Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания по основным разделам программы

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методические указания

По выполнению контрольных работ

Для студентов заочной формы обучения

 

 

Уфа-2010

Составители: Р.Б. Шайхисламов, Н.С. Шайхисламова

УДК 306

М 54

 

 

Социология: Учебно-методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / Сост.: Р.Б. Шайхисламов,
Н.С. Шайхисламова. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. – 13 с.

Учебно-методические указания предназначены студентов заочной и дистанционной форм обучения всех специальностей. Содержит программу курса, задания контрольной работы, список рекомендуемой литературы.

Рецензент: канд. философ. наук, доцент Т.И. Вырупаева

 

© Шайхисламов Р.Б., Шайхисламова Н.С.,2010

© Уфимская государственная

академия экономики и сервиса, 2010

 

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Контрольная работа по социологии предусмотрена для студентов заочной формы обучения ряда специальностей. Целью такой формы самостоятельной работы студентов, как контрольная работа, является активизация познавательного процесса и закрепление усвоенного материала. Все студенты выполняют (независимо от шифра зачетной книжки) нижеприведенные задания. При условии допуска к защите на специальном занятии с преподавателем студент защищает свои ответы. Задания составлены таким образом, что теряется смысл переписывания учебников или выполнения контрольной работы по «заказу». Преподаватель легко может проверить, выполнена ли контрольная работа самостоятельно или нет.

Контрольные задания охватывают всю программу по социологии. Таким образом избегается «кусочное» усвоение предмета при выполнении контрольной работы. Ответ на одно задание предполагает знание различных разделов программы. Качество выполнения контрольной работы будет рассматриваться как один из критериев при итоговой оценке знаний студента по данному предмету.

Контрольная работа включает в себя: а) Задания по основным разделам программы; б) Вопросы для творческого анализа; в)Тренинг тесты.

1. Задания нужно выполнить лишь после усвоения всей программы, а не только соответствующего раздела, поскольку сведения для правильного и полного ответа содержатся и в других разделах. Ответы должны быть лаконичными, содержать логические схемы, аргументы в пользу доказательства своего ответа.

2. Вопросы для творческого анализа предполагают понимание студентом усвоенного материала и способность самостоятельного анализа тех познавательных проблем, прямых ответов на которые в учебниках может и не быть. Ответы также должны быть лаконичными, без общих фраз, не более 10 предложений на один вопрос.

3. Трениг тесты предназначены для самопроверки знаний. Ответы на тесты будут оцениваться таким же образом, как задания и вопросы для творческого анализа. Однако ответы на тесты в письменной форме являются обязательными. Ответы нужно оформлять в виде: 1 а, 2 б, 3 в, 4 г и т.д.

Контрольная работа выполняется в виде письменных ответов на задания по вариантам, которые определяются по последним двум цифрам в номере зачетной книжки.

2 последние цифры номера зачетной книжки 01, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91 02, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92 03, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 73, 83, 93 04, 14, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84, 94 05, 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85, 95 06, 16, 26, 36, 46, 56, 66, 76, 86, 96 07, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 77, 87, 97 08, 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, 88, 98 19, 29, 39, 49, 59, 69, 79, 89, 99, 00 00, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90
№ варианта контрольной работы № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
№ заданий контрольной работы 1, 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 54 2, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50, 1 3, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51, 2 4, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52, 3 5, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53, 9 6, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54, 4 7, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 5, 10 8, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 6 9, 15, 22, 29, 36, 43, 50, 57, 7, 11 10, 16, 23, 30, 37, 44, 51, 58, 8

 

Работа выполняется письменно (от руки, в машинописной или компьютерной форме). Объем контрольной работы определяется студентом самостоятельно, он должен быть достаточным для того, чтобы были выполнены все задания. На титульном листе указывается – название академии («Уфимская государственная академия экономики и сервиса»), кафедры (Кафедра "Социология и социально-коммуникационные технологии"), название работы («Контрольная работа по социологии»), Ф.И.О. студента, шифр зачетной книжки, специальность, курс, группа, форма обучения (заочная), год выполнения работы.

