Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура познавательной деятельности. Познание и творчество.




Познание - цепь целенаправленных отражений объективного мира. Признавая познаваемость мира нельзя утверждать, что мир познаваем сразу, полностью и целиком. Речь идет о том, что наши знания соответствуют объективной действительности, и это соответствие можно установить в принципе с любым объектом. Мир бесконечен, а бесконечность нельзя исчерпать до конца. Всегда останется что-то для познания. Но каждый отдельный объект этого мира может быть познанн до конца. Значит мир познаваем, но не сразу, не полностью, не целиком. Ф признают познание мира. Скептики сомневаются в познании мира - Юнг (Англия).
Агностики (Кант) отрицают возможность познания мира. Главный вопрос не в том познаваем ли мир, а в том, как объективные свойства вещей становятся формами знания. Как материальное преобразуется в идеальное. ОТражение - отношение между внешним материальным миром и органом мышления и сознания. Каждая вещь представляет собой единство формы и содержания, сущности и явления. Когда мы познаем эту вещь содержание нам может быть и не дается сразу. То что лежит на поверхности называется явлением. Кант, будучи агностиком, утверждал. что существуют вещи в себе, т.е. она не становится вещью для нас и сущность вещей познать нельзя, только явления. Гегель говорил, что всякая сущность нам рано или поздно является, а всякое явление существенно. Сущность выражается через те или иные формы. Форма может и не выражать сущность. Никакой принципиальной разницы между явлением и сущностью вещи нет и быть не может. Различия есть лишь между тем, что познано и тем, что пока не познано, между истиной абсолютной и относительной, между тем, что мы познаем на этом уровне и на более высоком. Процесс познания происходит путем пассивного отражения. Принцип отражения совсем не противоречит принципу активности субъекта. Познание - общественно исторический процесс движения мысли от незнания к знанию. Знания, наука, истина объективны или субъективны? Самое веселое в том, что знание одновременно субъективно и объективно одновременно. Субъективно как форма человеческой деятельности, и объективно ибо его содержание не зависит от человека. Познавательная деятельность включает в себя: объект познания, субъект познания, объективная, субъективная реальности, цель, результат, предмет познания. Объективная реальность - существует не зависимо от человека. Субъективная связана с субъектом. Знание - первая ступень формирования духовного мира личности. Оно приобретается чувственно эмоциональным путем и усвоением опыта человека зафиксированного в языке. Ум и знание не одно и то же. Гераклит говорил, что много знаний уму не научает. Ум это способность к самостоятельному мышлению, логическому мышлению, проникновению в сущность вещей. Знания и ум дают интеллект. Рассудок - способность человека применять знания и ум для анализа и оценки своего отношения, своих поступков. Рассудок зависит от потребностей и интересов личности. Разум - бесконечное мышление (Гегель). Только диалектическое мышление разумно. Разум - творческая познавательная деятельность, создание новых идей. Кант говорил, что всякое знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается разумом.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. Существует 3 уровня: 1. донаучное познание, 2. научное, 3. философское. Каждому из этих уровней соответствует определенная форма познания. Донаучное познание характеризует представление, это имперический (чувственно воспринимаемый) мир, где для познания достаточно представления. Научное познание оперирует понятиями. Философское пользуется категориями. Эти уровни возникают т.к. разные предметы исследования. Существует универсальная закономерность бытия. Закономерность субстанции, субстанкциональной сущности, познание которой возможно только посредством наиболее общих понятий или всеобщих универсалий - философских категорий. Вся история человеческого познания показывает, что познание начинается с чувств, потом переходит к абстрактному мышлению, потом проверяется на практике. Чувственное познание (донаучное) - первая ступень познания. Тут изучаются единичные предметы, их стороны, явления. Теория чувств человеком не до конца усвоена, в отличии от теории мышления. Чувства нельзя выразить языком. С помощью органов чувств мы фиксируем признаки предметов в виде образов. 5 органов чувств не ограничивают нас. И будь у нас их больше мир мы понимали, может быть, более глубже, но сущность вещей мы знаем и так. Ильенко и Мещеряков А.И. разработали методику по которой слепо-глухо-немые дети превращались в полноценных людей. Человек - человек в обществе, и имея только один орган чувств они приучали их к общению. Человек с одним органом чувств, но живущий в обществе намного выше Маугли. Среди них есть кандидаты наук. Есть различные формы чувственного познания - формы абстрактного мышления.

