Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скрытые формы занятости и безработицы.




В самом общем виде скрытые экономические явления и процессы представляют собой незафиксированные или слабо учитываемые официальной статистикой феномены, принимающие видимость противоположных тенденций, но способные при соответствующих условиях проявить свою истинную природу. Например, скрытую (подавленную) инфляцию невозможно точно определить, зафиксировать, подсчитать, так как отсутствует главный инфляционный признак - рост цен, т.е. имеется видимость стабильности или даже дефляции. Однако при определенных условиях (как это происходило в России в 1992 г.) скрытые инфляционные процессы могут вырваться на поверхность, и тогда скрытая инфляция превращается в открытую.

Таким образом, скрытым экономическим формам присущи следующие общие черты:

- трудности фиксирования и учета;

- видимость прямо противоположного явления или тенденции;

- внутренняя готовность к трансформации в открытую форму.

Перечисленные характерные признаки скрытых экономических явлений и процессов, с одной стороны, чрезвычайно усложняют их идентификацию и определение сущности, с другой стороны, делают их изучение особо актуальным, так как слишком широкое распространение скрытых форм в экономике способствует нестабильности и неопределенности в обществе. С этой точки зрения исследование скрытой безработицы и скрытой занятости представляется весьма важным для любой экономики, а тем более - для российской.

Трудность идентификации скрытых форм безработицы и занятости - одна из основных проблем в их изучении. Поэтому, прежде чем рассматривать причины и последствия скрытой безработицы и скрытой занятости, а также меры в отношении их сдерживания, необходимо определиться с содержанием самих этих терминов. Другими словами, следует определиться, кто и по каким критериям может быть отнесен к скрыто безработным и скрыто занятым.

Необходимо подчеркнуть, что в дальнейшем скрытая безработица и скрытая занятость будут рассматриваться исключительно в контексте рынка труда. Все те группы населения, которые выходят за рамки рынка труда (например, не желающие работать вообще) автоматически исключаются из данного исследования.

В экономической литературе нет единого мнения о содержании скрытой безработицы. Одни экономисты сводят ее к избыточной занятости, т.е. к ситуации, когда несколько человек выполняют работу одного или когда квалифицированный специалист занят неквалифицированным трудом. В обоих случаях имеет место неэффективное использование рабочей силы. Другие экономисты под скрытой безработицей подразумевают неполную (частичную) занятость, т.е. неполный рабочий день или неполную неделю. Третья группа экономистов под скрытой безработицей понимают состояние людей, кото­рые работают по найму, однако:

а) не удовлетворены работой и подыскивают другое место
основной или дополнительной работы;

б) имеют большую вероятность потерять работу из-за претен-
зий работодателя, неудовлетворенного ее качеством или другими
обстоятельствами, и поэтому ищут другую работу;

в) заняты неполный рабочий день или отправлены в админи-
стративный отпуск без соответствующей его оплаты, ищут и готовы
перейти на другую работу.

Представляется, однако, что скрытая безработица объединяет и избыточную и неполную занятость, и такое мнение поддерживается многими экономистами. Ведь избыточная занятость, как правило, сопряжена со значительными простоями в течение рабочего дня, т.е. рабочее время используется неполно. Неполная же занятость означает, что рабочая сила используется неэффективно по сравнению с потенциальными возможностями производства.

Таким образом, в качестве основных критериев отнесения той или иной группы населения к скрыто безработным выступают:

- формальная занятость (полная или частичная);

- неудовлетворенность сотрудниками работой в силу собственных предпочтений или претензий со стороны администрации;

- неэффективное или неполное использование трудовых ресурсов.

Исходя из ранее представленного, можно трактовать скрытую безработицу как формально занятую, но неудовлетворенную работой, не полно и не эффективно используемую рабочую силу.

Идентификация скрытой безработицы позволяет определить способы ее измерения. Уровень не удовлетворённости сотрудниками своей работой определяется специальными обследованиями, а также экспертной оценкой руководителей круп­ных предприятий, органов управления, специалистов службы заня­тости населения, ученых.