При выполнении разделов «Курсовые задания» и «Вопросы для творческого анализа» приводится обычная сноска внизу страницы на использованную при ответе на каждый вопрос литературу и источники. Например: 1. Кравченко А.И. Социология менеджмента. М., 1999. С. 89-104; Фролов С.С. Социология. М., 1996. С. 45-51; Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 456-457.

ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

1. Нарисуйте «древо социологии», ветви которого представляют основные направления (ветви) западноевропейской социологии XIX века (с указанием названия социологических школ и их представителей).

 
 

 

 


2. Нарисуйте «древо социологии», ветви которого представляют основные направления (ветви) российской социологии XIX века (с указанием названия социологических школ и их представителей).

 

 
 

 

 


3. Нарисуйте «древо социологии», ветви которого представляют основные течения западной социологии XX века.

 

 
 

 

 


4. Каково соотношение понятий «государство» и «обще­ство» (например, «Российское государство XVII века» и «Российское общество XVII века»). Попробуйте решить эту задачу при помощи логических кругов, наглядно вы­ражающих объем понятий. Перед Вами пять вариантов ответа. Выберите один вариант и приведите свои доводы в пользу Вашего выбора.

 

 

Примечание: Первый вариант (различие) оз­начает, что эти два понятия не имеют ничего общего. Второй вариант (сходство-различие) означает, что час­тично эти два понятия совпадают, но одновременно час­тично расходятся. Третий вариант (тождество) означает, что эти два понятия полностью совпадают. Четвертый и пятый варианты (больше меньше) означают, что одно понятие является по-своему большим и включает в себя другое понятие как частное понятие. Четвертый вариант – «государство» более широкое понятие, пятый вариант – «общество» более широкое понятие.

5. Таким же образом определите соотношение понятий «население» и «общество».

6. Составить таблицу (по примеру, приведенному в таб­лице).

 

Социальные общности, к ко­торым Я при­надлежу («Мы») Тип данной со­циальной общно­сти Социальный ста­тус («Мое место») Тип моего социального статуса Однотипная общность, к которой Я не принадлежу («Они»)
Пример: Молодежь Демографическая (половозрастная), большая, номи­нальная Молодой человек Предписан­ный Пожилое поколение

 

7. Почему в традиционном обществе понятием «общество» обозначали определенный круг людей, которые были знакомы друг другу (община, светское общество, товарищеская артель и т.д.), а сегодня этим понятием мы обычно обозначаем всю страну?

8. Найдите в специализированных и популярных журналах и газетах статистические данные о стратификации российского общества, населения Вашего региона и города по таким признакам, как доходы, собственность на средства производства и т.д. Данные покажите в наглядной форме (диаграммы, схемы и т.д.).

9. Покажите на конкретных примерах, с какими экономиче­скими, политическими и духовными нормами Вы имели дело по­следние несколько дней. Приведите не менее 5 примеров по каж­дому типу норм. Далее таким же образом приведите по 5 конкретных приме­ров экономических, политических и духовных ценностей, эконо­мических, политических и духовных институтов.

10. На научной конференции обсуждается вопрос о различиях между нациями. Выступают представители различных наук – историки, этнологи, культурологи, религиоведы, демографы, психологи, экономисты и другие. Каждый из них с точки зрения предмета своей науки раскрывает этот вопрос. Составьте тезисы выступления социолога по данному вопросу. На какие различия между нациями он, в отличие от представителей других наук, будет акцентировать внимание слушателей? Таким же образом составьте тезисы выступления социолога, посвященного различиям между поколениями.

11. Изобразите графически (при помощи стрелок) межпоколенную мобильность на примере своей родословной: какова мобильность (восходящая, нисходящая) Ваших дедушек, бабушек, родителей и Вас самих). График подтвердите кон­кретными фактами.

