Покушение в Киеве и смерть
Основная статья: Убийство Столыпина Убийца Столыпина Богров Могила Столыпина (Киево-Печерская лавра) В конце августа 1911 года император Николай II с семьёй и приближёнными, в том числе и со Столыпиным, находились в Киеве по случаю открытия памятника Александру II. 1 (14) сентября 1911 года император и Столыпин присутствовали на спектакле «Сказка о царе Салтане» в киевском городском театре. На тот момент у начальника охранного отделения Киева была информация о том, что в город прибыли террористы с целью совершить нападение на высокопоставленного чиновника, а возможно и на самого царя[92]. Информация была получена от Дмитрия Богрова. Во время второго антракта к Столыпину приблизился Богров и дважды выстрелил: первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. После ранения Столыпин перекрестил царя, тяжело опустился в кресло и произнёс: «Счастлив умереть за Царя»[93]. Последующие дни прошли в тревоге, врачи надеялись на выздоровление, но 4 сентября вечером состояние Столыпина резко ухудшилось, и около 10 часов вечера 5 сентября он скончался[94]. В первых строках вскрытого завещания Столыпина было написано: «Я хочу быть погребённым там, где меня убьют». Указание Столыпина было исполнено: 9 сентября Столыпин похоронен в Киево-Печерской лавре. По одной из версий, покушение было организовано при содействии охранного отделения. На это указывает ряд фактов. В частности, билет в театр[95] был выдан Богрову начальником Киевского охранного отделения Н. Н. Кулябко с согласия ответственных сотрудников Охранного отделения П. Г. Курлова, А. И. Спиридовича и М. Н. Веригина, при этом к Богрову не было приставлено наблюдение[96].
По другой версии, начальник охранного отделения Кулябко был введён в заблуждение[96]. При этом, согласно воспоминаниям киевского губернатора Гирса, охрана Столыпина в городе была организована плохо[97].
Награды Российские Ордена
Медали и знаки отличия
Высочайшие благодарности
Почётные звания
Иностранные
Оценка деятельности Оценка деятельности Столыпина, как его современниками, так и историками, неоднозначна и носит полярный характер. В ней одни выделяют только негативные моменты, другие, напротив, считают его «гениальным политическим деятелем», человеком, который мог бы спасти Россию от грядущих войн, поражений и революций. При этом и те, и другие основываются на оценках современников, документальных источниках, данных статистики. Сторонники и противники зачастую оперируют одними и теми же цифрами, выраженными в различном контексте. Так, в статье БСЭ, посвящённой аграрной реформе[69], написано, что «освоение новых земель было не под силу разорённому крестьянству. Из 3 млн чел., переселившихся за 1906—1916, возвратились на прежние места 548 тыс. чел., то есть 18 %». В другом источнике со ссылкой на издание за 1911 год те же цифры оцениваются по-другому — «В любой области вообще человеческой жизни всегда наберётся 10 % неудачников […] Конечно, триста тысяч обратных, хотя бы и за 15-летний период, — это уже большое и тяжёлое явление […] Но из-за этих трёхсот тысяч нельзя забыть, как это иногда делают, о двух с половиною миллионах устроенных переселенцев»[99].
Критика Столыпина Ленин — один из самых видных критиков Столыпина Историография советского периода оценивала деятельность Столыпина резко отрицательно. Так, БСЭ характеризовала его как человека, который «осуществил Третьеиюньский государственный переворот 1907 года, предложил аграрную реформу с целью создать социальную опору царизма в деревне в лице кулачества»[100]. Эта статья БСЭ ссылалась на двух критиков Столыпина и проводимой им политики — В. И. Ленина и советского историка Арона Авреха. В статье «Столыпин и революция» (октябрь 1911) Ленин писал о Столыпине, как об «обер-вешателе, погромщике, который подготовил себя к министерской деятельности истязанием крестьян, устройством погромов, умением прикрывать эту азиатскую „практику“ — лоском и фразой». При этом он называл его «главой контрреволюции»[101]. Среди ошибок Столыпина, в частности, выделяют нежелание проводить политические реформы. Столыпин считал, что сперва необходимо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять политические свободы[102]. Дмитрий Шипов, подытоживая в октябре 1908 г. сложившуюся ситуацию, говорил:
Политические свободы включены в наши Основные законы, но где они? Всё это ведёт к тому, что пропасть, отделяющая государственную власть от страны, всё растёт, и в населении воспитываются чувства злобы и ненависти… Столыпин не видит или скорее, думается мне, не хочет видеть ошибочности взятого им пути и уже не может с него сойти, а реакция влечёт его по этому пути всё далее. В главном учебнике по истории ВКП(б) деятельность Столыпина была подана в самых тёмных тонах. Утверждалось, что его реформы привели к «обезземеливанию крестьян, ограблению общинной земли кулаками, разбойничьим набегам жандармов и полицейских, царских провокаторов и черносотенных громил на рабочий класс»[103]. В постсоветский период личность Столыпина также подвергается критике. Зачастую она основана на воспоминаниях Витте, полемике Столыпина с Толстым и работах советских историков[104].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|