Неполную (частичную) занятость измерить довольно просто, так как она напрямую связана с отработанным рабочим временем.

Что же касается эффективности использования рабочей силы, то здесь закономерно возникает вопрос об эталоне, по которому следует измерять степень использования трудовых ресурсов. Таким эталоном эффективности может стать средний по каждой отрасли уровень производительности труда, в соответствии с которым определяется научно обоснованная численность работников, а затем рассчитывается условно-избыточная численность, что является показателем избыточной занятости. Условно-избыточная численность работников может быть рассчитана на основе учета потерь рабочего времени. Как известно, потери рабочего времени могут быть как оправданными (на обучение, по декретным отпускам и болезни), так и неоправданными (простои из-за плохой организации труда, в связи с экономическими трудностями). Именно численность работников, не участвующих в производстве из-за неоправданных потерь рабочего времени, образует скрытую безработицу.

Феномен избыточной занятости не является чисто рыночным. В условиях планового хозяйства избыточная занятость (сверхзанятость) также превратилась в одну из основных проблем советской экономики. С переходом к рыночным отношениям скрытая безработица в России в 1991-1994 гг. увеличивалась, о чем свидетельствует коэффициент отставания темпов сокращения занятости от темпов снижения объемов производства (по расчетам Министерства труда Российской Федерации в 1992 г. он был равен 4,5, в 1993 г. - 4,4, в 1994 г. - 3,3). Однако в 1996-1997 гг. количество и избыточно, и частично занятых (скрыто безработных) уменьшилось в связи с ухудшением финансового положения многих предприятий и фирм. Вместе с тем сокращение скрытой безработицы в России происходит в значительной мере за счет роста скрытой занятости, а не открытой безработицы.

Может возникнуть вопрос, почему на российских предприятиях сохраняется скрытая безработица, несмотря на неконтролируемость рынка труда со стороны государства и профсоюзов? Причины сохранения скрытой безработицы можно разделить на две группы: 1) причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и 2) причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки часто едва достигают прожиточного минимума, а заработная плата задерживается месяцами.

Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты. Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и не оплачиваемые) отпуска. Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой.

Вторая группа причин сохранения скрытой безработицы связана с нежеланием работников покидать прежнее место работы, несмотря на невысокую заработную плату. Во-первых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют возможности найти другую работу. Во-вторых, для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный стаж работы для получения пенсий. В-третьих, пособие по безработице, даже если его удается получить, не компенсирует потери в заработной плате. В-четвертых, в сознании работников очень часто преобладает такой фактор, как стабильность занятости. Несмотря на то, что многие люди подрабатывают в сфере «теневой» экономики, а также в личном подсобном хозяйстве, они не теряют связи с основным местом работы.

Таким образом, в отличие от экономически развитых стран, сохранение скрытой безработицы в России связано не с активной регулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с отсутствием таковой. В этих условиях скрытая безработица выполняет и позитивные функции: сдерживание массовой явной безработицы, поддержание хотя бы на минимальном уровне благосостояния людей, сохранение кадрового потенциала экономики.

Вместе с тем скрытая безработица в любой момент способна превратиться в открытую форму, представляя тем самым собой «бомбу замедленного действия». Кроме того, скрытая безработица, являясь именно безработицей, обладает всеми ее отрицательными чертами и вызывает негативные социально-экономические последствия. Во-первых, скрытая безработица, являясь формой неэффективного (неполного) использования трудовых ресурсов общества, приводит к недопроизводству ВНП по сравнению с потенциально возможным его уровнем. Во-вторых, в условиях скрытой безработицы снижается реальный уровень жизни населения, так как скрытая безработица всегда сопровождается сравнительно невысоким уровнем заработков. В-третьих, скрытая безработица усиливает имущественную дифференциацию населения, что не может не сказаться на социально-политической напряженности в обществе. В-четвертых, скрыто безработные теряют стимулы к труду, а их квалификация постепенно снижается, так как значительная часть скрыто безработных вынуждена искать работу «на стороне», что не позволяет им повышать квалификацию по основной специальности. В результате экономика теряет свои основные ресурсы - высококвалифицированную рабочую силу. В-пятых, скрытая безработица тормозит научно-технический прогресс в результате низкой цены рабочей силы и, в- шестых, препятствует переливу рабочей силы в прогрессивные отрасли. Однако, как уже было отмечено, скрытая безработица в условиях кризисной экономики России выполняет и позитивные функции. Следовательно, отношение к скрытой безработице в российских условиях не может быть однозначным.