 
 

 

 


12. Напишите на 2-3-х страницах свою социальную автобио­графию. Социальная автобиография отличается от обычной автобиографии тем, что собственная жизнь в ней рассматривается в контексте социальных изменений в обществе. Вы сможете составить такую автобиогра­фию, если попробуете вообразить, как сложилась бы Ваша жизнь, если бы в обществе не произошли социаль­ные изменения или они произошли по другим вариан­там.

13. В математике существует правило «Из перемены мест слагаемых сумма не меняется». Относится ли данное правило к социальным перемещениям? Иначе говоря, меняются лишь социальные места людей, а общество остается неизменным?

14. Найдите в периодической печати (в журналах и газетах социально-экономической тематики) статистические данные о доходах населения в динамике (например, за последние десять лет) и характере распределения этих доходов. Если есть возможность, изобразите эти данные в наглядной форме (диаграмма, график, таблица и т.п.).

15. Можно ли спор рассматривать как конфликт? Согласны ли Вы с изречением «Истина рождается в споре»? Положительные социальные изменения происходят до социального конфликта, во время социального конфликта или после социального конфликта?

16. Как Вы относитесь к двум суждениям: «Чем больше и чаще в обществе происходят социальные конфликты, тем быстрее разрешаются противоречия, устраняются препятствия и обновляется общество» и «Чем больше и чаще в обществе происходят социальные конфликты, тем больше происходит разрушений, в результате чего может погибнуть само общество». С чем Вы могли бы согласиться или не согласиться? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами.

17. При помощи логических кругов покажите соотношение понятий «человек» и «личность», «человек» и «индивид», «индивид» и «личность» (см. задание 1 раздела II). Каково соотношение понятий «социальный тип личности» и «конкретная, реальная личность»? Покажите при помощи логических кругов.

18. Какие образы (из отечественной или мировой художественной литературы), на Ваш взгляд, наиболее полно иллюстрируют определенные социальные типы личности той или иной эпохи (социальные типы аристократа, помещика, офицера, купца, крестьянина, чиновника, интеллигента и т.д.). Всегда ли художественные образы дают полные представления о социальных типах личности? Проанализируйте не менее десяти «социально типичных» и «социально нетипичных» художественных образов.

19. Приведите примеры из художественной литературы (в том числе из произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова), иллюстрирующие следующие типы социального поведения:

Типы социального поведения Художественные образы
Конформизм  
Инновация  
Ритуализм  
Ретретизм  
Мятеж  

 

20. Покажите на примере собственной биографии, как происходит процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности. Перечислите те социальные группы, институты и культуры, которые оказали наибольшее влияние на Ваше личностное становление.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО АНАЛИЗА

21. Почему именно в 19 веке зарождается социологическая наука?

22. Почему социология на стадии своего становления приобретает в основном позитивистскую направленность?

23. Чем объяснить ряд особенностей в развитии социологии в России в 19 – начале 20 вв.?

24. В чем заключается различие между объектом и предметом социологии (на примере понятия «организация производства»)?

25. Раскройте функции социологии на примере исследования процессов приватизации.

26. Покажите на конкретных примерах, что общество представляет собой не совокупность людей, а систему их отношений.

27. В чем проявляется целостность общества?

28. Покажите на примерах из личного и социального опыта взаимосвязь социальной сферы с экономической, политической и духовной сферами.

29. В чем различие между понятиями «общество» и «общность»?

30. В чем заключается различие между понятиями «социальный состав общества» и «социальная структура общества»?

