Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системы Ф. У. Тейлора и А. Фейгенбаума




Системы Тейлора и Фейгенбаума

Теория иерархии потребностей Маслоу

Сущность управления качеством по Демингу

Триада качества» Джурана

Подход по улучшению качества Кросби

Основные положения японской школы управления качеством

Управление качеством в Европе

Эволюция функций качества


ТЕМА «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ»

 

Наряду с задачей совершенствования управления вообще, особняком стоит проблема управления качеством. Управление качеством как самостоятельная область научной и практической деятельности стала формироваться в начале ХХ в. 1920-е гг. можно назвать периодом индустриализации, последовавшей за работами Ф. Тейлора, и расцветом интереса к проблемам качества. У. Шухарт из Bell Laboratories создал концепцию контрольных карт, а Х. Ф. Додж и Х. Г. Роумиг разработали методы выборочного приемочного контроля.

В США после Первой мировой войны методы качества считались коммерческой тайной, поскольку обеспечивали производителю конкурентоспособные преимущества В практику широкого применения управление качеством вошло относительно недавно, лет 40–50 назад, поскольку качество с каждым десятилетием превращалось в превалирующий, ведущий фактор конкурентоспособности и требовало постоянного совершенствования. Конечно, любая организация, выпуская продукцию или оказывая услуги, управляет качеством, но делает это стихийно, не отдавая себе отчета в этом, по традиции добиваясь соответствия каким-либо нормативам или предъявленным требованиям заказчика. Поэтому закономерен вопрос: как осознанно управлять качеством? Прежде всего, надо вспомнить, что качество продукции или работы, или услуги в общем случае зависит от качества:

- проекта (нередко это называют техническим уровнем), т.е. от уровня требований к качеству, установленных (заданных, выбранных) разработчиком и/или изготовителем в проектной и технологической документации;

- бизнес-процессов, их способности реализовать установленные требования к качеству;

- персонала, выполняющего процессы;

- ресурсов, закупаемых и используемых для изготовления продукции или выполнения услуги или работ (сырье, материалы, комплектующие, помещения, технологическое оборудование, инструмент, средства измерений, оргтехника, программное обеспечение, субподрядные услуги и работы и др.);

- управления.

К бизнес-процессам относятся процессы:

основные процессы (планирование, маркетинг, разработка, закупки, изготовление, поставки и эксплуатационное обслуживание);

- обслуживающие процессы (монтаж, наладка и ремонт оборудования, транспорт, связь, энергоснабжение, работа с персоналом, документирование и т. д.);

- процессы контроля качества (товара, процессов производства, персонала, ресурсов, управления).

Чтобы была возможность установить высокий уровень требований к качеству и использовать необходимые для этого процессы, персонал и ресурсы, необходимо иметь соответствующие финансовые возможности. Поэтому цели управления качеством должны также учитываться при управлении финансами с позиций оптимизации затрат на качество. Отсюда следует, что управление качеством – скоординированная деятельность организации, включающая планирование, обеспечение, мотивацию и контроль качества и направленная на постоянное его улучшение в целях удовлетворения и предвосхищения запросов потребителей.

Системы Ф. У. Тейлора и А. Фейгенбаума

Начало развития научного управления качеством связывают с именем Фредерика Уинслоу Тейлора (1856–1917), инженера по образованию. Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Стройный механизм управления качеством каждого отдельного изделия дала система Тейлора, датируемая 1905 г. Общеизвестно, что школа научного управления Тейлора, взятая за точку отсчета в существовании управления качеством, является основой и для общего менеджмента.

Система Тейлора включает в себя законы и правила, «которые заменяют личное суждение работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен систематический учет, измерение их действия». Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), названных калибрами. Контроль осуществлялся специалистами-инспекторами. Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак).

Тейлор первый сознательно применил точный научный под- ход к организации отдельных процессов производства и всего предприятия в целом. Он наметил ряд организационных принципов и положений, привлек внимание к важности точного учета времени и других элементов работы (правильный подбор людей, обдуманное распределение работы и т. д.).

Четыре великих основополагающих принципа управления:

- нормирование (любой труд можно структурировать и измерять);

- исследование соотношения времени и выполняемой задачи (результата необходимо достичь к определенному времени, в противном случае вознаграждение за результат должно быть значительно меньше);

- систематический отбор и обучение кадров (каждая фирма, стремящаяся к долговременному успеху, думает о постоянном совершенствовании персонала);

- денежные стимулы (эффективный менеджмент предполагает вознаграждение за конечный результат, но не за деятельность).

Применительно к управлению Тейлор считал, что работа типичного менеджера состоит из ряда различных функций (учет стоимости, учет времени, контроль, поддержание дисциплины), которые могут быть выделены и исполняться различными специалистами, каждый из которых был бы ответственен за контроль различных аспектов работы и рабочих. Он называл эту систему «функциональным менеджментом». Модель Всеобщего контроля качества (Total Quality Control) была предложена Армандом Фейгенбаумом в начале 50-х гг. Под «Всеобщим контролем качества» Фейгенбаум понимал такую систему, которая позволяла решать проблему качества продукции и ее цены в зависимости от выгоды потребителей, производителей и дистрибьютеров. Фейгенбаум рассматривает качество не как конечный результат производства изделия, а на каждом этапе его создания. Модель системы качества Фейгенбаума основывается на контроле. Она представляет собой пирамиду, состоящую из последовательно осуществляемых на различных стадиях жизненного цикла продукции определенных видов контроля.

Таким образом, контроль качества рассматривается как вмешательство во все фазы производственного процесса – от требований потребителя, через проектирование, производство узлов и деталей, сборку до доставки продукта потребителю. А. Фейгенбаум определяет комплексную систему управления качеством как «согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...