Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнение. Заметки о священной литературе джайнов.





Священные писания джайнов – очень древние, и учёные не могут сказать ничего
определённого относительно времени их возникновения и того, как они были составлены.
Первоначально существовало 60 текстов, собранных в три группы, известные как Пурва,
Анга и Ангабахья. 45 текстов сохранились до наших дней: 14 текстов класса Пурва и
двенадцатая Анга (которые, как считается, были кратким изложением текстов Пурва) были
утеряны. Считается, что тексты Пурва восходят ко временам Паршвы, т.е. на 250 лет ранее
Махавиры. Из ссылок на них в других работах следует, что они содержали аргументы для
опровержения воззрений оппонентов, а также джайнские взгляды на астрономию, природу
вселенной, такие эзотерические вопросы, как астрология и развитие оккультных сил,
дискуссию о душе и её связанности материей и кармой. Потерянный теперь двенадцатый
текст Анга содержал пять отделов, которые давали главные учения класса Пурва, а также
включал традиционную историю до времени Махавиры, который сформировал базис для
более поздних писаний.


Считается, что окончательные письменные версии писаний, ранее передававшихся из уст в
уста многими поколениями монахов, были собраны на соборе в Валабхи в 450 г. Они
написаны на языке ардхамагадхи: пракрите, или народном разговорном языке, и содержат
разнообразные материалы, связанные с джайнской доктриной, джайнским образом жизни,
правилами для монахов и монахинь и истории, иллюстрирующие моральные и религиозные
вопросы. Тексты Анга составляют древнейшую сохранившуюся группу из числа
общепринятой религиозной литературы. Действительный процесс составления этих текстов
в таком виде, какими мы имеем их сегодня, всё ещё остаётся вопросом, требующим научного
исследования, но они, несомненно, включают в себя значительное количество
очень древнего материала. Ангабахья – собирательное наименование остальных частей
канона, которые считаются дополняющими класс Анга. Эти 34 текста включают в себя
группы Упанга (12), Ччхедасутра (6), Пракирна (10), Муласутра (4) и два независимых текста
Чуликасутра. Однако, если шветамбары принимают тексты Анга и Ангабахья как священный
канон, то традиция дигамбаров – другая.


Помимо этих писаний джайнские учёные монахи позже произвели огромное количество
работ, известных как толкования (ануйога). Эти сочинения, написанные как шветамбарами,
так и дигамбарами, можно подразделить на четыре группы, включающие соответственно
биографические, научные, дисциплинарные и философские работы. По времени
возникновения они варьируют от первого века до средневековых и более поздних времён. Из
числа шветамбаров можно упомянуть Харибхадру (8 в.), Хемачандру (12 в.) и
Яшовиджаю (17 в.). Кунда-Кунда (около 2 в.), Джинасена (9 в.) и Сомадева (10 в.) могут
быть упомянуты как представители дигамбаров. Детали жизни Кунда-Кунды затемнены, но
из его работ самая широко читаемая – Самаясара, важный философский трактат,
рассматривающий природу души (дживы). Если Кунда-Кунда писал на пракрите, то
Умасвати, автор знаменитой Таттвартха-сутры, использовал научный санскрит. Эта работа
представляет собой конспект джайнской философии в 357 шлоках. Дхармабинду
Харибхадры – это хорошо известное руководство по морали и аскетизму.
Один из самых популярных джайнских текстов – Кальпа-сутра, очень древняя работа,
дающая биографии 24 тиртханкаров, последовательность джайнских руководителей в
течение многих поколений и правила монашеской жизни во время сезона дождей. Её широко
читают в течение Парьюшаны, и люди слушают это с преданностью.
Джайнские монахи-поэты написали хвалебные гимны тиртханкарам; поэмы, прославляющие
джайнское учение и образ жизни, и внесли важный вклад в базовые молитвы, используемые
людьми для поклонения. Проповедники использовали народные языки как в назидательных,
так и в занимательных целях и, помимо пракритов и санскрита, джайнская литература
существует на каннара, тамили, телугу, хинди, раджастхани, гуджарати, маратхи и других
индийских языках. А с недавних пор джайнские учёные начали переводить свою священную
литературу на английский (процесс был начат европейскими учёными в девятнадцатом веке),
чтобы сделать её доступной учёным и прочим людям на Западе.