ТРЕНИНГ ТЕСТЫ

Выбрать один правильный вариант ответа для каждого вопроса:

31. Кто из социологов выделил такие типы общества, как «общественно-экономическая формация»? а) П.Сорокин б) Г.Спенсер в) В.Ленин г) К.Маркс

32. Какой социолог для понимания социальных процессов применял метод «идеальных типов»? а) П.Сорокин б) Ф.Тённис в) М.Вебер г) Н.Данилевский

Кто из русских социологов предложил культурно-историческую типологию обществ? а) Н.Михайловский б) Н.Данилевский в) М.Ковалевский г) В.Плеханов

33. Кто из социологов в качестве методологического принципа анализа общества предложил «социологизм»? а) Р.Мертон б) Г.Спенсер в) Т.Парсонс г) Э. Дюркгейм

34. Кто из социологов использовал понятия «община» и «общество» при объяснении исторической эволюции общества? а) М.Вебер б) П.Сорокин в) К.Маркс г) Ф.Тённис

35. Кто из перечисленных социологов не относится к сторонникам функционалистского подхода в анализе социальных процессов? а) Т.Парсонс б) Р.Мертон в) Р.Дарендорф г) Э.Дюркгейм

36. Кого из русских социологов относят к направлению «субъективной социологии»? а) В.Плеханова и В.Ленина б) П.Лаврова и Н.Михайловского в) Струве и Туган-Барановского г) М.Ковалевского

37. Выборкой в социологическом исследовании называется а) выделение из генеральной совокупности респондентов выборочной совокупности б) подбор методов сбора социальной информации в зависимости от целей исследования в) отбор из собранной информации наиболее важных фактов г) отбор конкретных рекомендаций по итогам исследования

38. Метод наблюдения наиболее эффективен для сбора информации а) о мнениях и установках людей б) о мотивах и ценностных ориентациях людей в) о поведении и взаимодействиях людей г) о потребностях и способностях людей

39. Социология – это наука а) об обществе, обо всех сторонах жизни общества б) о взаимосвязи различных сфер жизни общества в) о личности и ее положении в обществе г) о социальных процессах и закономерностях общества

40. Общество – это а) конкретно-историческая система общественных отношений б) совокупность всех людей, живущих в одно время и на одной территории в) объединение людей, связанных между собой общим происхождением, языком, традициями г) единая политическая система (государство)

41.Социальные отношения – это а) вся совокупность отношений в обществе б) экономические, политические и духовные отношения, взятые в единстве в) отношения между классами г) отношения между личностью, общностями людей и обществом в целом

42. Социальной структурой общества называется а) деление общества на высшие, средние и низшие слои б) социальный состав общества в) учреждения и организации, занятые в социальной сфере г) сеть устойчивых, упорядоченных социальных отношений

43. К социально-демографической общности людей относится а) нация б) семья в) студенчество г) сословие

44. К социально-классовым общностям относится а) шахтеры б) рабочие в) горожане г) русские

45. К социально-этническим общностям относятся а) молодежь б) дворяне в) родственники г) русские

46. Номинальными социальными общностями являются а) общности, выделяемые лишь по каким-либо социально значимым признакам б) общности, существующие лишь теоретически, как идеальные типы в) общности, которые благодаря внутреннему взаимодействию образуют обособленные социальные системы г) порядковые обозначения общностей в социальной иерархии

47. Различия между классами и сословиями заключаются а) между ними не никаких различий, просто существует разное обозначение одного и того же б) классы состоят из сословий в) сословия состоят из классов г) классы связаны с экономической, а сословия – с политической стратификацией

48. Социальная стратификация – это а) выделение различных слоев общества по признаку индивидуального неравенства между людьми б) выделение различных слоев общества по признаку социального неравенства в) способ функциональных связей и зависимостей в обществе г) выделение в обществе различных социальных общностей по полу, возрасту, национальности и т.д.

49. Социальная культура – это а) уровень развития условий жизни населения; б) отсутствие в обществе и во взаимоотношениях социальных групп конфликтов и напряженности; в) система социальных норм, ценностей и институтов; г) литература, искусство, наука и образование.

50. Социальный институт – это а) устойчивые способы социальных взаимодействий; б) учебные заведения по специальности «Социология»; в) организации, представляющие различные социальные группы; г) социальные роли в системе образования.

51. Метод сбора первичной социологической информации, путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется а) наблюдение б) интервью в) опрос г) изучение документов.