В отличие от скрытой безработицы, скрытая занятость маскируется не только экономически, как правило, она выходит за рамки правового поля. Дело в том, что скрытая занятость неразрывно связана с «теневой» экономикой. Скрытая занятость - это социально-экономические отношения по поводу формирования и использования трудовых ресурсов в сфере «теневой» экономической деятельности.

Существует точка зрения, согласно которой «теневая» экономика состоит из трех элементов: 1) неофициальной деятельности (нефиксированное статистикой производство товаров и услуг на фоне легальной деятельности), 2) подпольной деятельности (все запрещенные законом виды деятельности) и 3) фиктивной экономики (спекуляция, мошенничество, коррупция). Фиктивная экономика есть та же подпольная деятельность, но только не в сфере производства, а в области распределения и перераспределения доходов. Таким образом, теневую занятость можно подразделить на две составляющие:

- нелегальную деятельность в рамках легальной занятости (скрытая экономика);

- полностью нелегальную деятельность (криминальная экономика) как в сфере производства, так и в области распределения.

Тогда скрытую (неформальную) занятость можно трактовать как занятость, не оформленную каким-либо трудовым договором или соглашением, являющуюся источником недекларированных доходов. Или скрытая занятость это занятость людей, находящаяся вне сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяй­ственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сек­тор — нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.

Сложность определения размеров «теневого» сектора обусловливает невозможность точного учета занятости в нем. Особенно это касается первичной занятости в криминальной сфере. Как правило, занятые в криминальной среде официально числятся безработными или представляют маргинализированный слой, находящийся вне официального рынка труда.

Вторичная занятость в «теневой» сфере может быть приблизительно выявлена с помощью экспертных оценок и социологических опросов. Так, в 1997 г. Фондом социально-экономических исследований «Перспективные технологии» было проведено социологическое исследование на тему «Общественное мнение о причинах, масштабах распространенности и путях преодоления «теневой» экономики». Согласно результатам исследования, на вопрос «Приходилось ли Вам лично получать доход за произведенную работу без уплаты налогов?» в среднем 26 % респондентов ответили утвердительно. Среди них лидируют работники промышленных предприятий (43 %), работники сферы науки, культуры, образования (33 %), безработные (50 %), по роду деятельности - рабочие (46 %) и руководители (40 %). Делая скидку на статистическую погрешность, можно смело утверждать, что не менее 1/3 населения страны прямо или косвенно вовлечена в «теневую» деятельность. По некоторым оценкам объемы «теневой» занятости в России перекрывают численность всех безработных, в том числе скрытых. По данным Института изучения рынка (Бонн), размеры «теневой» экономики за последние годы в разных странах составляют: США - 8,4 %, в Китае - 15,6 %, Германии - 16,8 %, Италии - 25,7 %, России - 48,7 %, Белоруссии - 50,4 %, Украине - 54,7 %, Грузии - 68 %.

Выявить скрытую деятельность чрезвычайно трудно еще и потому, что она не имеет четких границ. Как уже было отмечено, скрытые формы характеризуются видимостью противоположного явления. Так, один и тот же индивидуум может быть одновременно и скрыто безработным, и скрыто занятым, если, например, часть рабочего дня официально трудится на предприятии, а другую часть - подрабатывает, не декларируя свои побочные доходы.

Наряду со скрытой безработицей, неоднозначна и роль скрытой занятости в российской экономике. Поскольку скрытая занятость - это форма использования трудовых ресурсов в теневой экономике, причины скрытой занятости аналогичны причинам существования и распространения теневой экономики.

