Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стиль — фактор творческого процесса,




1. Стиль — фактор творческого процесса, осуществление ориента­ции художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к публике. Стиль диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, культурной (и в частности к художественной) традиции, к общественным целям искусства.

Стиль — фактор произведения,

2. Стиль — фактор произведения, его социального бытия. Стиль обусловливает существование произведения как законченного художест­венного целого. Стиль спасает произведение от эклектики. Стиль выра-

жает характер, направленность и меру эстетического освоения мира чело­веком и выступает носителем существенных сторон эстетической ценно­сти и художественного смысла произведения. Стиль — источник эстети­ческого наслаждения искусством.

Стиль представитель целого в каждой клетке произведения. Подчиняя каждую деталь общему конструктивному замыслу, он определяет струк­туру произведения и его принадлежность к определенному типу культу­ры. Стиль — центростремительная сила в произведении, обеспечиваю­щая его монолитность. Стиль — принцип организации художественного мира, его внутренняя необходимость, проявляющаяся в характере «сцеп­ления» слов.

Стиль — фактор художественного процесса, его стрежень.

3. Стиль — фактор художественного процесса, его стрежень. Он ориентирует художника по отношению к процессу развития искусства, обеспечивает развитие традиции на новом основании, способствует взаи­модействию искусства разных эпох.

4. Стиль — фактор художественного общения (автора и реципиен­та).

4. Стиль — фактор художественного общения (автора и реципиен­та). Стиль определяет характер эстетического воздействия произведения на аудиторию, ориентируя художника на определенный тип читателя, а последнего — на определенный тип художественных ценностей. В ком­муникативном плане стиль — это закрепленная в художественном тексте программа взаимопонимания автора и читателя. Художественный стиль — сфера оперативного воздействия искусства на сознание людей. Про­цесс прочтения и интерпретации, понимания и оценки протекает во вре­мени. Стиль же моментально, единым информационным броском, без подробностей сообщает о целостном качестве произведения. Еще прочи­таны только первые строки поэмы, просмотрена только первая сцена спектакля, а читатель и зритель, восприняв стиль произведения, уже зна­ют многое, а нередко и то, следует ли смотреть спектакль и дочитывать поэму до конца. Здесь мы сталкиваемся с информативным аспектом сти­ля, выступающего как узловой пункт художественного общения, в кото­ром сходятся все нити, протянутые через произведение от художника к ре­ципиенту и обратно. Создавая произведение, писатель «мыслит своим чи­тателем», последний присутствует в творческом процессе как цель, во имя которой художник творит. Писатель в свою очередь всегда присутст­вует в сознании читателя в виде обаяния имени, притягательности славы, авторитета, профессионального статуса, внушенного критикой и утвер­дившегося в общественном мнении. Все это и знакомство с прежними творениями, в которых светится личность художника, «работает» на его образ. Встреча писателя и читателя в произведении осуществляется толь­ко тогда, когда они заведомо тянутся друг к другу и являются друг для друга желанной целью, когда существует их духовная «взаимность». Точ-

ка их встречи, место пересечения их обоюдных стремлений — стиль. Че­рез него писатель передает свидетельство своего авторства, знак своей личности, заложенный в каждой фразе произведения, в ритме, в интона­ции. В стиле осуществляется (или прерывается) художественная комму­никация: действительность — творец — произведение — исполнитель — реципиент — действительность. На концах этой цепочки находится ре­альность; ее воспринимает художник и на нее же под воздействием искус­ства влияет публика. В этом смысле стиль есть способ совершенствова­ния реальности посредством культуры.

Структура стиля.

Структура стиля произведения сложна и много­слойна.

Первый (глубинный, «порождающий») слой стиля

Первый (глубинный, «порождающий») слой стилятематическая и интонационная общность культуры. Стих, например, рождается ритми­чески выраженной интонацией, передающей эмоциональное состояние поэта и сообщающей творческому процессу ценностную ориентацию по отношению к теме. Только потом эта интонация облекается в слова. Иначе говоря, на «порождающем» уровне текста находятся тема и интонация, а на порожденном — смысл и ценность. Точно так же и в истории культуры первоначально складывались тематические и интонационные общности, обусловленные единством исторических судеб народов, схожестью их жизненного опыта, которые влияют на ценностно-смысловое содержание искусства того или иного региона. Первый стилевой слой охватывает, на­пример, все явления индоевропейской художественной культуры.

Второй стилевой слой — национальная стилистическая общность.

Второй стилевой слойнациональная стилистическая общность. Здесь единый тематический и интонационный фонд обретает конкретиза­цию, опирающуюся на жизненный опыт данного народа. Националь­но-стилевые особенности культуры позволяют по стилевым признакам отличить произведение русского искусства от немецкого или французско­го. Даже в переводе стихов чувствуется национальный стиль подлинника, не сводимый к языку, а сказывающийся в национальном интонационном и тематическом своеобразии художественной культуры.

Третий стилевой слой — национально-стадиальный стиль

Третий стилевой слойнационально-стадиальный стиль (националь­ный стиль народа, находящегося на определенном этапе историче­ско-культурного развития). Таков стиль Людовика XIV. На этом уровне стилистическая общность может сужаться до одного вида искусства (на­пример, русский ампир в архитектуре) и даже до одного из жанров (напри­мер, стиль фаюмского портрета). С другой стороны, национально-стади­альный стиль может расширяться и охватывать не только искусство, но и культуру в целом. Так, Бахтин говорит о смеховой культуре Средневековья, о карнавализации как стиле деятельности средневекового человека.

Четвертый слой стиля

Четвертый слой стилястиль художественного направления (об­щность, присущая всем произведениям данного направления). Художест­венный процесс исторически усложняется: происходит членение на раз­ные направления и внутри каждого складывается стилистическая об­щность. Даже самые несхожие между собой реалистические произведе­ния обладают стилистической общностью, позволяющей отличить их от произведений романтических или классицистских. Стилистическая об­щность художественного направления «пульсирует»: то расширяется (классицизм, например, накладывает печать на парковую культуру, эти­кет, моду и другие феномены культуры своей эпохи), то сужается и конк­ретизируется в разных течениях, членящих данное направление. Тогда стиль направления дополняется еще одним уровнем общности (вернее, «подобщности») — стилем течения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...