Познание – это творческий процесс. Как и почему ученые открывают тайны природы? Познание нельзя свести только к мыслительной рефлексии, оно опирается также на возможности творческого воображения, интуиции.

Интуиция в науке – это нечто вроде вдохновения, постижение истины непосредственно, без участия сознания. Интуиция – это прямое переживание действительности или, говоря словами немецкого поэта Иоганна Гете, "откровение, развивающееся внутри человека". Интуиция близка состоянию вдохновения, духовного видения, откровения, которое коренится в бессознательном слое психики.

Об интуиции вспоминают тогда, когда всепроникающий ум достигает пределов усталости, обнаруживают себя неосознанно идущие мыслительные процессы. Такая интуиция оказывается востребованной. Подспудная работа сознания начинает плодоносить. Искра озарения венчает аналитическую работу интеллекта, демонстрируя неисчерпаемый потенциал размышления. Так разум берет на вооружение тончайшие механизмы творчества, внезапного просветления.

Приведем такой пример. Кибернетику (так называется наука о контроле и коммуникации в мире машин и животных) "изобрел" в 1948 г. физик Норберт Винер (от греч. κυβερνητική – рулевой, правитель). Наука сложная, но импульсом к ее созданию явилось наблюдение за поплавком в сливном бачке. Когда бачок наполнен водой, поплавок свободно плавает на ее поверхности. "Проявив немного изобретательности, – пишет Уилсон, – я мог бы использовать данную систему контроля при закрывании кранов в ванной, когда вода достигает определенного уровня, и, сидя в ванне, не беспокоить себя ничем. Но в науке и в производстве процесс, который я хочу контролировать, может оказаться во много раз сложнее, чем закрывание кранов в ванной; например, это может быть какой-нибудь химический процесс, развивающийся при соблюдении многих условий. В этом случае, чтобы контролировать все возможные ситуации, я должен прибегнуть к использованию какой-нибудь специальной компьютерной программы. Однако карты с несколькими пробитыми в ней дырками вполне достаточно, чтобы обеспечить осуществление компьютерных команд и заставить компьютер выполнять функции прораба, наблюдающего за тем, чтобы работа была хорошо сделана".

С конца XIX в. стало понятно, что живые существа получают свои качества от маленьких клеток, называемых генами, которые содержатся как в мужском семени, так и в женской яйцеклетке. Цвет волос и глаз, величина ног – все это определено генами. Но до середины 50-х гг. прошлого столетия никто толком не знал, как гены это делают. И только в середине века постепенно стало ясно, что гены подобны компьютерной ДНК, соединенные друг с другом в форме двойной спирали, что чем-то напоминают две пружинки, завитые вместе в противоположных направлениях.

Известно, что большинство открытий совершается самым непредвиденным образом. Мышление действительно связано с творческим порывом. Известно, что Альберт Эйнштейн любил играть на скрипке. Он пытался достичь эмоционального подъема, чтобы преодолеть трудность мысли. Не случайно говорят, что его теория относительности – плод гениальной интуиции. Известно, что идея многих изобретений и художественных произведений возникла именно во сне. Элиас Хау, создавая конструкцию швейной машины, уже готов был отчаяться, и вот однажды во сне он увидел иголку с ушком внизу, а не вверху или в середине, как в тех моделях, которые работали плохо.

Немецкий химик Август Кекуле не находил себе покоя, разгадывая формулу молекулы бензола. В ней явно не хватало атомов водорода, чтобы компенсировать валентность шести атомов углерода, расположенных по прямой линии (так изображались тогда формулы органических соединений). Он заснул. "Атомы извивались у меня перед глазами... извивались как змеи... Одна из змей схватила собственный хвост, и этот образ стал неотступно вертеться в моей голове... Как будто от вспышки света я проснулся: весь остаток ночи я работал над следствиями, вытекающими из этой гипотезы". Вот так Кекуле пришла идея представить формулу бензола в виде кольца, что положило начало химии красителей и фармацевтических соединений.

