Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.




Понятие и принципы административно-территориального устройства. Подразделение территории субъекта РФ на определенные части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Понятие «административно-территориальное устройство» используется в государствоведении и в политической практике для характеристики территориальной организации унитарного государства. Территориальная организация федеративного государства характеризуется через понятие «федеративное устройство». Соответственно, понятие «административно-территориальное устройство (деление)» используется для характеристики территориальной организации субъектов федеративного государства.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ включает их административно-территориальное деление (подразделение территории субъекта РФ на определенные части - административно-территориальные единицы, населенные пункты) и административно-территориальный процесс (процедуры образования, упразднения и преобразования административно-территориальных единиц, населенных пунктов, ведения их учета и учета изменений в административно-территориальном устройстве). Соответственно, административно-территориальное устройство характеризует: а) систему административно-территориальных единиц, порядок их образования и упразднения; б) отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; в) установление и изменение границ административно-территориальных единиц; г) уста-новление административных центров, включающих в свой состав несколько населенных пунктов; д) переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей; е) регистрация населенных пунктов, учет изменений в административно-территориальном устройстве. Частично все эти вопросы регулируются действующим Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР». Это правовой акт федерального уровня. Кроме того, вопросы административно-территориального устройства конкретного субъекта РФ решаются в уставах (конституциях) субъектов РФ.

Как составляющая административно-территориального устройства административно-территориальная единица представляет собой часть территории субъекта РФ в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая название, органы местного самоуправления, соответствующий статус, установленный законом субъекта РФ. Административно-территориальная единица имеет свой административный центр, состоит из населенных пунктов (поселений), выделяемых для комплексного решения государственных и местных задач, необходимых для обеспечения жизнедеятельности местного сообщества, субъекта РФ, страны в целом. Как составля- ющие административно-территориальных единиц населенные пункты представляют собой места постоянного проживания людей, приспособленные для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха; в них сосредоточено жилье, административные и хозяйственные постройки. Наиболее распространенными видами административно-территориальных единиц являются районы и сельсоветы, населенных пунктов - села, деревни, поселки, города, районы в городах. Существующая система административно-территориального устройства субъектов РФ предполагает, как правило, наличие двух, иногда трех уровней административно-территориальных единиц. Городские поселения преимущественно отличаются двухуровневой организацией - города, поселки городского типа (первый уровень) и районы в городах (второй уровень); для сельских поселений более характерны три уровня: сельские районы или сельские округа (первый уровень); сельсоветы, поссоветы и т.п. (второй уровень); села, деревни, усадьбы, станицы и т.д. (третий уровень).

Административно-территориальное устройство подчинено определенным принципам или требованиям, в соответствии с которыми территория субъекта РФ подразделяется на соответствующие административно-территориальные единицы. К числу таких факторов (требований) относятся: экономические - требующие учета характера, направленности развития промышленности определенной территории, наличие центров экономического тяготения и состояние путей сообщения; демографические - учитывающие количество и плотность населения; исторические - соответствие исторически сложившейся системе расселения в данном регионе и устойчивые тенденции ее развития; национальные - предполагающие всесторонний учет национального состава населения и его особенностей, развития национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных групп, проживающих на данной территории; экологические и социальные - обеспечение населению здоровой и безопасной среды обитания, возможность оказать содействие рациональному использованию природных ресурсов и экономического потенциала территории, развитию ее социальной инфраструктуры, системы коммуникаций; административно-управленческие - максимальное приближение органов государственной власти и органов местного самоуправления к населению. Указанные требования закрепляются в законах субъектов РФ, регламентирующих их административно-территориальное устройство, и являются обязательными.

До 1917 г. административно-территориальное деление России строилось по схеме: губерния - уезд - волость. В РСФСР эта схема первоначально была воспроизведена: область (край) - округ - район, а затем после ликвидации округов: область (край) - район. Действующие Конституции, уставы республик, краев, областей, иных субъектов РФ различают следующие административно-территориальные единицы: 1) базовые, охватывающие районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения; 2) первичные, к которым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Официальным документом, определяющим границы территории субъектов РФ и содержащим картографические материалы, является описание территории субъекта РФ. Описание предполагает согласование с границами сопредельных территорий субъектов РФ, заверяется подписью высшего должностного лица исполнительного органа государственной власти и подлежит утверждению законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Особым статусом характеризуется закрытое административно-территориальное образование. Оно имеет органы местного самоуправления, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Оно является отдельной административно-территориальной единицей, статус которой регулируется Федеральным законом от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями и дополнениями от 1996 г.). Территория и границы административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов. Границы такого образования могут не совпадать с границами субъектов РФ. Населенные пункты, расположенные в нем, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические издания. Решение о создании и упразднении закрытого административно-территориального образования с установлением его административной подчиненности принимается Президентом РФ. Закрытое административно-территориальное образование находится в федеральной юрисдикции по следующим вопросам: установление административной подчиненности, границ образования, земель, отводимых предприятиям и объектам; определение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении данного образования, введение и обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов; установление контролируемых и запретных зон по границе и в пределах указанного образования; ограничение на въезд и постоянное проживание граждан на его территории; ограничение на полеты летательных аппаратов над его территорией.

 

Тема.

Вопрос.

Прав. Природа власти Пр.

Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность.Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы[2][3]. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Президент России — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.

Правовой статус президента России закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации[12].

Наряду с полномочиями главы государства президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.

В отличие от конституции Пятой французской республики, где политику государства определяет и проводит правительство, а президент почти всегда председательствует на его заседаниях, президент РФ самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (статья 80 Конституции РФ) и «руководит внешней политикой» (статья 86 Конституции РФ). Правительство же «осуществляет исполнительную власть» (статья 110 Конституции РФ), то есть, определяет оперативные направления внутренней политики и проводит политику, определенную президентом в его указах.

Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации, являются подзаконными актами. Формально правительство — «коллективный» глава исполнительной власти. Однако, определяя своими указами направления деятельности правительства, других органов исполнительной власти, президент является «фактическим» главой исполнительной власти (это не управление текущей работой, которая характеризуется как аппаратно-управленческая деятельность). Ввиду такой двухступенчатости власти термин «глава исполнительной власти» (председатель правительства не является таковым, так как властными полномочиями обладает президент и правительство), в Конституции РФ (и Франции) отсутствует:

«На основании и во исполнении Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.» «Если акты правительства противоречат Конституции, законам РФ или указам президента, то они могут быть отменены президентом.» (статья 115 Конституции РФ).

«Председатель правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).

«Президент Российской Федерации может принять решение об отставке правительства Российской Федерации» (статья 117 Конституции РФ).

Таким образом, выборы президента РФ с его программой можно назвать «выборами исполнительной власти» федерального уровня.

По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы. Однако правительство вносит в Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики государства (статья 84 Конституции РФ), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие определенных законов).

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении, назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил, назначает и отзывает послов РФ, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.) [1].

Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения вгосударственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления <…>», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Согласно статье 7 Федерального закона «О государственной охране»[13], в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны». Государственной охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

 

Вопрос.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...