52. В анкете к «закрытым» вопросам относятся те, где а) респондент может самостоятельно формулирует варианты ответа б) не раскрывается цель опроса в) респондент должен сделать выбор из предложенных вариантов ответа г) респонденту предлагается риторический вопрос.

53. К документам как источникам социальной информации в процессе социологического исследования относятся: а) любая зафиксированная на каком-либо носителе текстовая или образная информация; б) официальная информация; в) личные документы человека или документы организации; г) бумажная информация, удостоверенная личным подписью

 

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1) Бачинин В.А. Социология: Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Михайлов В.А., 2005.

2) Волков Ю.Г. Социология. Учебник для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

3) Волков Ю.Г., Нечипуренко В.П. Социология: история и современность. Учебное пособие для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4) Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М., 2007.

5) Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.: ИНФРА-М, 2008.

6) Кравченко А.И. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2008.

7) Лавриненко В.Н., ред. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2008.

8) Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., отв. ред. Социология. Основы общей теории. Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2008.

9) Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология. – М.: Дашков и К, 2007.

10) Шайхисламов Р.Б. Социология. Учебное пособие. – Уфа: УГИС, 2005.

11) Шарков Ф.И. Социология: теории и методы. Учебник для ВУЗов. – М.: Экзамен, 2007.

12) Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. /Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Перечень газет и журналов зала периодических изданий УГАЭС

ГАЗЕТЫ:

Аргументы и факты

Комсомольская Правда

Культура

Молодежная газета

Новая экономическая газета

Поиск

Республика Башкортостан

Российская газета

Труд

Уфимские ведомости

Экономика и жизнь

ЖУРНАЛЫ:

Вопросы философии

Культура и время

Регион: экономика и социология

Социально-гуманитарные знания

Социологические исследования

Труд и социальные отношения

Человек и труд

Экономика и управление

 

Электронные образовательные ресурсы

www.ecsocman.edu.ru (портал «Экономика. Социология. Менеджмент» Государственного университета – Высшей школы экономики)

www.humanities.edu.ru (портал «Гуманитарное образование»)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА И ЗАЧЕТА

 

1. Объект, предмет, функции и задачи социологии.

2. Социологическая теория О. Конта. Социологическая теория Г. Спенсера.

3. Социология К. Маркса.

4. Русская социология XIX века: основные направления и представители

5. Психологическая школа социологии.

6. Социологическая школа Э. Дюркгейма. Формальная социология.

7. Понимающая социология М. Вебера.

8. Интегральная социология П. Сорокина. Структурно – функциональный анализ. Т. Парсонс, Р. Мертон.

9. Общество как социокультурная система. Основные сферы общества и их взаимосвязь.

10. Типология общества в социологии

11. Социальная структура общества: общая характеристика. Социальный статус и социальный престиж.

12. Социальные общности людей и их классификация.

13. Культура в системе социальных отношений, ее структура и функции. Общая характеристика субкультуры и контркультуры.

14. Социальная дифференциация общества и ее формы.

15. Социальная стратификация общества.

16. Социально-демографическая структура индустриального общества и ее эволюция.

17. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

18. Урбанизация индустриального общества и ее социальные последствия.

19. Миграция населения, ее формы и социальные последствия.

20. Этнические общности в индустриальном обществе, их типы и социальные различия.

21. Социальная мобильность в обществе: общая характеристика.

22. Социальное движение: общая характеристика.

23. Социальные конфликты, их типы, этапы развития, последствия и способы разрешения.

24. Сущность, этапы, функции общественного мнения.

25. Социальные качества личности: структура и функции. Социальные типы личности.

26. Социализация личности: сущность, этапы и стадии. Основные противоречия социализации личности.

27. Социальное действие личности: общая характеристика. Социальная роль личности.

28. Социальное поведение личности; его основные факторы. Девиантное поведение личности.


Составители: ШАЙХИСЛАМОВ Рафаэль Бадретдинович

ШАЙХИСЛАМОВА Надежда Сергеевна

СОЦИОЛОГИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...