ТИРТХАНКАРЫ ТЕКУЩЕГО ПОЛУЦИКЛА ВРЕМЕНИ.


Образы тиртханкаров можно идентифицировать по эмблемам, изображаемым на пьедестале:
все они будут перечислены ниже. Так, Паршва изображается под куполом из семи змей с
капюшонами, Супаршва имеет подобный купол, но не из семи, а из пяти или девяти змей.
Согласно традиции, Малли была женщиной, но это не всегда признаётся. Суффикс «натха»20
часто добавляется к именам большинства тиртханкаров.
Ришабха, или Адинатха (бык)
Аджита (слон)
Самбхава (конь)
Абхинандана (обезьяна)
Сумати (птица: кроншнеп, серая куропатка или красный гусь)
Падмапрабха (лотос)
Супаршва (свастика)
Чандрапрабха (луна)
Сувидхи, или Пушпаданта (крокодил, иногда дельфин или краб)
Шитала (эмблема с четырьмя лепестками)
Шреямса (носорог)
Васупуджья (буйвол)
Вимала (кабан)
Ананта (ястреб или медведь)
Дхарма (молния)
Шанти (олень)
Кунтху (коза)
Ара (более детализированная свастика или рыба)
Малли (кувшин с водой)
Мунисуврата (черепаха)
Нами (голубой лотос)
Неми, или Ариштанеми (раковина)
Паршва (змеи)
Махавира (лев)
ДЖАЙНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
Регулярные праздники джайнского года связаны с традиционным индийским календарём,
поэтому эти даты в какой-то мере варьируют в европейском календаре. Каждый индийский
месяц подразделяется на светлую половину (когда луна прибывает) и тёмную половину, и
дни считаются в пределах каждой половины. Индийские месяцы даны ниже параллельно с
европейскими месяцами, которым они соответствуют. Год часто даётся в соответствии с
эрой Викрам Самват, которая началась в 57 г. до Р.Х., или, в джайнских кругах, в
соответствии с эрой Нирвана Самват, начинающейся с нирваны Махавиры в 527 г. до Р.Х.
Необходимо помнить, что индийский Новый год имеет место около октября по
европейскому календарю.


Приведённая ниже таблица показывает самые важные даты джайнского календаря. Джайны
также отмечают пять великих событий жизни каждого тиртханкары (зачатие, рождение,
отречение, достижение всеведения, освобождение). Это поводы для поста, полупоста и
другой религиозной деятельности. Хотя в один день может быть и несколько празднований,
они слишком многочисленны, чтобы поместиться здесь. Сверх того, благочестивые джайны
полностью или частично постятся на 2-й, 4-й, 8-й, 11-й и 14-й день каждого полумесяца или
же занимаются другой религиозной деятельностью.