Раймонд де Бекер приводит множество примеров творческих снов. Нильс Бор "увидел" свою знаменитую модель атома в сновидении о планетах, вращающихся вокруг Солнца. "Божественная комедия" Данте, вторая часть "Фауста" Гете, неоконченный фрагмент "Кубла хан" (1798) английского поэта и литературного критика Сэмюэля Колриджа были навеяны снами. Под влиянием снов творили Моцарт, Вагнер, Толстой, По, Сен-Санс, Ван-Гог, Гейне, Вольтер, Лафонтен.

Австрийский физиолог Отто Леви получил Нобелевскую премию за открытие, которое было результатом двойного сна. Он бился над загадкой механизма, с помощью которого нервная система регулирует сердечные сокращения. Ему приснилось, что он открыл принцип воздействия химических веществ на нервную систему. Ученый очнулся, сделал некоторые записи и опять уснул. На следующую ночь он спал тревожно, но в середине ночи ему стал сниться тот же самый сон. На этот раз ученый не стал полагаться на записи, а встал и прямиком отправился в лабораторию, чтобы начать эксперимент.

Начиная с VI в. до н.э. и по VI в. н.э. в Греции и Риме практиковали метод инкубации сна, когда люди уходили в священные места, чтобы получить от Бога нужный им сон. Человек мог попросить о божественном совете по поводу кладки камня, средства от бесплодия, диагноза и лечения любой болезни. Он направлялся в один из многочисленных храмов Эскулапа, там вместе со жрецами участвовал в молитвенных песнопениях, воздерживался от вина, женщин и той пищи, которая, как считалась, препятствует появлению сновидений, совершал ритуальные очистительные омовения. Затем, получив первое божественное приглашение ко сну, он проводил ночь, лежа на окровавленных шкурах принесенных в жертву овец и быков в компании извивающихся (хотя и неядовитых) священных змей храма. Совсем не удивительно, что такому человеку снился сон, полный значения. Если страждущему снился непонятный сон, он мог пойти к одному из местных толкователей сновидений. В древнеегипетском городе Мемфисе над дверью одного из таких толкователей висела следующая табличка: "Толкую сны, Мандат выдан самим господом Богом".

В процессе научного творчества взаимодействуют интуиция и логика. Один из центральных моментов творчества – как возникают новые идеи. В момент озарения логика может быть отключена. Способность не проходить мимо случайностей, замечать их и давать им соответствующее истолкование – важная сторона творчества. Когда В. Гершель в 1781 г. открыл планету Уран, оказалось, что многие астрономы уже наблюдали это небесное тело (не менее 200 зарегистрированных наблюдений), но выяснилось, что некоторые физики встречались с этим видом излучения и рассматривали его как помеху, из-за которой портятся фотографические пластинки.

Разумеется, случай благоприятствует подготовленному уму. Способность к научным открытиям проявляется у людей, с детства отличавшихся любознательностью и получивших такую подготовку и образование, которые не подавили умение видеть события и процессы под неожиданным углом зрения.

Творчество – индивидуальный акт, глубоко личный, несомненно, подверженный влиянию предрассудков, предвзятых мнений. Критерии оценки нового в науке одинаковы для всех ученых мира. Новое открытие проверяется путем сопоставления его с уже известными, устоявшимися взглядами в науке. Одно из условий научного открытия – способность обращать внимание на странности, на необычные, пусть кажущиеся незначительными, события. Ученые спорят о том, возможна ли в науке "счастливая догадка". Некоторые считают, что догадка всегда связана со слепой верой, отказом от критического суждения. Однако догадка может быть "дикой", сделанной "наугад", но основанной на глубоком размышлении.

Многие ученые рассказывают о роли интуиции в их творчестве. Д. И. Менделеев увидел во сне долго не дававшееся ему расположение элементов периодической таблицы. Известный ученый Луи Пастер говорил, что его открытия основаны на разнообразных взглядах, взятых из разных областей науки. Например, процесс брожения винограда послужил ему подсказкой для разгадки механизма гниения мяса. Изобретатель паровой машины Джеймс Уайт утверждал, что начал свою работу исходя из аналогии между потоком пара и потоком воды в гидравлической турбине.

