Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика государства в сфере конфессиональных отношений в РБ.




Взаимодействие, взаимосвязь политики и религии предполагает разработку политического курса определения содержания конфессиональной политики.

Современная белорусская модель взаимоотношений с религиозными организациями направлена на учет национальных традиций и опыта прошлых лет, менталитета народа, непростой ситуации в религиозной сфере общества.

Проф. Политика базируется на отделении религиозных организаций от гос-ва, равноправие конфесий.

Этапы конфессиональной политики РБ

1. Либерально-демократическая модель государственно конфессиональных отношений(1992-1996). Были приняты законы о свободе вероисповеданий и религиозных организаций, который утверждал приоритет прав личности. Он сводил к типу полномочия гос-ва в сфере отношений с религиозными организациями, что имело негативное последствие: напряженность в обществе, вызваная безконтрольной деятельностью новых религиозных движений; активизация самых различных религиозных структур возродила интерес к религиозному фактору со стороны полит.партий и общественных движений.

2. Формирование новой модели гос. конфессиональных отношений. Этот этап был связан с изменениями и дополнениями в конституции страны, принятыми на референдуме 1996, они подтвердили в качестве правовой основы равенство граждан в независимости от их отношения и религии, равенство религиозных организаций.

Проблемы гос-конфесиональных отношений возлагались на образуемые отделы, советы по делам религий. Специальной компитенцией в области конфессиональных отношений наделен созданный в 1997 госкомитет по делам религии и национальностей. Его задачи: подготовка предложений по урегулированию вопросов связанных с деятельностью религиозных организаций и требующих решения правительства; Информационно-аналитическое обеспечение деятельности правительства по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных организаций. В соответствии с этим госкомитет выробатывает рекомендации, готовит проект решения правительства по этим вопросам, дает заключение по проектам правительственных решений, о проблемах взаимоотношений гос-ва и религиозных организаций.

В своей деятельности госкомитет по делам религии опирается на действующий при ней консультативный совет (представители различных религиозных организций, юристы, религоведы).

В 2002 были приняты дополнения и изменения в законе: «О свободе совести и религиозных организациях», который определяет приоритеты конфессиональной политики, полномочия гос органов.

Религиозные организации активно уделяли внимание продвижению межконфессионального диалога, развитию социальных форм служения. Данные инициативы находят понимание у органов государственной власти. Социологические исследования показали возросший уровень религиозности населения, толерантности белорусского общества и исключительно высокий уровень доверия граждан к Белорусской православной церкви, независимо от собственной конфессиональной принадлежности опрошенных. В связи с этим следует отметить возросшую роль Белорусской православной церкви в организации межконфессионального диалога. Действует 25 религиозных конфессий и направлений.
38.Политика и религия.

Следует обратить внимание на то, что отношения «церковь – государство» и «религия – политика» не тождественны, хотя и очень тесно связаны. Связь эта выражается, в частности, в том, что при сближении церкви и государства самостоятельная политическая активность церкви ослабевает и заменяется совместной активностью вместе с государством, а при отделении церкви от государства наоборот возрастает.

Анализ исторического развития позволяет выделить четыре типа взаимодействия: 1. Превращение государственной власти в центр религии. Такое положение было типично для языческих государств, и ярким примером может служить Римская империя, где императору поклонялись как Богу. Вообще, в различных языческих государствах складывались различные степени почитания и обожествления верховного правителя.2. Подчинение государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имела место в христианской Европе средневековья. Папа, считавшийся наместником Бога на земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью подчиняя государственную власть церковной.3. Союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при независимости от церкви его государственной власти. 4. Отделение государства от церкви, крайняя форма которого была обязательной частью внутренней политики СССР. Вплоть до полного подчинения церкви государству. В других государствах наблюдаются более спокойные взаимно независимые отношения власти и церкви, хотя полная независимость в чистом виде отсутствует везде.

Религия – специфическая форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала – Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни

В современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных отношений, использующих и учитывающих специфические особенности религиозного сознания. Одно из самых значительных направлений влияния политики на религию заключается в проявлениях усилившейся в последнее время тенденции к политизации религии в целом. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей. В том числе и международных. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно – политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики. А должна укреплять духовные основы общества.

Религиозная интерпретация позволяет им выполнять такие социальные функции как: Классовая функция религии: играет двоякую роль. Религия может санкционировать общественную эксплуатацию и в то же время возглавлять борьбу угнетенных масс за свое освобождение. К примеру когда ислам играет огромную роль в формировании общественного сознания стран арабского мира.

Функция нравственно-воспитательная. Вера постоянно присутствует в сознании людей. Она является частью их культурного достояния.

Функция организационно-политическая. Религия культивирует часто политические действия, формирует идеологические и политические доктрины.

Функция интеллектуально-познавательная. Религия, помимо всего, является мировоззрением. Она наследует жизнь человека в окружающей действительности.

Взаимодействие, взаимосвязь политики и религии предполагает разработку политического курса определения содержания конфессиональной политики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...