индийский месяц европейский месяц светлая или тёмная половина день праздник
карттика   маргаширша пауша магха     пхалгуна   айтра         вайсакха   джьяйштха   асадха     шравана   бхадрапада         ашвина   октябрь- ноябрь   ноябрь-декабрь декабрь-январь январь-февраль     февраль-март   март-апрель         апрель-май   май-июнь   июнь-июль     июль-август   август-сентябрь         сентябрь-октябрь   светлая светлая светлая     светлая     светлая     светлая светлая светлая --     светлая   светлая   светлая   светлая   светлая светлая   светлая тёмная тёмная --   светлая светлая   светлая   тёмная   тёмная светлая   светлая   светлая светлая тёмная тёмная   8-15             10 --     8-15   14   7-15     3   13 14 --   8-15       1     5-14 7-15 14     Новый Год. Джняна Панчам (День знания). Карттики Аттхай. Восьмидневный пост и поклонение, особенно сиддхачакре. Чатурдаши (ритуал покаяния, выполняемый раз в 4 месяца). Окончание четырёхдневного затворничества сезона дождей. Возобновление паломничества в Сатрунджаю. Отречение Махавиры. Маунагиярас (День молчания) Нирвана Ришабхи. 15 дней этого месяца посвящены 19 великим событиям, связанным с 14 тиртханкарами. Пхалгуни Аттхай (восьмидневный пост и поклонение). Чатурдаши (ритуал покаяния раз в 4 месяца). Оли (девятидневный полупост). Махавира джаянти (День рождения Махавиры) Важная дата паломничечтва в Сатрунджаю. Акшая трутия (Ришабха прервал годовой пост, выпив тростниковый сок, и верующие делают то же самое). Достижение всеведения Махавирой. Рождение и нирвана Шантинатхи. Отречение Шантинатхи. 7 великих событий, связанных с 6 тиртханкарами. Зачатие Махавиры. Асадхи Аттхай (восьмидневный пост и поклонение). Чатурдаши (ритуал покаяния раз в 4 месяца) Начало восьмидневной парьюшаны (шветамбара) Публичное чтение Кальпа- сутры. Чтение о рождении Махавиры из Кальпа-сутры. Самватсари (последний день Парьюшаны). Парьюшана (дигамбара). Оли (девятидневный полупост). Рупа Чатурдаши (последняя проповедь Махавиры). Дивали (нирвана Махавиры).

ГЛОССАРИЙ.