Западные экономисты, исследуя всплеск теневой экономики в развитых странах в 60-е гг., выделили следующие факторы, определяющие масштабы и динамику теневой экономики. Во-первых, тяжесть налогообложения: стремление уйти от чрезмерных налогов увеличивает размер теневого сектора. Во-вторых, размеры получаемых доходов: чем беднее население, тем больше вероятность его участия в теневой экономике. В-третьих, продолжительность рабочего времени: чем она меньше, тем больше времени остается у людей на выполнение «левых» работ. В-четвертых, масштабы безработицы: чем сильнее безработица, тем выше стремление людей обеспечить как-то свое существование, даже путем участия в теневых сделках. В-пятых, роль государственного сектора: чем больше доля государственного сектора и жестче регулирующая роль государства, тем больше желание предпринимателей скрыться «в тени», избежав чрезмерного контроля.

Все перечисленные факторы, определяющие масштабы теневой экономики, по существу, сводятся к двум основным: 1) уровень жизни и труда населения; 2) исходящие от государства ограничения в экономике. Анализируя резкий рост «теневой» экономики в период начала 90-х гг., необходимо подчеркнуть российскую специфику. Низкий уровень жизни народа РФ остается одним из основных факторов расцвета теневого сектора. Второй фактор, связанный с ролью государства в экономике, нуждается в уточнении. В России не чрезмерно жесткий государственный контроль, а, скорее, неразумная и непродуманная экономическая политика государства привела к разбуханию теневого сектора. Интересно отметить, что согласно уже упоминавшемуся социологическому опросу о причинах, масштабах распространения и путях преодоления теневой экономики в России, среди мотивов нарушения законов предпринимателями преобладают оправдательные. Так, 42 % опрошенных руководителей фирм в качестве основного мотива выдвинули желание сохранить рабочие места, 37 % - надежду спасти предприятие от разорения, 30 % - стремление устоять в конкурентной борьбе. Желание получить сверхприбыль оказалось сильным мотивом нарушения законов только для 23 % опрошенных. На последнем месте оказались мотивы «отмывания грязных денег» (9 %) и попытка увести капиталы за рубеж (6 %). Таким образом, большая часть теневого сектора экономики - это реакция нормальных, некриминальных хозяйственников на непродуманную экономическую политику.

Особенности теневой экономики в России обусловливают поиск особых путей борьбы с ней. Конечно же, не подлежит сомнению то, что разрастание теневого сектора наносит серьезный ущерб любой экономике. В качестве негативных социально-экономических последствий можно отметить:

- изъятие у легальной экономики значительной доли средств;

- снижение налоговых платежей, вызывающее задержки в выплате заработной платы бюджетникам и пенсий, и, как результат, снижение жизненного уровня населения.

Однако, отношение к скрытой занятости, как и к скрытой безработице, не может быть однозначным. С одной стороны, скрытая занятость:

- криминализирует рынок труда;

- способствует росту эксплуатации, усиливая бесправие и незащищенность работников;

- отвлекает зачастую высококвалифицированные ресурсы из легального бизнеса;

с другой стороны:

- обеспечивает работу значительному количеству людей, в том числе открыто и скрыто безработным, так как неформальный сектор экономики, как правило, относительно трудоемок и не предъявляет высоких требований к квалификации кадров;

- обеспечивает гибкость рынка труда, увеличиваясь в периоды кризисов и уменьшаясь в периоды подъемов.

Устранять скрытые формы занятости и безработицы «силовыми методами» как невозможно, так и нецелесообразно. Единственно разумная политика в отношении скрытых форм на рынке труда - их сдерживание в определенных пределах и постепенный перевод в открытую, легальную занятость. Для этого необходимы следующие условия:

- стимулирование отечественного производства, создание новых рабочих мест;

- финансовая поддержка государством отечественных товаропроизводителей;

- государственный контроль за процедурой увольнения работников с предприятий, строгое соблюдение трудового законодательства.

Криминальная часть «теневой» экономики должна быть минимизирована с помощью правоохранительной системы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...