких технических средствах и технологических приемах обработки вещества природы, которые выходят за границы физических возможностей человека как силы природы и, тем самым, многократно увеличивают его производительную силу, которая является необходимым условием возникновения философии. Она привела к развитию товарно-денежных отношений, становлению частной собственности на землю. Это сопровождалось социально-культурными изменениями. Разрушается община, общество становится более разнообразным, все глубже осознавались групповые и частные интересы, увеличивается объем положительного знания, растет самосознание людей. (Постоянная борьба за власть ведется уже новыми людьми и в новых условиях.) Прежние мифологические и религиозные представления кажутся догматическими и наивными, часто в них нет ответов на насущие вопросы. Это происходит в Индии, Китае, Греции, приблизительно в 6 в. до н.э Объем и влияние ф-и во многом зависит от культурного и природного окружения, исторических особенностей того или иного народа.

 

Основной вопрос философии и философские школы

Вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Есть две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? При рассмотрении онтологической стороны выделяют направления: объективный и субъективный идеализм; материализм; вульгарный материализм; дуализм; деизм; гносеологической (познавательной) стороны: гностицизм; агностицизм; эмпиризм (сенсуализм); рационализм. Онтологическую сторону представляют:
- материализм (в отношениях материи и сознания первичной является материя=> материя реально существует; материя существует независимо от сознания; она является самостоятельной субстанцией; сознание определяется материей. Демокрит, Фалес, Бэкон, Локк; Спиноза, Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин);
- идеализм (направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание. Бывает объективный (реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей" (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) и субъективный (идеи существуют в разуме человека; все существует только в сознании познающего субъекта (Беркли, Юм));
- дуализм( основан Декартом. существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная)
- Деизм — направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей..
Гносеологическая сторона
: эмпиризмом (Ф. Бэкон. в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения); рационализмом(Р. Декарт. истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта).В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр.Мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.) Представители гностицизма считают, что: мир познаваем; возможности познания неограничены. А гностики считают: мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.(Кант)

Общественное бытие – понятие введенное Марксом, подчеркивавшим, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».Под общественным бытием («социальной материей») понимаются материальные отношения людей к природе и друг к другу, существующие независимо от общественного сознания.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...