Аджива: неживая субстанция.
Анга: класс священных писаний джайнов.
Анекантавада: доктрина неодносторонности.
Арати: церемония возжигания светильников.
Ардхамагадхи: пракрит, на котором написаны джайнские писания и молитвы.
Архат (ариханта): просветлённая душа; тот, кто достиг стадии, последней перед
освобождением.
Ариханта пуджа: форма поклонения архатам и другим существам.
Асрава: приток кармы в душу.
Ахимса: ненасилие.
Ачарья: руководитель общины монахов.
Бандха: связывание кармы с душой.
Брахман: священническая каста.
Ганадхара: 11 главных учеников Махавиры.
Гунастхана: 14 стадий на пути духовного прогресса.
Гуру: учитель.
Джая Джинендра: почести Джине (джайнское приветствие).
Джива: душа.
Джина: победитель (над страстями). Обычный эпитет тиртханкары.
Джняна панчам: пятый день года, день знания, когда читается Кальпа-сутра.
Дивали: индийский праздник. Джайны в этот день вспоминают освобождение Махавиры.
Дигамбара: буквально «одетый в одежду стран света», одна из двух главных ветвей
джайнизма.
Дикша: посвящение в монахи.
Дипа: светильник.
Дхьяна: медитация.
Карма: действие.
Кевала джняна: полное знание, всеведение.
Кшатрия: военная и административная каста.
Маунагиярас: день молчания и поста.
Махавира джаянти: День рождения Махавиры.
Моголы: мусульманская династия в Индии, правившая в 16-18 вв.
Мокша: освобождение (или нирвана).
Муни: монах21.
Намо: начальное слово в молитвах, означающее «поклонение».
Нигода: очень маленькие живые существа.
Нирвана: освобождение (или мокша).
Нирджара: сбрасывание кармы.
Нисихи: произносимая при входе в храм фраза, указывающая на оставление мирских
мыслей.
Оли: девятидневный период полупоста дважды в год.
Панча намаскара: формула поклонения пяти категориям высших существ.
Папа: недостаток, дурной результат в будущем.
Парьюшана: ежегодный период восьмидневного поста и религиозной деятельности.
Пратикрамана: ритуал покаяния.
Пудгала: материя, неживая субстанция.
Пуджа: поклонение.
Пунья: добродетель.
Пурва: утерянные писания джайнов.
Ратнатрая: три драгоценности.
Садхви: монахиня.
Садху: монах22.
Саллекхана: принятие смерти через добровольный отказ от пищи.
Самайика: спокойствие, достигнутое с помощью медитации и молитвы.
Самвара: прекращение притока кармы в душу.
Свастика: древний благотворный символ.
Сиддха: освобождённая душа.
Сиддхачакра: металлический диск со священными образами.
Стханакваси: джайнская школа, отвергающая поклонение изображениям.
Сутра: религиозный текст.
Сьядвада: утверждение, что в некоторых отношениях факт истинен, хотя в других может
быть и не так.
Тапас: аскетическая практика.
Терапантхи: школа, выделившаяся из стханакваси в 18 в.
Тиртханкара: 24 просветлённые души в каждом полуцикле времени, обновляющие
джайнскую религию.
Упадхьяя: учёный монах, наставник монахов.
Упашрая: медитационный зал.
Чайтья вандана: храмовые молитвы.
Чатуръяма дхарма: «четырёхчленное учение» двадцать третьего тиртханкары, т.е.
воздержание от насилия, воровства, лжи и стяжательства.
Шветамбара: «одетые в белое», одна из двух главных ветвей джайнизма.
Шравака: мирянин.
Шравика: мирянка.
Шрамана и шрамани: монах и монахиня школы терапантхов, принявшие частичные обеты.
Примечания переводчика.
1 букв.: учение четырёх самоограничений.
2 Тиртханкара: указывающий брод, переправу.
3 Употреблённое в оригинале слово «епитимья» заменено как неуместное для джайнской религии: епитимья в
христианстве представляет собой наказание, налагаемое исповедующим священником за грехи, тогда как
санскритское слово «тапасья», происходящее от глагола «тап» – «быть горячим, жечь», означает аскезу.
4 Кевала: 1) исключительный, единственный; 2) весь, целый, полный; буква «джня» в настоящее время читается
«гья»
5 Грамматически это слово – только женского рода.
6 Пурва: первый, начальный.
7 Анга: часть тела, член; также название для дополнительных текстов, к Ведам, например.
8 Ануврата: «малые обеты», принимаемые мирянами. Конечное краткое «а» в хинди не читается.
9 Грантхамала: собрание сочинений.
10 Такая орфография применяется в древних текстах, однако в современном хинди мне не встречалась. В хинди
употребляется также перешедшее из санскрита слово «ашрав», означающее «принятие», а также, любопытно
отметить, «мучение». Обращаю внимание читателя на то, что в переводной литертуре могут иметь место оба
варианта.
11 Анека: 1)многократный; 2)разнообразный; анта: 1) конец; 2) край, граница, предел; вада (в составных):
говорящий.
12 Возможны разные варианты перевода: «доктрина «может быть», «доктрина возможного».
13 Джайнизм не признаёт существующую в индуизме и буддизме концепцию дней и ночей Брахмы.
14 В данном случае – «тело», но может применяться к душе и личности.
15 Как существительное мужского рода: 1) злой человек; 2) грешник; среднего рода: 1) зло, вред; 2) несчастье;
3) вина, проступок.
16 Данная молитва составлена на языке ардхамагадхи, поэтому произношение многих слов отличается от более
привычного российскому читателю санскритского: «айярья» вместо «ачарья», «уваджджхая» вместо
«упадхьяя», «савва» вместо «сарва», опускается «д» в «садху», «намоккаро» вместо «намаскара». Звук «нг» в
«мангала» соответствует английскому «ng».
17 Слово, имеющее значение движения назад: приставка «прати» – против; «крамана» – шагание, наступание (в
составных); «пратикрама» – обратный порядок.
обратный порядок
18 От «мауна» – «молчание».
19 Иначе: Бхишадева.
20 Натха: покровитель, защитник, повелитель.
21 Букв.: мудрец.
22 В индуизме – святой.

П. Маретт, Введение в джайнизм

 
JWRusian > Books

http://www.jainworld.com/JWRussian/jainworld/jain_russianbooksonline.asp

             

 

 

 

   
Email this page

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...