Существует общее впечатление, что все, во что мы верим, может быть доказанным или же по крайней мере может быть показано как нечто весьма вероятное. Многие понимают, что вера, которую нельзя обосновать, является неразумной верой. В основном этот взгляд правилен. Знание обычно противопоставляется вере, которая во многом отказывается от сомнения и доказательств. В то же время вера является необходимым элементом процесса познания.

Английский философ Бертран Рассел (1872–1970) иллюстрирует эту мысль такими рассуждениями. Почти все наши обычные убеждения выводятся или могут быть выведены из других убеждений, которые могут рассматриваться в качестве их основы. Как правило, эта основа или забыта, или никогда не осознавалась. Философ рассуждает: представим себе настойчивого Сократа, который, не удовлетворяясь никаким основанием, продолжает требовать основание. Идя от обычных повседневных взглядов, мы можем пойти назад, от пункта к пункту, пока не достигнем некоторого общего принципа. Так, в процессе познания ученый может подвергнуть сомнению все, с чем он работает. В то же время ему приходится опираться на самоочевидные истины. Степени самоочевидности важны в познании.

Паука провозглашает: истина не достижима, пока человек ограничивается ближайшей сферой своего непосредственного опыта. Вместо того чтобы описывать отдельные и изолированные факты, наука стремится дать всесторонний взгляд на мир. Наука ищет в явлениях не одну только простоту – она ищет порядок. Существование регулярностей, единой формы в явлениях природы – в движении планет, во вращении Солнца и Луны, смене времен года – было одним из первых великих открытий человечества.

Наука – последняя ступень в умственном развитии человечества. Ее можно считать высшим и наиболее специфичным достижением человеческой культуры. К науке можно применить слова Архимеда: "Дайте мне точку опоры и я переверну мир". Однако не следует понимать науку только как множество открытий. В Древнем Китае был изобретен порох, изготовлялись бумага, шелк. Появились различные технические приспособления вроде коромысла. Однако наука там не появилась, ибо для появления науки важно, чтобы отдельные открытия сложились в относительную целостность. Это произошло в античной Греции.

Логика – наука об общезначимых формах мысли (понятиях, суждениях, умозаключениях), о правилах их образования и вывода, об отношениях между значениями понятий, а также о способах их формализации. Проблема логики порождена тем обстоятельством, что выражение мысли в языке приводит к искажению характера знания. По выражению Л. Витгенштейна, язык переодевает мысли, причем переодевает столь неузнаваемо, что внешняя форма одежды не позволяет судить о форме облаченной в нее мысли. И это понятно, ведь внешняя форма одежды создается вовсе не для того, что по ней судили о форме тела. Скорее, наоборот.

Родоначальник логики как таковой – Аристотель – не употребляет понятие "логика", тем более "логика формальная". Термин "формальная" по отношению к аристотелевской и схоластической логике впервые употребил Кант. Дальнейшее утверждение в науке термина "логика" связано с именами Канта и Гегеля. Логика пользуется категориальным аппаратом. Среди них: понятие – одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма обобщения предметов и явлений. Суждение – мысль, выраженная в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объектах, и являющаяся объективно либо истинной, либо ложной. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками умозаключения, выводится новое суждение (называемое заключением или следствием), логически вытекающее из посылок.

Формальная логика – наука, которая изучает формы мысли – понятия, суждения, умозаключения, доказательства – со стороны их логической структуры, т.е. отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания. Общая задача формальной логики – сформулировать законы и принципы, соблюдение которых является необходимым условием достижения истинных заключений в процессе получения выводного знания. Новый этап в развитии формальной логики наступил с конца XIX – начала XX в., когда стала интенсивно развиваться математическая логика.

Аналогия – это установление отношения между двумя предметами, которое дает возможность переносить информацию, полученную при исследовании предмета (модели) на другой предмет, называемый прототипом. Доказательство – рассуждение, имеющее целью обосновать истинность (или ложность) какого-либо утверждения, которое называется тезисом. Опровержение – обоснование ложности либо неправильности выдвинутых утверждений, предположений или доказательств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...